Важнейшее звено благоприятности делового климата — верховенство закона

Общественно-консультативный совет (ОКС) при УФАС России по Хабаровскому краю обозначил последствия реализации Указа Президента РФ, в котором губернаторам предписано стать гарантом эффективной деятельности исполнительных органов власти по ликвидации административных барьеров в целях улучшения инвестиционного климата.

Зеленый свет инвестиционного светофора, сигнализирующего успешное внедрение стандарта деятельности органов власти края, зависит от многих слагаемых, в том числе от решений экспертной группы, в состав которой вошли руководители предпринимательских объединений с альтернативным мнением по стратегическим вопросам. В течение последних десяти лет они жестко критиковали позицию правительства страны в части защиты прав инвесторов, облегчения доступа к инфраструктуре, противодействия монополистам. Постоянно напоминали губернатору о необходимости формирования экспертной группы, способной профессионально подойти к анализу экономической ситуации и выработке управленческих решений.

В состав группы вошли известные представители крупных общественных и правозащитных объединений Евгений Шулепов, Сергей Степанов, Игорь Востриков, Владимир Денисенко и другие. Они же члены общественных советов при прокуратуре и губернаторе, региональных подразделениях Роспотребнадзора, УФАС России, Росграницы, и в их компетенции сомнений не возникает. Пожалуй, единственное, в чем упрекают экспертов, — в эмоциональности высказываний.

Перед экспертной группой встал вопрос: подойдет ли для региона новый фасон инвестиционного костюмчика, не жмет ли где, не трещит ли по швам? Наконец, можно ли решить задачу в условиях расцвета запретительной философии законодателей и отсутствия ответственности чиновников за свои действия и бездействие? Прошло время для дискуссий, наступил период действий. Что же предстоит сделать?

Слово членам общественно-координационного совета при УФАС России по Хабаровскому краю.

— Между бизнесом и властью подписано немало соглашений о сотрудничестве. Свои подписи под кодексом чести предпринимателя поставили десятки предприятий и организаций, закрепив в нем формулу: «Честь дороже прибыли». Укрепили они к себе доверие инвесторов? — задался вопросом Евгений Шулепов. Деловой климат у нас в зачаточном состоянии. В системе общественных отношений связка «инвестор и получатель инвестиций» разорвана. Как в такой ситуации губернатор может гарантировать инвесторам возврат своих вложений? Мы готовы учиться у зарубежных инвесторов культуре бизнеса. Но готовы ли они перенимать наш «опыт» выплаты зарплат в конвертах?

Презентация стратегий о перспективах развития — не слишком весомый аргумент для инвестора, перед которым стоит задача окупить вложения в сжатые сроки. Инвестиционный климат за рубежом формировался столетиями, поэтому опередить время попыткой внедрения стандартов деятельности органов власти может провалиться. Мы пытаемся создать конкурентную среду в условиях глобального монополизма. В результате родили реестр проблем, которые решаются только на федеральном уровне. Как завлечь инвестора в регион с низким уровнем безопасности?

Ключевым фактором развития делового климата считаю наличие взаимной ответственности перед обществом бизнеса и власти. Но за свои действия предприниматель рискует лишиться имущества и состояния, а чиновник — в лучшем случае получить предупреждение, о котором будут знать только его начальник и прокурор. С таким уровнем ответственности улучшать деловой климат нельзя.

Как инвестор могу показать схему подключения к электроэнергии в трех вариантах. Подключаться в соответствии с законодательством, ожидая своей очереди несколько лет, заплатить посреднику, решив проблему за три дня, или обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении прав инвестора, лишившись надежды на возврат инвестиций. Какой выбрать?

В прокуратуре часто звучит выражение «злоупотребление властью», но реальных рычагов противодействия таким видам нарушений в законе не закреплено. Регистрируется масса жалоб от предпринимателей, на которые прокуратура как надзорный орган реагирует предостережениями и предписаниями. В итоге чиновник получает выговор, а бизнес уходит в другой регион.

Инвестор понимает: в случае конфликта интересов рассчитывать он не может ни на порядочность партнера, ни на законопослушность чиновника. Сомнения возникают и в объективности суда, особенно если спор возник с государством. Недавно из-за бездействия муниципального чиновника Хабаровский край покинул крупный инвестор. Наказания не последовало. Поможет ли тут введение стандарта деятельности?

Зарубежный инвестор не умеет работать в системе «дружеских отношений». Он хочет действовать в соответствии с законодательством. И если без коррупции ничего нельзя решить, то даже деятельность экспертной группы не станет эффективной.

— Под благоприятным инвестиционным климатом чиновник понимает наличие налоговых льгот и преференций. Ошибочное мнение, так как важнейшим звеном здесь является верховенство закона, — подчеркнул член ОКС Игорь Востриков. — Для бизнеса важны стабильность законодательства, открытость принимаемых решений, возможность долгосрочного планирования. Любой проект начинается с выделения земельного участка, строительства дороги, подключения к электроэнергии, и если вопросы не решаются годами, опасность вложений инвестиций возрастает. По данным УФАС, последние годы в общем объеме нарушений антимонопольного законодательства доля органов власти не опускается ниже 60 процентов, Что означает: никакой ответственности за инвестиционный климат чиновник не несет. В случае конфликта власть предпочитает не принимать решения, а отправлять инвестора в суд. Таким методом повышать качество деловой среды недопустимо. Чтобы не попасть в криминальную среду, инвестор предпочитает молчать, в надежде окупить моральные издержки высокой прибылью. Но если факт коррупции вскрывается, то крайним оказывается не чиновник, а заявитель, скрывший от правосудия информацию. Неотвратимость наказания — проблема, которая может быть решена только законодателем.

— Любые инвестиции в регион должны быть понятны гражданам. Ибо они — потребители товаров и услуг, ради которых и реализуются программы и проекты, — считает Владимир Денисенко. — Утверждая планы инвесторов, власть должна устанавливать показатели эффективности не миллиардами рублей поступлений в бюджет или процентами роста ВРП. Строите нефтепровод — извольте указать, насколько подешевеет бензин. Возводите молочную ферму — ответьте: снизится ли стоимость молока? Отдали землю под торговый центр — установите показатель конкуренции, который поможет хотя бы повысить качество товаров. И так во всех сферах жизнедеятельности. Иначе в самой богатой нефтью стране будет самый дорогой бензин, в самом богатом пахотными землями регионе — самый дорогой хлеб. Ищите баланс интересов власти, бизнеса и общества! Зажгите зеленым светом хоть все светофоры, но если не решите проблему защиты интересов граждан, люди будут покидать Дальний Восток вне зависимости от состояния инвестиционного климата.


Андрей СМИРНОВ.