РЕШЕНИЕ № 112
Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2014 г.
г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей:
- от ОАО «РАО Энергетические системы Востока» … (доверенность от 06.09.2013 № 584), … (доверенность от 20.05.2013 № 540), … (доверенность от 14.08.2013 № 565);
- ИП Сагателян, ООО «Ротекс» извещены, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/13 по признакам нарушения ОАО «РАО Энергетические системы Востока» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения заявления ИП Сагателяна с жалобой на действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» по лоту № 6 Хабаровским УФАС России в отношении акционерного общества приказом от 04.02.2014 № 70 возбуждено дело № 8-01/13 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», в недопуске к участию в аукционе по лоту № 6 заявки ИП Сагателяна.
ИП Сагателяном подан иск в арбитражный суда Хабаровского края о признании недействительными итогов аукциона по лоту № 6 и о признании недействительным договора на оказание услуг, заключенного между ОАО «ДГК» и ООО «Ротекс» (дело № А73-733/2014).
Определением Комиссии от 03.03.2014 рассмотрение дела № 8-01/13 приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решение арбитражного суда от 08.05.2014 по делу № А73-733/2014 вступило в законную силу, предпринимателю отказано в удовлетворении иска, в связи с чем рассмотрение настоящего дела возобновлено.
Из пояснений акционерного общества следует, что получение указанных сертификатов в целях обязательного условия оказания клининговых услуг законом не установлено, однако требование о предоставлении участником закупки в составе заявки данных документов необходимо для подтверждения его квалификации и не противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
Заявитель в соответствии с условиями закупки имел право обратиться к организатору аукциона за разъяснениями спорного требования, однако таким правом не воспользовался.
Кроме того, согласно пункту 2.5.4.4 аукционной документации в отсутствие возможности предоставить требуемый документ участник должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину его непредоставления, а также содержащую заверения организатору аукциона о соответствии участника данному требованию.
Данные доводы в заседании Комиссии представители ответчика поддержали в полном объеме.
Заслушав доводы представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
06.12.2013 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены: извещение № 31300732032 о проведении на электронной торговой площадки на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «ДГК», аукционная документация, проект договора. Начальная (предельная) цена аукциона: лот № 1 – 13 577 000,00 руб. без НДС); лот № 2 – 8 584 000,00руб. без НДС; лот № 3 – 14 877 000,00 руб. без НДС; лот № 4 – 5 044 000,00 руб. без НДС; лот № 5 – 23 140 000,00 руб. без НДС; лот № 6 – 8 702 002,00 руб. без НДС; лот № 7 – 11 220 000,00 руб. без НДС. «Шаг аукциона» составляет 0,2 % от начальной (предельной) цены аукциона и составляет: лот № 1 – 27 154,00 руб. без НДС; лот № 2 – 17 168,00 руб. без НДС; лот № 3 – 29 754,00 руб. без НДС; лот № 4 – 10 088,00 руб. без НДС; лот № 5 – 46 280,00 руб. без НДС; лот № 6 – 17 404,00 руб. без НДС; лот № 7 – 22 440,00 руб. без НДС. Дата окончания приема заявок - 27.12.2013, дата рассмотрения заявок - 30.12.2013, дата подведения итогов - 31.12.2013, место рассмотрения заявок и подведения итогов - г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д.46.
Пунктами 2.7.2 – 2.7.2.6 аукционной документации определен порядок проведения допуска заявок к участию в аукционе, согласно которому в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет: правильность оформления аукционных заявок и их соответствие требованиям аукционной документации по существу; соответствие участников требованиям аукционной документации (в том числе, правоспособность, квалификация); соответствие предлагаемой продукции/работ/услуг требованиям настоящей аукционной документации; соответствие предлагаемых договорных условий требованиям настоящей аукционной документации. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемой продукции/работам/услугам, а также к условиям исполнения договоров требования, которые не указаны в аукционной документации. По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия отклоняет аукционные заявки, которые: в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению аукционной документации; поданы участниками, которые не отвечают требованиям аукционной документации; содержат предложения, не соответствующие установленным условиям настоящей аукционной документации; в аукционных заявках отсутствуют документы, требуемые в соответствии с условиями аукционной документации.
Пунктом 4.1.19 аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Непредставление указанных документов, в соответствии с пунктом 2.7.2.5 аукционной документации является основанием для отклонения заявки.
На участие в аукционе по лоту № 6 поступили заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба», ООО «АВК-Т», ООО «ЦСУ-1998», ИП Сагателяна. Заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба» признаны соответствующими условиям закупки и допущены к процедуре аукциона (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-Р). Победителем аукциона признано ООО «Ротекс» (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-ВП).
