Рынок мощности стал более конкурентным

Сфера деятельности: Электроэнергетика

27 августа 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации №893 были внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, направленные на совершенствование процедур проведения конкурентных отборов мощности.

Наиболее значимые преобразования связаны с переходом к долгосрочным отборам, при которых они проводятся не на один год (как было ранее), а на четыре года вперед. 

«Принятие модели долгосрочных отборов мощности призвано повысить прогнозируемость рыночных правил в среднесрочной перспективе. Это позволит участникам рынка более уверенно планировать и принимать долгосрочные стратегические решения, в том числе, по инвестированию в модернизацию оборудования либо выводу его из эксплуатации», - прокомментировал начальник Управления антимонопольного и тарифного регулирования электроэнергетики и теплоснабжения Виталий Королев.

Также к существенным изменениям модели рынка мощности, которые значительным образом повлияют на улучшение условий конкуренции, необходимо отнести новый порядок ценообразования. 

Следует напомнить, что ранее отборы мощности проходили по каждой из 21-ой зоны свободного перетока (ЗСП), где формировались преимущественно локальные цены с незначительным эффектом по перетоку между ЗСП. В новой модели рынка отборы мощности будут проходить по двум крупным ценовым зона оптового рынка.

«ФАС России последовательно выступала за укрупнение зон свободного перетока, как предпосылку для создания более конкурентных условий функционирования рынка мощности. Теперь не только укрупнились зоны свободного перетока до ценовых зон оптового рынка (Европейкая часть и Сибирь), но и исчезло формирование цены рынка в отдельных зонах исходя из регулируемых уровней цен – прайс кэпов. Торги по новым правилам будут проходить в широком ценовом диапазоне, что призвано повысить их рыночную эффективность и при этом сохранить баланс интересов потребителей и поставщиков за счет применения механизма изменения спроса на мощность как функции обратной зависимости от цены на этот товар. Кроме того, с целью дополнительного ограничения влияния на цену мощности стоимости так называемых «вынужденных» генераторов, принято решение отказаться от индексации стоимости такой мощности в горизонте четырех лет», - отметил Виталий Королев.

К важному изменению модели рынка, следует отнести также алгоритм оплаты и назначения генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях надежного теплоснабжения. Новый алгоритм предусматривает стимулирование к более ответственному подходу региональных властей субъекта Российской Федерации при указании на необходимость такого генерирующего объекта для целей теплоснабжения, а также в дальнейшем полную оплату стоимости мощности такого объекта потребителями соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Пресс-служба ФАС России