Полномочия Хабаровского УФАС России по контролю за ценами на продовольственные товары и порядок обращения с заявлением в антимонопольный орган
В полномочия антимонопольного органа, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, входит контроль за соблюдением запрета на установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, монопольных цен (в случае, когда цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию) – пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в случае, когда цены (тарифы) подлежат государственному регулированию) – пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также на соглашения хозяйствующих субъектов (то есть договоренности в письменной форме, содержащейся в документе или нескольких документах, а также договоренности в устной форме), результатом которых является установление или поддержание цен - пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
По распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 № 140 об ограничении поставок продовольственных товаров из Китайской Народной Республики, Хабаровское УФАС России в целях недопущения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, поставки которых ранее осуществлялись из Китайской Народной Республики, приступает к проведению еженедельного мониторинга РОЗНИЧНЫХ ЦЕН на следующие виды продовольственных товаров:
- Мясо домашней птицы (куры и утки домашние): тушки замороженные, части тушек, мясо обваленное;
- Рыба замороженная неразделанная;
- Овощи быстрозамороженные, овощные смеси не подвергнутые тепловой обработке, целые и резанные;
- Капуста белокочанная свежая;
- Лук репчатый свежий;
- Морковь столовая свежая;
- Капуста пекинская свежая;
- Чеснок свежий;
- Перец сладкий свежий;
- Кабачки свежие;
- Томаты свежие;
- Огурцы свежие;
- Картофель свежий;
- Яблоки свежие;
- Груши свежие;
- Лимоны свежие;
- Апельсины свежие;
- Мандарины свежие.
В случае обнаружения в рамках вышеуказанного мониторинга, проводимого Хабаровским УФАС по поручению ФАС России, в действиях (бездействии) хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России будут приняты соответствующие меры реагирования, предусмотренные Законом о защите конкуренции.
Также граждане вправе направлять в антимонопольный орган заявления, указывающие о наличии в действиях торговых организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении, поддержании цен (в части установления, поддержания торговыми организациями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен либо цен, установленных в рамках запрещенного антимонопольным законодательством соглашения между торговыми организациями).
Вместе с тем, Законом о защите конкуренции установлены требования к заявлению, направляемому в антимонопольный орган. Заявление подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
В случае отсутствия в заявлении вышеуказанных сведений и документов антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения и уведомляет в письменной форме заявителя о порядке обращения в антимонопольный орган.
По результатам анализа заявлений по вопросам, связанным с установлением торговыми организациями цен, Хабаровским УФАС России установлено, что основными недостатками заявлений являются:
- Отсутствие сведений о лице, в отношении которого подано заявление (например, отсутствие наименования и места нахождения (адреса) юридического лица либо индивидуального предпринимателя, либо указание только наименования торговой сети, которое не является наименованием торговой организации). Информация о наименование организации, места ее нахождения (адрес) размещается вывеске, а также зачастую на товарных чеках, уголках потребителя.
- К заявлению не прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (в частности, товарные чеки, свидетельствующие о покупке продовольственных товаров, цены на которые, по мнению заявителя, установлены с нарушением антимонопольного законодательства).
- Отсутствует описание нарушения антимонопольного законодательства (в частности, заявителями не указываются цены, по которым продовольственные товары приобретались ранее).
По вышеизложенным обстоятельствам и в целях оперативного реагирования со стороны антимонопольного органа на заявления о фактах увеличения цен на продовольственные товары, гражданам необходимо соблюдать минимальные требования к оформлению заявления, предусмотренные Законом о защите конкуренции.