• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Двадцать лет уже у нас говорят привычно - ФАС

Нельзя сказать, что к воцарению в стране рыночной экономики тогдашнее государство совсем не готовилось. О ее регуляторах думать стали сразу. Одно из подтверждений тому - принятый 20 лет назад закон РСФСР «О конкуренции».

Тогда же к уже существующему антимонопольному госкомитету начали создаваться его управления на территориях. В том числе и Хабаровское. За образец взяли службы, занимавшиеся теми же проблемам в других странах. Где-то они назывались комиссией по честной и справедливой торговле, где-то комиссией по защите конкуренции. В России выбрали в названии службы приставку «антимонопольная». Заложив в имени изначально отрицательную частицу «анти».

- Наверное, это было оправдано, - говорит Валентин Бодров, руководитель управления ФАС по Хабаровскому краю. - От социалистической экономики тогда остались крупные предприятия, которые были явными монополистами на своих рынках. И этот монополизм в экономике необходимо было, как минимум, регулировать, как максимум, преодолевать.

Сейчас ситуация во многом изменилась, но «антимонопольная» приставка осталась и в названии, и в работе.

Для справки: 6 июня 1994 года приказом ГКАП РФ № 297-к/к начальником Хабаровского территориального управления Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был назначен Валентин Алексеевич Бодров.

240 монополистов

- Валентин Алексеевич, вы помните первые проблемы, по которым пришлось работать?

- Самыми первыми были дела по злоупотреблению доминирующим положением. Как раз появились положения, защищающие права контрагентов при навязывании им монополистами невыгодных условий договоров. Этим особенно отличались наши естественные монополии. И первые дела поэтому были посвящены энергетике, транспорту, связи…

- Вообще же работу начали с того, что составили реестр предприятий, доминирующих на своих рынках, - вспоминает Валентин Бодров, - в краевом списке оказалось порядка 240 компаний. И все они обязаны были отчитываться перед нами.

Сейчас, между прочим, список монополистов в Хабаровском крае сократился почти ровно вдвое.

- Случилось это, во-первых, благодаря естественным рыночным процессам, - говорит Бодров, - во-вторых, многие крупные компании вообще были ликвидированы или реорганизованы. В той же энергетике была одна компания «Хабаровскэнерго». А сегодня она разделена на три по разным сферам деятельности: генерация, сбыт, сети.

- Проще стало работать с энергетиками?

- С одной стороны, конечно, - отношения в отрасли стали более цивилизованными. С другой, нам сложнее. Ведь раньше у того же «Хабаровскэнерго» был один генеральный директор - Владимир Александрович Попов. И как только мы возбуждали очередное дело против его компании, он тут же реагировал. Сегодня три директора и у каждого штат юридической службы, готовой оспорить любое наше решение в суде.

- Тем не менее, - считает Бодров, - все эти годы отношение к службе менялось. Причем не только со стороны монополистов, но и населения, потребителей, предпринимателей. Мы же, кроме всего прочего, 12 лет занимались защитой прав потребителей. Причем именно УФАС создал систему такой защиты в крае, отработал эффективную практику. За эти годы мы провели тысячи дел. Очень дорожим теми благодарностями, которые люди и предприятия нам прислали.

Вот один лишь пример: «Прошу прекратить рассмотрение моего заявления на действия ОАО «Хабаровская горэлектросеть» в связи с урегулированием ситуации. Выражаю благодарность за решение вопроса по подключению моего частного дома к линии электропередачи. Таталин Д.О.»

Все дело в штрафах

- Чтобы проводить антимонопольную политику, должны быть антимонопольные аргументы. Какой из них самый эффективный?

- Например, в последние годы многое изменилось благодаря введению оборотных штрафов для монополистов - от 1 до 15 процентов. До максимального уровня мы, конечно, никогда не доходили, но и 1 процент штрафа от оборота для крупной компании - это многомиллионная сумма. Поэтому большинство из них мгновенно изменили свое отношение к жалобам своих потребителей. Как только сегодня появляется такое обращение в УФАС, компании нередко решают проблему, и обратившийся забирает от нас свое заявление.

