Когда на топливном рынке два монополиста...

В управлении федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю прошла пресс-конференции на тему с ценообразования на региональном рынке нефтепродуктов.
Руководитель антимонопольной службы по Хабаровскому краю Валентин Бодров отметил, что необходимость организации встречи с представителями доминирующих на рынке нефтепродуктов компаний «Альянс Ойл» — переработчиком Хабаровского НПЗ и «РН-Востокнефтепродукт» — переработчиком «РН-Комсомольский НПЗ» обусловлена требованиями потребителей. Они, не получив на сайтах поставщиков разъяснений о причинах роста цен на автомобильное топливо, периодически устраивают протестные акции. Доля производства и реализации нефтепродуктов на рынке названных двух структур превышает 80 процентов как при продаже оптом, так и в розницу.
Валентин Бодров напомнил, что государственное регулирование цен в сфере реализации топлива отсутствует, полномочия антимонопольной службы сводятся к выявлению возможных сговоров поставщиков и образованием на рынке дискриминационных условий. УФАС не вмешивается в хозяйственную деятельность монополистов, но ведет постоянный мониторинг ситуации с ценами, которые только в 2013 году повышались уже четыре раза.
Причины роста цен топлива общие для всех участников рынка и связаны с экономической ситуацией в стране. За 2012 год цена на бензин А-92 увеличилась на 6,2 процента, на А-95 — на 7,6, на дизельное топливо — на 13,6 процента. Уже в 2013 году в среднем зафиксирован рост цен до трех процентов.
Как отметил начальник пресс-службы «Альянса» Андрей Румянцев, компания отслеживает ситуацию, и по сути, если затраты при производстве и реализации выше фактических потерь, то это может служить сигналом для ухода с рынка. Динамика цен такова, что их приходится сдерживать. По словам Румянцева, в первом квартале 2013 года продавец в лице «Хабаровск-нефтепродукт» получил отрицательный финансовый результат. При планируемой прибыли в 11 миллионов продавец получил убытки в пять миллионов рублей. Оснований для снижения цен не наблюдается, так как для достижения положительного результата на одном литре бензина продавец не добирает один рубль. С точки зрения инвесторов, сектор реализации нефтепродуктов не привлекателен, так как розница не генерирует прибыль.
Компания с удовольствием бы уступила свое лидерство конкурентам, но желающих стать на рынке монополистом не видно.
Представитель «РН-Востокнефтепродукт» Александр Пономарев добавил, что рост цен на топливо связан с ростом тарифов на услуги железной дороги и закупочными ценами на сырье. Компания долгое время сдерживала цены, а сегодня проводит их корректировку, следуя рыночной конъюнктуре с учетом социальной значимости топлива. Компания в прошлом году добыла 2,7 миллиона тонн нефти, что на 10 процентов больше, чем в 2011 году, но это лишь 70 процентов от потребности НПЗ. Необходимо покрывать издержки, связанные с неполной загрузкой завода. Когда нефть дешевеет на мировом рынке, возникает необходимость увеличить цены на внутреннем рынке, чтобы свести потери к минимуму.
Изменение мировых цен происходит ежеминутно, а закупки сырья — ежемесячно. На НПЗ продолжается реконструкция стоимостью проекта в 1,5 миллиарда долларов со сроком окупаемости 12 лет. Проект не завершен, а НПЗ уже освоил выпуск бензина пятого класса евростандарта: и если снижать цены на бензин, то как тогда переходить на высокие евростандарты качества?
По поводу возможного предстоящего повышения цен на топливо представители компаний подчеркнули, что этот процесс связан с повышением акцизов с июля 2013 года. Возможен рост стоимости сырья по майским контрактам. Практика показывает: если на автозаправочных станциях возникает ажиотажный спрос на топливо, то снижение цен только усугубляет ситуацию. Топливо начинают закупать бензовозами, что вызывает на рынке нервозность.

Андрей Смирнов