Преодолеть правовую некомпетентность в управлении многоквартирными домами

Сфера деятельности: ЖКХ; Контроль органов власти

Развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами (МКД) повысит качество и снизит стоимость их обслуживания, но для улучшения отношений между управляющими компаниями и собственниками жилья необходимо повышение уровня самоорганизации и самообразования граждан. Вопрос рассмотрен в ходе совместного заседания Экономического совета при губернаторе Хабаровского края и Общественно-консультативного совета при УФАС России по Хабаровскому краю.

Участники заседания отметили, что в результате реформы ЖКХ и реализации программы развития конкуренции в данной отрасли произошли положительные изменения. Концентрация на рынке услуг по управлению домами на территории Хабаровска и Комсомольска на Амуре снизилась с высококонцентрированного до умеренноконцентрированного уровня, что связано с ростом численности участников рынка, задействованных в управлении МКД. Положительной тенденцией стало увеличение числа частных управляющих организаций - из 109 УК 96 имеют частную форму собственности. Значительная их часть члены саморегулируемой организации - НП "ЖКХ-Групп", объединившей 120 управляющих компаний Дальнего Востока. Министерством ЖКХ Хабаровского края проводятся семинары и консультации граждан по организации управления МКД. В органах местного самоуправления созданы отделы по развитию новых форм управления. Учебно-курсовой комбинат министерства ЖКХ формирует программы для обучения собственников жилья. Однако в границах локальных рынков муниципальных образований предприятия, оказывающие коммунальные услуги, занимают монопольное положение.

По данным Хабаровского УФАС России из 42 нарушений конкурентного законодательства 38 процентов допущенных органами власти нарушений приходится на сферу ЖКХ, а 26 нарушений связано с предоставлением государственных или муниципальных преференций путем передачи имущества, что ограничивает доступ других хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок. Факторами, ограничивающими развитие конкуренции, являются изношенность жилищного фонда, формальное отношение собственников жилья к выбору УК, их правовая некомпетентность. Существенное влияние оказывают дефицит квалифицированного персонала, непрозрачность рынка жилищных услуг для населения и бизнеса и недостаточная открытость системы тарифообразования.

Низкий уровень самоорганизованности и самообразования граждан в соответствии с законодательством заставил подключиться к выбору УК местные органы власти. Необходимость отчитываться перед собственниками квартир и обосновывать тарифы заставило повышать эффективность своей деятельности и управляющие компании. Они объединяются в добровольные саморегулируемые организации (СРО). В свою очередь граждане поставили перед собой задачу объединиться в союз собственников жилья. У них появилась возможность при выборе УК ориентироваться не только на их рейтинг, но и оценку качества работы руководством СРО. Предпринимаемые меры должны повысить юридическую грамотность граждан и вывести процесс управления МКД на более высокий уровень, что особенно важно в тарифообразовании, которое не регулируется ни антимонопольной службой, ни комитетом по ценам и тарифам, ни органами местного самоуправления. Законодательство позволяет собственникам отказаться от услуг УК и создать ТСЖ. Такой процесс уже идет в центральных регионах страны. Таким образом, задача развития конкуренции в ЖКХ может успешно решаться путем повышения уровня самоорганизации и самообразования собственников жилья.

Итогом совместного заседания Экономического совета при губернаторе и ОКС при УФАС по Хабаровскому краю стали рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения рынков жилищных и коммунальных услуг и созданию при министерстве ЖКХ Экспертного совета для разработки проектов нормативных актов в сфере управления многоквартирными домами.

Артем Денисов