Нужна ли унификация процедур закупок госкомпаний?

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Такой вопрос обсуждался на очередной сессии конференции «Антимонопольное регулирование в России» газеты «Ведомости», посвященной Закону о закупках (223-ФЗ).

Проводимая реформа государственного заказа и закупок госкомпаний оказала влияние на повестку мероприятия. Если в прошлом году активно обсуждались вопросы правоприменения законодательства о контрактной системе, то в 2016 г. акцент сместился в сторону 223-ФЗ.

Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян сообщил, что главной проблемой 223-ФЗ является «отсутствие какой-либо унификации процедур закупок». "Это привело к появлению более чем 2,5 тысяч способов закупок, 95% из которых, фактически, являются закупкой у единственного поставщика", - заявил Рачик Петросян.

Замглавы ФАС рассказал об инициативе, которая позволит устранить указанную проблему. «Следует установить закрытый перечень способов закупок вне зависимости от цены договора, как это и поручено Председателем Правительства», - отметил Рачик Петросян.  

Еще одна значимая инициатива – это перевод всех процедур закупок в электронную форму на сайтах операторов электронных площадок, которые функционируют в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рачик Петросян подчеркнул, что все инициативы вошли в соответствующие проекты поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Есть серьезные положительные примеры повышения эффективности закупочного процесса благодаря унификации процедур закупок.

В качестве подтверждения этого тезиса, он привел пример Постановление Правительства Москвы №441, установившее единообразные правила закупок для госкомпаний Москвы. «В 2015 году Правительство Москвы ужесточило этот документ, в том числе путем установления запрета на заключение договора в течение 10 дней с подведения итогов торгов», - подчеркнул замглавы ФАС.

В продолжение темы с докладом выступила начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова. Она указала, что по данным мониторинга 223-ФЗ наблюдается снижение количества участников. Также Татьяна Демидова привела статистику Счетной Палаты РФ, где процент экономии на закупках госкомпаний составляет всего 1%.

Начальник управления госзаказа ФАС России пришла к выводу, что 223-ФЗ должен содержать четкую регламентацию закупочной деятельности с правом выбора способа закупки. 

В своем выступлении Татьяна Демидова выразила надежду, что подготовленный законопроект будет рассмотрен во втором и третьем чтении Государственной Думы РФ до конца года.   

Подводя итог вышесказанному, замруководителя ФАС России Рачик Петросян добавил: «Мы хотели бы, чтобы поставщики, выходя на закупку думали о том, как сформировать конкурентоспособное предложение, а не о том, что их могут выкинуть из закупки по формальным основаниям». 

 

 

Пресс-служба ФАС России