Мазунин: Демонополизация — основа реформирования энергетики

 

Дальнейшее реформирование энергетического сектора экономики возможно только путем демонополизации, мнение члена общественно-консультативного совета при УФАС России по Хабаровскому краю Сергея Мазунина. Тормозит этот процесс лоббирование интересов монополистов в органах законодательной и исполнительной властей страны.

Для решения текущих проблем руководство «естественных монополий» взяло на вооружение метод личных встреч с Президентом РФ или премьер-министром Правительства России. Аргументы лоббистов от энергетики оказываются весомее аргументов потребителей. В результате таких встреч рождаются идеи авансовых платежей населения за газ или введение социальной нормы на потребление электроэнергии.

— Мы прекрасно осознаем, что получит бизнес и население от реализации подобных идей. Как правило, предложения вносятся в интересах монополистов, — отмечает Сергей Мазунин. — Любая новация требует расчетов и тестирования, но, судя по принятому решению, без оглашения результатов реализации пилотного проекта в семи субъектах РФ по введению «энергопайка», мнение общественных организаций не учитывается. С июля 2014 года социальная норма вводится по всей стране, и вопрос не столько в величине этой нормы, сколько в игнорировании интересов потребителей. Подобное случалось, когда принималось постановление об уплате штрафных санкций за «недобор — перебор» при потреблении электроэнергии. Документ нанес бизнесу ущерб, и спустя пять лет все же был отменен. С помощью лоббирования инициированы предложения об увеличении тарифов и платежей за подключение к сетям. Экспертные сообщества консолидируют свои усилия, обращаясь в институты по защите прав предпринимателей, инвестиционным уполномоченным.

Сложилось мнение, что противостоять монополистам в условиях спада в экономике невозможно. Но совсем недавно даже не ставился на обсуждение вопрос о замораживании тарифов, сегодня он для бизнеса рассмотрен положительно. Потребители судят глобально: без демонополизации отрасли появление альтернативных источников маловероятно. Государство обязано поддержать создание малых предприятий по выработке тепла и электричества с включением мощностей в общую сеть, а также строительство мини-ТЭЦ на природном газе рядом с жилыми домами и объектами производства. Проекты зданий должны ориентироваться на использование локальных источников энергии, а не на подключение к сетям монополистов. Ведь стоимость гигакалории, полученной на выходе из ТЭЦ, увеличивается в два раза после доставки ее потребителям. Снижение тарифа возможно при сокращении длины теплотрасс. Должны наращиваться мощности по выработке электроэнергии на солнечных батареях, ветровых генераторах, приливных станциях. Внедрению альтернативных источников должно способствовать ускорение реализации программ малоэтажного домостроения и проектов роста энергоэффективности.

Для реализации планов правительства созданы условия, но сила монопольного лобби нарастает. Демонополизация сферы энергетики откладывается. При этом конкурентоспособность отечественной продукции падает.

— Изменить существующую систему сложно, — подчеркивает Сергей Мазунин. — Избыток дешевых природных ресурсов не стимулирует внедрение инновационных процессов. Малая энергетика — одно из важных направлений развития малого бизнеса. В отсутствие современных технологий, когда тариф на природный газ как в Европе, промышленность страны неконкурентоспособна. Необходимо сокращать затраты, снижать потери в сетях, приобретать новые технологии. К сожалению, при внедрении социальной нормы энергопотребления монополисты пытаются решать другие задачи. И если бы гражданам объяснили, что в пределах нормы «энергопайка» тарифы снижаются, а выше нормы — повышаются, тогда хотя бы была понятна логика. Пока же видим лишь стремление получить дополнительную прибыль. Ситуация характерна для регионов Дальнего Востока, где потери в сетях остаются высокими, а имеющиеся мощности используются наполовину. Очевидно, что для решения стратегической задачи предлагаемые решения малоэффективны.

Обсуждаемый проект федерального закона о лоббизме подразумевает реализацию законных интересов, под которыми понимается стремление субъекта правоотношений пользоваться благами, гарантированными государством. Тем не менее, лоббизм подразумевает под собой диалог власти и общества, рассматривается как элемент системы защиты своих интересов на политическом уровне не только бизнеса, но и потребителей ресурсов.

Андрей СМИРНОВ.