Андрей Цариковский: дьявол в деталях

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

«Дьявол кроется в деталях, а в случае с ФКС - в подзаконных актах», - отметил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский на семинаре – совещании с территориальными органами Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФКС), которое состоялось 10 сентября 2013 года в рамках проведения «Дня конкуренции в России».

Андрей Цариковский подчеркнул: «Создание ФКС было необходимо. Если проводить аналогию между системой госзаказа и коммунальной квартирой, а тех, кто пытается заработать на этой системе незаконным путем представить, как зловредных насекомых, то 94-ФЗ помог нам уничтожить вредителей в одной комнате, но они разбежались по другим и стали еще злее, а ФКС поможет нам вытравить этих насекомых во всей квартире».

Начальник управления контроля размещения государственного заказа Татьяна Демидова отметила, что ФКС сохранила механизм 94-ФЗ и контрольные полномочия, которые распространяются на Рособоронзаказ и ФАС России, и рассказала об основах ФКС.

ФКС вступает в силу с 1 января 2014 года. Это - комплексный документ, который регламентирует весь закупочный цикл - планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.

Основные отличия ФКС от Закона о размещении заказов:

Законодательно закреплены система планирования и обоснования закупок, а также новые методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта,

В дополнение к существующим способам закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) введены новые способы определения поставщиков: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений;

Предусмотрена возможность централизации закупочной деятельности. На федеральном уровне, уровне субъектов, муниципальном уровне возможно создание уполномоченных органов, которые будут осуществлять полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков;

Предусмотрены антидемпинговые меры;

Введен реестр банковских гарантий – система учета банковских гарантий, которая должна исключить возможность представления участником закупки поддельной банковской гарантии;

Изменение условий проведения запроса котировок;

Введен механизм одностороннего расторжения контракта заказчиком в случае нарушения существенных условий контракта исполнителем;

Изменен перечень сведений, вносимых в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр вносятся не только сведения о юридическом лице, уклонившемся от подписания контракта (недобросовестно исполнившем контракт), но и сведения об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа таких юридических лиц.

В режиме дискуссии представители территориальных управлений ФАС России и представители Центрального аппарата обсудили основные положения и нововведения, с которыми столкнутся, как участники закупок, так и специалисты антимонопольных органов при вступлении в силу закона о ФКС, а также вопросы применения положений действующего Закона о размещении заказов и судебной практики.

В целях разъяснения деталей законодательства о госзаказе Андрей Цариковский предложил включить в набор программ Учебно-методического центра ФАС России (УМЦ), открывшегося в 2012 году в г. Казань, обучение по теме госзаказа.

Заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа Мария Томах дала практические комментарии и разъяснения закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

«223-ФЗ действует уже более года и по своему объему он небольшой, но, несмотря на это, к нам регулярно обращаются за разъяснениями его положений», - отметила она.

Замначальника профильного управления ФАС России рассказала о порядке вступления в силу поправок в 223-ФЗ, об уже принятых и еще находящихся на согласовании нормативно-правовых актах, созданных в целях эффективной реализации 223-ФЗ. Например, установление административной ответственности за нарушение требований 223-ФЗ - на сегодняшний день соответствующий законопроект внесен в Правительство.

В заключение мероприятия участники семинара обсудили вопросы и проблемы применения положений 223-ФЗ территориальными управлениями ФАС России.

Пресс-служба ФАС России