Из протокола аукциона от 30.12.2013№РАО/Ц-195/ОА-Р следует, что заявка И.П. Сагателяна по лоту № 6 отклонена как несоответствующая требованиям аукционной документации, в связи с непредставлением в ее составе копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции является недопустимой.
В соответствии с пунктами 6.3.2, 6.3.4, 6.3.5 Положения о закупке продукции для нужд ОАО «РАО Энергетические системы Востока», утвержденного Советом директоров ОАО «РАО Энергетические системы Востока» (протокол № 77 от 23.05.2012), участник закупки для осуществления видов деятельности по предмету закупки, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий), должен иметь такие разрешения (лицензии, должен подготовить заявку по форме, установленной в предоставленной ему закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Согласно статье 11 Закона № 184-ФЗ целями стандартизации являются обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 12 Закона № 184-ФЗ установлено, что стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения документов в области стандартизации; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1 статьи 19 Статья 19 Закона № 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
В силу того, что клининговые услуги (чистка и уборка помещений, территорий) являются видом экономической деятельности (код 74.7 по ОКВЭД, введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), а не продукцией, технический регламент на данные услуги не установлен, сертификация данных услуг является добровольной и возможность оказания таких услуг не ставится в зависимость от наличия сертификата, декларирования соответствия, установленное заказчиком в закупочной документации требование о наличии указанных в пункте 4.1.19 аукционной документации сертификатов и документов противоречит федеральному законодательству.
Учитывая, что требование к участникам закупки о наличии указанных сертификатов и документов не предусмотрено законодательством, препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих указанных сертификатов и документов, необоснованно ограничивает конкуренцию среди участников закупки, действия акционерного общества в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Поскольку при принятии решения об отклонении заявки ИП Сагателяна А.С. по лоту № 6 закупочная комиссия руководствовалась спорным требованием аукционной документации, установленным организатором торгов, основания для признания действий закупочной комиссии в части нарушения установленной процедуры проведения аукциона отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032), выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», нарушением части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Рассмотрение дела № 8-01/13 в части отказа ИП Сагателяну в допуске к участию в аукционе по лоту № 6 прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «РАО Энергетические системы Востока» нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ОАО «РАО Энергетические системы Востока» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 66
«15» июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 15.07.2014 № 112 по делу № 8-01/13, руководствуясь статьями 23, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «РАО Энергетические системы Востока в срок до 07 августа 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении в документации открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032),требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», с целью чего:
- при проведении закупок исключить случаи требования предоставления участниками закупки сертификатов и документов, получение которых не является обязательным, но влияет на допуск претендентов к участию закупке;
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение закупок.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
stdClass Object
(
[vid] => 10072
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание в отношении ОАО «РАО Энергетические системы Востока»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10072
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1406605140
[changed] => 1406605140
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1406605140
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 112
Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2014 г.
г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей:
- от ОАО «РАО Энергетические системы Востока» … (доверенность от 06.09.2013 № 584), … (доверенность от 20.05.2013 № 540), … (доверенность от 14.08.2013 № 565);
- ИП Сагателян, ООО «Ротекс» извещены, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/13 по признакам нарушения ОАО «РАО Энергетические системы Востока» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения заявления ИП Сагателяна с жалобой на действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» по лоту № 6 Хабаровским УФАС России в отношении акционерного общества приказом от 04.02.2014 № 70 возбуждено дело № 8-01/13 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», в недопуске к участию в аукционе по лоту № 6 заявки ИП Сагателяна.
ИП Сагателяном подан иск в арбитражный суда Хабаровского края о признании недействительными итогов аукциона по лоту № 6 и о признании недействительным договора на оказание услуг, заключенного между ОАО «ДГК» и ООО «Ротекс» (дело № А73-733/2014).
Определением Комиссии от 03.03.2014 рассмотрение дела № 8-01/13 приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решение арбитражного суда от 08.05.2014 по делу № А73-733/2014 вступило в законную силу, предпринимателю отказано в удовлетворении иска, в связи с чем рассмотрение настоящего дела возобновлено.
Из пояснений акционерного общества следует, что получение указанных сертификатов в целях обязательного условия оказания клининговых услуг законом не установлено, однако требование о предоставлении участником закупки в составе заявки данных документов необходимо для подтверждения его квалификации и не противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
Заявитель в соответствии с условиями закупки имел право обратиться к организатору аукциона за разъяснениями спорного требования, однако таким правом не воспользовался.
Кроме того, согласно пункту 2.5.4.4 аукционной документации в отсутствие возможности предоставить требуемый документ участник должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину его непредоставления, а также содержащую заверения организатору аукциона о соответствии участника данному требованию.
