В фарватаре федерального стандарта: к понятию монопольного положения следует подходить с осторожностью

 

Межведомственный совет при правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в предпринимательстве рассмотрел проект федерального стандарта развития конкуренции в регионах России.

Субъектам РФ необходимо определить отрасли, где конкурентная среда недостаточно развита и соответственно требует мер реагирования. Правительством Хабаровского края будет создана рабочая группа в составе представителей экспертного сообщества и общественных объединений, которая займется реализацией мероприятий стандарта развития конкуренции, подготовленного Агентством стратегических инициатив.

Как отметил заместитель руководителя УФАС России по Хабаровскому краю Николай Костромеев, в «дорожной карте» развития конкуренции отчетливо просматриваются законодательные новеллы, связанные с международным сотрудничеством и технологиями изучения товарных рынков. Для реализации положений документа внесены изменения в регламент органов исполнительной власти в части их полномочий по развитию конкуренции. УФАС готово войти в состав рабочей группы, так как накопило достаточный опыт изучения отраслевых рынков, где конкуренция слабо развита. Полномочия регионов относительно — «дорожной карты» сводятся к разработке нормативных актов, способствующих реализации федерального стандарта, снижению административных барьеров и доли участия государства в экономике.

Члены Межведомственного совета заинтересовались ситуацией на рынке строительных материалов, в частности производством и продажей цемента, где при наличии нескольких хозяйствующих субъектов просматривается монопольное положение холдинга, подконтрольного одному лицу. Закон не запрещает слияние компаний, но тогда в руках ФАС России должен находиться и инструмент их дробления в целях сокращения на рынке доли доминирующего субъекта. Таким инструментом, например, воспользовалась антимонопольная служба США, принудительно разделив производителя программных продуктов — компанию «Майкрософт».

Николай Костромеев пояснил, что для рассмотрения УФАС факта злоупотребления доминирующим положением необходимо наличие материалов со сведениями, свидетельствующими о признаках нарушения антимонопольного законодательства. Заявления же о дискриминации от участников рынка поступают редко, что вполне объяснимо — монополист реагирует на жалобу как на недружественный акт. Тем не менее, количество дел по фактам злоупотреблений доминирующим положением УФАС рассматривает немало, а штат службы по их обработке насчитывает лишь шесть человек.

Вызвал бурную дискуссию среди членов совета вопрос снижения доли участия государства в экономике. По их мнению, некорректна формулировка о ликвидации государственных и муниципальных предприятий, так как на рынке немало неконкурентных секторов, где обходиться без муниципальных предприятий даже опасно. Яркий пример тому — МУП «Водоканал», работа которого затрагивает безопасность жизнедеятельности. Кроме того, компания подотчетна органам власти, контролируется и не требует бюджетных денег. В Хабаровске восемь МУПов по благоустройству, и если их ликвидировать, последствия будут тяжелыми.

По мнению Николая Костромеева, в рамках реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ фразу «ликвидация» надо понимать как лозунг на ограничение участия ГУПов и МУПов в конкурентных секторах экономики. В секторах со слабо развитой конкурентной средой речь о ликвидации не пойдет. ФАС России предлагает ввести согласование с антимонопольным органом создание новых ГУПов и МУПов.

Председатель совета Александр Левинталь подвел итог обсуждению: истину в толковании лозунга надо искать посередине — считать, что МУПы в условиях рынка полезны, нельзя, но и неправильно предлагать их ликвидировать. В одних секторах они могут оказаться эффективными, а в других — нарушающими закон о защите конкуренции, потому к решению вопроса следует подходить с осторожностью.

Андрей СМИРНОВ.