Как ведет себя рынок в условиях чрезвычайной ситуации

В УФАС России по Хабаровскому краю состоялась пресс-конференция по итогам работы ведомства в сфере антимонопольного контроля за восемь месяцев.

В докладе руководителя ФАС России по Хабаровскому краю Валентина Бодрова отмечено, что за отчетный период рассмотрено более 80 заявлений по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке и по антиконкурентным соглашениям. Распространенными являются нарушения порядка ценообразования, использование монопольно высоких цен, навязывание невыгодных условий договора. По результатам рассмотрения заявлений возбуждено 43 дела об административных правонарушениях. Совокупная сумма наложенных штрафов составила почти 16 миллионов рублей. Сотрудники управления приняли участие в 140 заседаниях Арбитражного суда различных инстанций и судов общей юрисдикции, связанных с обжалованием принятых решений и вынесенных постановлений.

Журналистов интересовала ситуация на локальных рынках розничных продаж топлива и строительства жилья, что обусловлено решением руководства ОАО «Роснефть» снизить в связи с мощным наводнением цены на бензин и активизацией строителей по возведению жилья для пострадавших от паводка.

Как отметил Валентин Бодров, решение компании о снижении цен на 10 процентов на топливо позитивно воспринято в обществе. Тем не менее, ведомство отслеживает ситуацию на рынке, так как прежде руководство «Роснефти» заявляло о невозможности снижения цен из-за опасности возникновения дефицита бензина. Низкая рентабельность продаж у других продавцов, которые не имеют возможности проводить благотворительные акции, может существенно изменить ситуацию на рынке. Возникают опасения, что позже цены могут вырасти значительно из-за полученных убытков. Неизвестна и реакция на снижение цен со стороны другого крупного игрока на рынке — ЗАО «НК-Альянс». Пока изменений цен более чем на двухстах АЗС Хабаровского края не наблюдается.

Что касается демонополизации других рынков, здесь отслеживаются действия муниципальных органов власти, в частности в сфере услуг ЖКХ, по предоставлению льгот и преференций. Очевидно, что малый и средний бизнес не способен составить конкуренцию в коммунальной сфере крупным компаниям, особенно в теплоснабжении. Существуют объективные ограничения в крупных городах. Наиболее существенным фактором ограничения конкуренции является низкий спрос. В целях недопущения монополизации ведется реестр доминирующих хозяйствующих субъектов. Наблюдаются попытки отдельных компаний выйти из реестра, но анализ показывает — резких колебаний на рынках не происходит.

Очевидно, что без надзорной деятельности антимонопольных органов ситуация могла бы складываться иначе. Наглядный пример — в сфере строительства жилья, где цена за квадратный метр в последнее время растет, несмотря на объективный факт — монопольного положения на рынке не занимает ни одна из компаний. Включая «Дальспецстрой». Доля этого крупного игрока в жилищном строительстве Хабаровска упала ниже 30 процентов. На рынке жилья наблюдаются положительные тенденции, в частности количество строительных организаций в Хабаровском крае достигло 900. Под контролем УФАС — рынок подрядчиков и объемы строительно-монтажных работ.

Для развития рынка жилищного строительства необходимо возводить инженерную инфраструктуру как одну из составляющих в себестоимости строительства, достигающей 40 процентов в стоимости квадратного метра жилья. Инфраструктура — серьезный барьер, сдерживающий объемы строительства, и здесь необходимы поддержка государства, создание новых механизмов решения задачи.

С 2014 года вступает в силу закон о федеральной контрактной системе, который должен навести порядок в сфере государственного и муниципального заказа. К сожалению, прежде чем закон начнет действовать, необходимо дождаться не менее 80 подзаконных актов, которыми сейчас занимаются в Правительстве России.

В том, что ситуация на рынках может складываться неоднозначно, послужил факт проверки тарифообразования у трех ведущих авиаперевозчиков Хабаровского края. Данные, полученные от компаний «Аэрофлот — Российские авиалинии», «Трансаэро» и «Сибирь», говорят о том, что уровень тарифов у них складывается ниже себестоимости, что вызывает как минимум удивление. Неужели работают в убыток? Потому полученная информация отправлена для анализа в центральный аппарат ФАС России, — подчеркнул Валентин Бодров.


Артем ДЕНИСОВ.