Данные доводы в заседании Комиссии представители ответчика поддержали в полном объеме.
Заслушав доводы представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
06.12.2013 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены: извещение № 31300732032 о проведении на электронной торговой площадки на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «ДГК», аукционная документация, проект договора. Начальная (предельная) цена аукциона: лот № 1 – 13 577 000,00 руб. без НДС); лот № 2 – 8 584 000,00руб. без НДС; лот № 3 – 14 877 000,00 руб. без НДС; лот № 4 – 5 044 000,00 руб. без НДС; лот № 5 – 23 140 000,00 руб. без НДС; лот № 6 – 8 702 002,00 руб. без НДС; лот № 7 – 11 220 000,00 руб. без НДС. «Шаг аукциона» составляет 0,2 % от начальной (предельной) цены аукциона и составляет: лот № 1 – 27 154,00 руб. без НДС; лот № 2 – 17 168,00 руб. без НДС; лот № 3 – 29 754,00 руб. без НДС; лот № 4 – 10 088,00 руб. без НДС; лот № 5 – 46 280,00 руб. без НДС; лот № 6 – 17 404,00 руб. без НДС; лот № 7 – 22 440,00 руб. без НДС. Дата окончания приема заявок - 27.12.2013, дата рассмотрения заявок - 30.12.2013, дата подведения итогов - 31.12.2013, место рассмотрения заявок и подведения итогов - г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д.46.
Пунктами 2.7.2 – 2.7.2.6 аукционной документации определен порядок проведения допуска заявок к участию в аукционе, согласно которому в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет: правильность оформления аукционных заявок и их соответствие требованиям аукционной документации по существу; соответствие участников требованиям аукционной документации (в том числе, правоспособность, квалификация); соответствие предлагаемой продукции/работ/услуг требованиям настоящей аукционной документации; соответствие предлагаемых договорных условий требованиям настоящей аукционной документации. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемой продукции/работам/услугам, а также к условиям исполнения договоров требования, которые не указаны в аукционной документации. По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия отклоняет аукционные заявки, которые: в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению аукционной документации; поданы участниками, которые не отвечают требованиям аукционной документации; содержат предложения, не соответствующие установленным условиям настоящей аукционной документации; в аукционных заявках отсутствуют документы, требуемые в соответствии с условиями аукционной документации.
Пунктом 4.1.19 аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Непредставление указанных документов, в соответствии с пунктом 2.7.2.5 аукционной документации является основанием для отклонения заявки.
На участие в аукционе по лоту № 6 поступили заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба», ООО «АВК-Т», ООО «ЦСУ-1998», ИП Сагателяна. Заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба» признаны соответствующими условиям закупки и допущены к процедуре аукциона (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-Р). Победителем аукциона признано ООО «Ротекс» (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-ВП).
Из протокола аукциона от 30.12.2013№РАО/Ц-195/ОА-Р следует, что заявка И.П. Сагателяна по лоту № 6 отклонена как несоответствующая требованиям аукционной документации, в связи с непредставлением в ее составе копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции является недопустимой.
В соответствии с пунктами 6.3.2, 6.3.4, 6.3.5 Положения о закупке продукции для нужд ОАО «РАО Энергетические системы Востока», утвержденного Советом директоров ОАО «РАО Энергетические системы Востока» (протокол № 77 от 23.05.2012), участник закупки для осуществления видов деятельности по предмету закупки, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий), должен иметь такие разрешения (лицензии, должен подготовить заявку по форме, установленной в предоставленной ему закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Согласно статье 11 Закона № 184-ФЗ целями стандартизации являются обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 12 Закона № 184-ФЗ установлено, что стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения документов в области стандартизации; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1 статьи 19 Статья 19 Закона № 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
В силу того, что клининговые услуги (чистка и уборка помещений, территорий) являются видом экономической деятельности (код 74.7 по ОКВЭД, введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), а не продукцией, технический регламент на данные услуги не установлен, сертификация данных услуг является добровольной и возможность оказания таких услуг не ставится в зависимость от наличия сертификата, декларирования соответствия, установленное заказчиком в закупочной документации требование о наличии указанных в пункте 4.1.19 аукционной документации сертификатов и документов противоречит федеральному законодательству.
