Сдавайте карты!

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

9 из 12 хабаровских перевозчиков, получивших автобусные маршруты в ходе летнего конкурса, нарушили закон и должны сдать свои маршрутные карты. Таково требование краевого управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Коммерсанты в ответ бузят, а мэрия призывает ФАС не горячиться и подождать нового закона от Госдумы. Тем временем хабаровчане мерзнут на остановках и с тревогой наблюдают за перипетиями непонятной им борьбы.

 

Камнем преткновения стали низкопольные автобусы, с приспособлениями для перевозки инвалидов и другими комфортными «фишками», о которых заявляли летом перевозчики в ходе конкурса на право получения городских маршрутов.

 

Тормозной путь ФАС

 

Напомним, перевозчики, чтобы не остаться без работы, взяли обязательства по обновлению пассажирского транспорта. Но купить автобусы не успели. Во-первых, из-за разбирательств по поводу законности проведения конкурса, документы на право перевозки они поучили на несколько недель позже, а во-вторых, оказалось, что сегодня российские заводы завалены заказами от других регионов, и хабаровчанам просто не хватило новых автобусов.

 

- Мы сделали запросы в Госавтонадзор и установили, что машины действительно не соответствуют заявленной документации, - сообщила руководитель краевого УФАС Елена Клостер. - Автобусы, отвечающие конкурсным требованиям, победители должны были приобрести до 29 августа, но ни в эти сроки, ни позже требования исполнены не были.

 

- Коммерсанты ввели конкурсную комиссию в заблуждение, заявив недостоверные сведения о характеристиках транспортных средств. Ведь они получили преимущество в конкурсе, пообещав, что предоставят транспортные средства, но на деле оказалось, что транспортный состав старый, нет низких полов и оборудования для перевозки людей с ограниченными возможностями, — отметила специалист ведомства Оксана Власкина.

 

Предупреждения с требованием вернуть в течение 10 дней свидетельства на право перевозки антимонопольщики отправили 12 предпринимателям, работающим на 22-х маршрутах. Если этого не произойдет, то коммерсантов ждет штраф - 100 тысяч рублей.

 

Но, как уверяют в ФАС, горожане не должны остаться без автобусов: в течение 90 дней мэрия обязана провести новый конкурс, участвовать в котором смогут все - в том числе перевозчики, вернувшие свидетельства. Однако в мэрии возражают, что провести очередной конкурс не могут, ведь на этих маршрутах пока работают коммерсанты.

 

- В законе все прописано. Администрация может установить вместо привычного всем 14-го маршрута, к примеру, маршрут № 14-2 и провести новый конкурс с новым победителем. Ощущение, что просто это нежелание проводить новый конкурс, - заявила Оксана Власкина.

 

Раскол перевозчиков

 

Заметим, что проверки коммерсантов УФАС организовало после поступления двух коллективных жалоб - от предпринимателей, проигравших в конкурсе. Коммерсанты, которые раньше сообща боролись с мэрией, когда чиновники пытались сократить количество маршрутов, теперь раскололись на два лагеря – проигравших и победителей.

 

У каждого - своя Ассоциация. Первые пишут жалобы на нечестность проведения конкурса и недобросовестную конкуренцию. Вторые, взяв многомиллионные кредиты и на покупку автобусов, с мнением УФАС не согласны и намерены в суде доказывать свою правоту.

 

- Они получили право работать в ходе недобросовестной конкуренции, - уверена председатель «Ассоциации пассажирских перевозчиков города Хабаровска» Светлана Тремасова. - Ведь никто не требовал именно таких автобусов. Предприниматели могли не брать повышенные обязательства, а указать реальные возможности. В итоге - лишили заработка остальных. Ведь есть предприниматели, которые начали покупку автобусов еще в марте, но остались не у дел, хотя имели необходимый транспорт.

 

- Взять хотя бы 29-й маршрут – предприниматель в заявке указала автобусы большого класса, а поставила на линию средний класс. Разве это не обман? Ведь другие, у кого есть средние автобусы, тоже могли бы побороться за этот маршрут. Естественно, победил тот, кто заявил лучшие варианты, - считает Тремасова. - Или, к примеру, некоторые указывали, что предоставят автобусы малого касса, то есть маршрутки, с оборудованием для инвалидов. А такие даже не производят - ни у нас, ни за рубежом! Как можно в небольшую «Газель» уместить инвалидную коляску?!

 

- Теперь нужно организовывать новый конкурс и на сей раз предусмотреть меры контроля, чтобы еще до выдачи свидетельств убедиться в выполнении победителями условий конкурса, - уверена наша собеседница. - Кстати, если перевозчики не исполнят требования УФАС, то весь полученный ими доход может быть взыскан в пользу государства.

 

Между тем, предприниматели, к работе которых возникли претензии УФАС, сдавать свои маршрутные карты не хотят.

 

- Мы, конечно, очень удивлены таким решение Управления антимонопольной службы. Но сдавать свидетельства не планируем, ведь в этом случае мы не сможем выходить на маршруты. Да, придется потом штраф платить. Или вы предлагаете нам оставить город без автобусов?! - возмущен председатель ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска» Валентин Шадуя. - Ведь и автобусы у нас есть - кто-то в кредит, кто по лизингу, но большую часть уже привезли в Хабаровск. И жители сами, наверняка, заметили, как обновился автопарк.

 

- Много лет город ездил на настоящем старье, на списанных автобусах из Кореи. Теперь наконец-то стали появляться новые автобусы, а нам опять ставят палки в колеса! Зачем раздувать такой скандал? Дайте людям нормально работать, - взывает глава союза.

 

- Закон не запрещал нам взять на себя эти обязательства. Кто был уверен в своих возможностях, заявил их. Но в сжатые сроки сделать это не просто, - отвечает на критику Валентин Шадуя. - Кстати, многие уже и к 29 августа успели привезти часть автобусов, но и у них отбирают лицензии! Нам непонятны причины, по которым отбирают – автобусы есть, кондиционеры, автоинформаторы. Но антимонопольщики привязались к этим устройствам для перевозки инвалидов. Нет в автобусе его – значит, уходи с маршрута! Мы показывали, доказывали, что низкие полы есть в автобусах и кнопки для вызова водителя.

 

Остановка мэрии

 

Мэрия, в свою очередь, публично просит УФАС быть снисходительным к перевозчикам, победившим в муниципальном конкурсе, и ввести мораторий на запрет перевозки пассажиров. Аргументация горуправления транспорта схожа с мнением членов «независимого союза»: мол, нас никто не вводил в заблуждение, автобусный парк на маршрутах №17, 25, 29, 40, 54 и 88 «практически полностью обновили» и дальше будут обновлять, дайте только время.

 

А как быть с нарушениями федерального закона о пассажирских перевозках? Да, этот закон «сырой и не доработан», из 42 статей в изменениях нуждаются 38, уверяют в мэрии. И сообщают, что соответствующие поправки, подготовленные совместно с депутатами краевой думы, уже направили в Госдуму. А пока ФАС в Москве и Хабаровске предлагают дождаться поправок в закон, а потом принимать решения.

 

Тем временем хабаровчан, которые не разбираются в этих закулисно-автобусных играх, тревожит одно: после начатых реформ общественный транспорт в городе лихорадит. И что будет дальше - пока непонятно.

 

Екатерина Подпенко