• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Полномочия Хабаровского УФАС России по контролю за ценами на продовольственные товары

Полномочия территориального антимонопольного органа по контролю за ценами на продовольственные товары и порядок обращения с заявлением в антимонопольный орган

 

1. В полномочия антимонопольного органа, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, входит контроль за соблюдением запрета на установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, монопольных цен (в случае, когда цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию) – пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в случае, когда цены (тарифы) подлежат государственному регулированию) – пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также на соглашения хозяйствующих субъектов (то есть договоренности в письменной форме, содержащейся в документе или нескольких документах, а также договоренности в устной форме), результатом которых является установление или поддержание цен - пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

12 августа 2014 года ФАС России в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечении безопасности Российской Федерации» и недопущения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров в связи с введением запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия дано поручение территориальным органам ФАС России, обеспечить еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на 11 видов продовольственных товаров (свинина (кроме бескостного мяса), говядина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки).

Субъектами мониторинга являются хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующие субъекты, занимающие существенную долю на соответствующих товарных рынках, осуществляющие производство и/или оптовую реализацию включенных в перечень товаров.

В случае обнаружения в рамках вышеуказанного мониторинга, проводимого Хабаровским УФАС по поручению ФАС России, в действиях (бездействии) хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России будут приняты соответствующие меры реагирования, предусмотренные Законом о защите конкуренции.

2. Также граждане вправе направлять в антимонопольный орган заявления, указывающие о наличии в действиях торговых организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении, поддержании цен (в части установления, поддержания торговыми организациями, занимающими доминирующее положение, монопольно высоких цен либо цен, установленных в рамках запрещенного антимонопольным законодательством соглашения между торговыми организациями).   

Вместе с тем, Законом о защите конкуренции установлены требования к заявлению, направляемому в антимонопольный орган. Заявление подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

В случае отсутствия в заявлении вышеуказанных сведений и документов антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения и  уведомляет в письменной форме заявителя о порядке обращения в антимонопольный орган.

 По результатам анализа заявлений по вопросам, связанным с установлением торговыми организациями цен, Хабаровским УФАС России установлено, что основными недостатками заявлений являются:  

- Отсутствие сведений о лице, в отношении которого подано заявление (например, отсутствие наименования и места нахождения (адреса) юридического лица либо индивидуального предпринимателя, либо указание только наименования торговой сети, которое не является наименованием торговой организации). Информация о наименование организации, места ее нахождения (адрес) размещается вывеске, а также зачастую на товарных чеках, уголках потребителя.

- К заявлению не прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (в частности, товарные чеки, свидетельствующие о покупке продовольственных товаров, цены на которые, по мнению заявителя, установлены с нарушением антимонопольного законодательства).

-  Отсутствует описание нарушения антимонопольного законодательства (в частности, заявителями не указываются цены, по которым продовольственные товары приобретались ранее).

По вышеизложенным обстоятельствам и в целях оперативного реагирования со стороны антимонопольного органа на заявления о фактах увеличения цен на продовольственные товары, гражданам необходимо соблюдать минимальные требования к оформлению заявления, предусмотренные Законом о защите конкуренции.