Учитывая, что требование к участникам закупки о наличии указанных сертификатов и документов не предусмотрено законодательством, препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих указанных сертификатов и документов, необоснованно ограничивает конкуренцию среди участников закупки, действия акционерного общества в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Поскольку при принятии решения об отклонении заявки ИП Сагателяна А.С. по лоту № 6 закупочная комиссия руководствовалась спорным требованием аукционной документации, установленным организатором торгов, основания для признания действий закупочной комиссии в части нарушения установленной процедуры проведения аукциона отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032), выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», нарушением части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Рассмотрение дела № 8-01/13 в части отказа ИП Сагателяну в допуске к участию в аукционе по лоту № 6 прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «РАО Энергетические системы Востока» нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ОАО «РАО Энергетические системы Востока» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 66
«15» июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 15.07.2014 № 112 по делу № 8-01/13, руководствуясь статьями 23, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «РАО Энергетические системы Востока в срок до 07 августа 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении в документации открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032),требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», с целью чего:
- при проведении закупок исключить случаи требования предоставления участниками закупки сертификатов и документов, получение которых не является обязательным, но влияет на допуск претендентов к участию закупке;
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение закупок.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 112
Резолютивная часть решения оглашена «08» июля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2014 г.
г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей:
- от ОАО «РАО Энергетические системы Востока» … (доверенность от 06.09.2013 № 584), … (доверенность от 20.05.2013 № 540), … (доверенность от 14.08.2013 № 565);
- ИП Сагателян, ООО «Ротекс» извещены, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев дело № 8-01/13 по признакам нарушения ОАО «РАО Энергетические системы Востока» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения заявления ИП Сагателяна с жалобой на действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» по лоту № 6 Хабаровским УФАС России в отношении акционерного общества приказом от 04.02.2014 № 70 возбуждено дело № 8-01/13 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», в недопуске к участию в аукционе по лоту № 6 заявки ИП Сагателяна.
ИП Сагателяном подан иск в арбитражный суда Хабаровского края о признании недействительными итогов аукциона по лоту № 6 и о признании недействительным договора на оказание услуг, заключенного между ОАО «ДГК» и ООО «Ротекс» (дело № А73-733/2014).
Определением Комиссии от 03.03.2014 рассмотрение дела № 8-01/13 приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решение арбитражного суда от 08.05.2014 по делу № А73-733/2014 вступило в законную силу, предпринимателю отказано в удовлетворении иска, в связи с чем рассмотрение настоящего дела возобновлено.
Из пояснений акционерного общества следует, что получение указанных сертификатов в целях обязательного условия оказания клининговых услуг законом не установлено, однако требование о предоставлении участником закупки в составе заявки данных документов необходимо для подтверждения его квалификации и не противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
Заявитель в соответствии с условиями закупки имел право обратиться к организатору аукциона за разъяснениями спорного требования, однако таким правом не воспользовался.
Кроме того, согласно пункту 2.5.4.4 аукционной документации в отсутствие возможности предоставить требуемый документ участник должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину его непредоставления, а также содержащую заверения организатору аукциона о соответствии участника данному требованию.
Данные доводы в заседании Комиссии представители ответчика поддержали в полном объеме.
Заслушав доводы представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).
06.12.2013 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru размещены: извещение № 31300732032 о проведении на электронной торговой площадки на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «ДГК», аукционная документация, проект договора. Начальная (предельная) цена аукциона: лот № 1 – 13 577 000,00 руб. без НДС); лот № 2 – 8 584 000,00руб. без НДС; лот № 3 – 14 877 000,00 руб. без НДС; лот № 4 – 5 044 000,00 руб. без НДС; лот № 5 – 23 140 000,00 руб. без НДС; лот № 6 – 8 702 002,00 руб. без НДС; лот № 7 – 11 220 000,00 руб. без НДС. «Шаг аукциона» составляет 0,2 % от начальной (предельной) цены аукциона и составляет: лот № 1 – 27 154,00 руб. без НДС; лот № 2 – 17 168,00 руб. без НДС; лот № 3 – 29 754,00 руб. без НДС; лот № 4 – 10 088,00 руб. без НДС; лот № 5 – 46 280,00 руб. без НДС; лот № 6 – 17 404,00 руб. без НДС; лот № 7 – 22 440,00 руб. без НДС. Дата окончания приема заявок - 27.12.2013, дата рассмотрения заявок - 30.12.2013, дата подведения итогов - 31.12.2013, место рассмотрения заявок и подведения итогов - г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д.46.