- В истории УФАС есть свой штрафной рекорд?

- В 2010 году мы выставили монополистам штрафных санкций под 900 миллионов рублей. Затем, правда, по новой методике суммы пересчитали и снизили в 10 раз, но все равно, конечная цифра в 86 миллионов оказалась значительной и для УФАС, и для монополистов. Многих руководителей она отрезвила.

- А для вашей службы что является, на самом деле, основным показателем результативности? Неужели суммы штрафных санкций, как в налоговой?

- У нас 22 показателя результативности. Среди них: количество дел и выданных предписаний, выигранных в судах дел, объем штрафов…

Между прочим, годовой бюджет Хабаровского УФАС - порядка 20 миллионов рублей. В бюджет же государства только от штрафных санкций эта служба регулярно вносит от 50 до 80 миллионов.

- Но это не самоцель - окупить работу или принести «прибыль», - говорит Бодров. - У нас таких плановых показателей вообще нет. Просто штраф - это самый весомый аргумент для тех, кто нарушает антимонопольное и рекламное законодательство.

Впрочем, не всегда: есть примеры, когда банки рекламируют свои услуги и при этом сознательно умалчивают о существенных их условиях. Для них, видимо, проще и выгоднее заплатить 100-300 тысяч рублей штрафа, чем рекламировать себя по закону. Есть 2-3 банка, которые УФАС штрафует в год по 2-3 раза за одни и те же нарушения. А они даже и не спорят с этим.

Моменты истории

- Какие моменты в истории службы были для нее ключевыми?

- Их было три, и все они связаны с переменами в российском законодательстве. В самом начале ее зарождения был закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Для того времени он был очень прогрессивный и эффективный. Так как включил в себя опыт Америки и Европы, высоко был оценен не только в России, но и международным сообществом. Отличался же он от зарубежных аналогов тем, что в нем был раздел, посвященный органам власти. Мало где в мире даже сегодня антимонопольные службы контролируют органы власти. У нас же в законодательстве сразу была заложена такая функция.

Изначально ФАС занимался нарушениями антимонопольного закона, закона «О рекламе» и защитой прав потребителей.
Затем произошел еще один значительный рост значимости службы, когда у нее добавился контроль за финансовыми рынками, естественными монополиями и поддержка предпринимательства. Был даже такой период, когда ФАС устанавливала тарифы в транспорте и связи.

Все эти 20 лет менялось не только антимонопольное законодательство, но и общероссийское. Параллельно закладывалась база для борьбы с коррупцией и бюрократией. И третий серьезный этап развития антимонопольной службы связан с новыми правилами размещения государственных и муниципальных заказов. Нагрузка здесь снова легла на ФАС.

- Складывается впечатление, что у руководителей органов власти (особенно у местных муниципальных) не хватает знания законодательства и опыта проведения различных конкурсов. Или им кажется, что на их глубинку никто никогда не обратит внимания, не проверит, а значит и не осудит…

- Все далеко не так просто. Как только что-то меняется в законодательстве, мы информируем и разъясняем: уважаемые главы районов и поселений, обратите на это внимание. Но так сложилось не только в крае, по всей России, что вокруг муниципалитетов создано большое количество своих фирм, которые становятся главным тормозом для конкуренции. Ведь когда встает вопрос, кому передать в управление тепловые сети, котельную, даже кладбище (как это случилось у нас в Амурске), всегда находятся свои фирмы и нарушения при передаче. Мы даже составили статистику: более 60 процентов нарушений антимонопольного законодательства органами власти связано с отношениями муниципальной собственности: касаются земли, движимого и недвижимого имущества.

Представьте себе рядовое село. Там очень немного благоустроенных помещений. Когда они передаются без всякого конкурса - это серьезная преференция одним хозсубъектам в ущерб других. Получается, что конкуренция идет не за клиента - потребителя, а за доступ к чиновнику.

К сожалению, нет возможности у нас тотально ездить и проверять все районы края, особенно удаленные. Но в ближайшие населенные пункты с проверками выезжаем: в Комсомольск, Совгавань и Ванино, проверяем Хабаровский район, Солнечный и Нанайский. Но это не значит, что у нас нет дел по другим районам. Все документы, касающиеся этой сферы, сегодня публичны, то есть общедоступны. Мы просматриваем и анализируем все нормативные акты наших муниципальных образований. И реагируем на жалобы людей.

Для справки: С марта 2006 года отделом контроля за размещением заказов Хабаровского УФАС рассмотрено 1350 жалоб на действия заказчиков (уполномоченных органов), проведено порядка 150 проверок, рассмотрено более 800 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика и более 230 обращений о включении хозяйствующих субъектов в Реестр недобросовестных поставщиков. За нарушение законодательства о размещении заказов привлечено к административной ответственности более 370 должностных лиц.

На что сегодня жалуются в УФАС?

- Лидерами традиционно у нас являются энергетика, транспорт, топливный рынок, - говорит Валентин Бодров. - Ежегодно здесь растет число обращений и жалоб. Но не потому, что ситуация в отраслях ухудшается. Скорее наоборот. Просто люди становятся грамотнее, активнее реагируют на ущемление своих прав монополистами. Особенно это заметно в электроэнергетике. В свое время у нас прошел вал жалоб, мы начали по ним работать, добились решения конкретных дел, в том числе в судах. И проблему удалось переломить. Сегодня потребители уже знают, что проще добиться своего по закону, а не по знакомству. Обращаются в ФАС, не боясь испортить отношения с «рубильником».

А вот на транспорте, в торговле до сих пор пока еще у контрагентов не сложилась такая уверенность в себе и антимонопольной службе. Жалуются реже. Хотя проблемы есть.

Мы постоянно говорим нашим предпринимателям: не бойтесь, наша практика борьбы с нарушениями очень успешна. Не ждите, когда накопится критическая масса.

Не числом, а умением считать

- Наша российская антимонопольная служба, - говорит Валентин Бодров, - имеет самую маленькую численность по сравнению с аналогичными в правительстве РФ - работают порядка 3600 человек на всю страну. За всю историю штат хабаровского управления варьировался от 35 до 40 человек. Конечно, под наши функции такого количества недостаточно. И мы бы проводили больше плановых проверок по тем же закупкам и конкурсам, если бы была чисто физически такая возможность.
- Ваши специалисты всегда высоко ценились на рынке тру
да. Часто переманивают?

- Случается и такое. Но в целом у нас люди очень патриотичные. Многих уже многие годы пытаются переманить к себе коммерческие структуры, но специалисты продолжают работать, хотя зарплата в службе меньше, чем в органах государственной и муниципальной власти, которые мы проверяем.

Например, Лариса Валерьевна Самар - начальник отдела контроля за размещением заказов, специалист высочайшей квалификации. Я бы даже сказал, что лучший в крае в этой сфере. Ее постоянно «отвлекают» от работы, приглашая проводить лекции и семинары.

Недавно у нас работает заместителем руководителя Федоренко Иван Сергеевич. Серьезный, высококвалифицированный юрист, специализирующийся на нарушениях антимонопольного законодательства органами власти.

Николай Борисович Костромеев - ведущий наш специалист в области энергетики. Уникальный универсальный специалист Елена Владимировна Гуринович. Оксана Николаевна Власкина, Ольга Ивановна Михеева занимаются рекламным законодательством. Их знают в большинстве СМИ края и очень многие рекламодатели региона.

При этом у нас нет такого начальника отдела, который бы только руководил. Все, как играющие тренеры, сами работают с делами, обучают молодых специалистов. Недавно взяли на работу парня только после армии. Спрашиваю его: почему к нам? У нас ведь зарплата не такая высокая. Отвечает: а мне нужны знания, практика и ваш опыт. Все это действительно у нас есть.

Вообще, я считаю, что антимонопольная служба в Хабаровском крае состоялась. Многие годы в пылу борьбы, в ежедневной загрузке мы стремились максимально быстро решать проблемы, стоящие перед службой. Старались сделать рынок не стихийно жестоким, а эффективным и умным. Я надеюсь, все эти 20 лет мы меняли нашу краевую экономику и социальную сферу к лучшему.