Пунктами 2.7.2 – 2.7.2.6 аукционной документации определен порядок проведения допуска заявок к участию в аукционе, согласно которому в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет: правильность оформления аукционных заявок и их соответствие требованиям аукционной документации по существу; соответствие участников требованиям аукционной документации (в том числе, правоспособность, квалификация); соответствие предлагаемой продукции/работ/услуг требованиям настоящей аукционной документации; соответствие предлагаемых договорных условий требованиям настоящей аукционной документации. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемой продукции/работам/услугам, а также к условиям исполнения договоров требования, которые не указаны в аукционной документации. По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия отклоняет аукционные заявки, которые: в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению аукционной документации; поданы участниками, которые не отвечают требованиям аукционной документации; содержат предложения, не соответствующие установленным условиям настоящей аукционной документации; в аукционных заявках отсутствуют документы, требуемые в соответствии с условиями аукционной документации.
Пунктом 4.1.19 аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Непредставление указанных документов, в соответствии с пунктом 2.7.2.5 аукционной документации является основанием для отклонения заявки.
На участие в аукционе по лоту № 6 поступили заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба», ООО «АВК-Т», ООО «ЦСУ-1998», ИП Сагателяна. Заявки ООО «Ротекс», ООО «Благоустройство Запсиба» признаны соответствующими условиям закупки и допущены к процедуре аукциона (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-Р). Победителем аукциона признано ООО «Ротекс» (протокол от 30.12.2013 № РАО/Ц-195/ОА-ВП).
Из протокола аукциона от 30.12.2013№РАО/Ц-195/ОА-Р следует, что заявка И.П. Сагателяна по лоту № 6 отклонена как несоответствующая требованиям аукционной документации, в связи с непредставлением в ее составе копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом № 223-ФЗ, в ущерб конкуренции является недопустимой.
В соответствии с пунктами 6.3.2, 6.3.4, 6.3.5 Положения о закупке продукции для нужд ОАО «РАО Энергетические системы Востока», утвержденного Советом директоров ОАО «РАО Энергетические системы Востока» (протокол № 77 от 23.05.2012), участник закупки для осуществления видов деятельности по предмету закупки, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий), должен иметь такие разрешения (лицензии, должен подготовить заявку по форме, установленной в предоставленной ему закупочной документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона № 184-ФЗ продукция – это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Согласно статье 11 Закона № 184-ФЗ целями стандартизации являются обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг).
Пунктом 1 статьи 12 Закона № 184-ФЗ установлено, что стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения документов в области стандартизации; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Пунктом 1 статьи 19 Статья 19 Закона № 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации.
В силу того, что клининговые услуги (чистка и уборка помещений, территорий) являются видом экономической деятельности (код 74.7 по ОКВЭД, введенного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), а не продукцией, технический регламент на данные услуги не установлен, сертификация данных услуг является добровольной и возможность оказания таких услуг не ставится в зависимость от наличия сертификата, декларирования соответствия, установленное заказчиком в закупочной документации требование о наличии указанных в пункте 4.1.19 аукционной документации сертификатов и документов противоречит федеральному законодательству.
Учитывая, что требование к участникам закупки о наличии указанных сертификатов и документов не предусмотрено законодательством, препятствует доступу к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих указанных сертификатов и документов, необоснованно ограничивает конкуренцию среди участников закупки, действия акционерного общества в части установления такого требования противоречат части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Поскольку при принятии решения об отклонении заявки ИП Сагателяна А.С. по лоту № 6 закупочная комиссия руководствовалась спорным требованием аукционной документации, установленным организатором торгов, основания для признания действий закупочной комиссии в части нарушения установленной процедуры проведения аукциона отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, статьями 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «РАО Энергетические системы Востока» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032), выразившиеся в установлении в аукционной документации требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», нарушением части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Рассмотрение дела № 8-01/13 в части отказа ИП Сагателяну в допуске к участию в аукционе по лоту № 6 прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «РАО Энергетические системы Востока» нарушения антимонопольного законодательства.
3. Выдать ОАО «РАО Энергетические системы Востока» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 66
«15» июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 15.07.2014 № 112 по делу № 8-01/13, руководствуясь статьями 23, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО «РАО Энергетические системы Востока в срок до 07 августа 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившиеся в установлении в документации открытого аукциона на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (извещение на сайте zakupki.gov.ru № 31300732032),требования о предоставлении участниками аукциона в составе аукционной заявки копии сертификата системы управления охраной труда и производственной безопасностью OHSAS 18001:2007, сертификата менеджмента качества ISO 14001:2004, сертификата соответствия ГОСТ Р 51870-2002, документов, подтверждающих наличие системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, соответствующей требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», с целью чего:
- при проведении закупок исключить случаи требования предоставления участниками закупки сертификатов и документов, получение которых не является обязательным, но влияет на допуск претендентов к участию закупке;
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение закупок.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 8-01/13
[format] =>
[safe_value] => 8-01/13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 54
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 54
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-18 03:37:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-15 03:37:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1406605140
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)