Решение по делу в отношении ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» по жалобе ООО «Экспертная компания «Регион»

Номер дела: 8-01/271
Дата публикации: 17 сентября 2014, 14:34

РЕШЕНИЕ № 149

 

16 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина» (по доверенность), ООО «Экспертная компания «Регион» (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б», материалы дела 8-01/271,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение №31401408802), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Общество считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации лаборатории, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Представитель общества также  пояснил, что на момент подачи заявки некоторые виды оборудования находились на поверке, которая осуществляется один раз в год, в связи с чем обществом в составе заявки не представлены соответствующие документы подтверждающие наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Также представитель общества указал на незаконность установленного в документации требования о наличии у участников свидетельства аккредитации экспертной организации и, соответственно, необоснованность решения комиссии об отклонении заявки по данному основанию. 

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В документацию запроса предложений включены обязательные и дополнительные требования, в том числе, требования наличия у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договора с аккредитованной лабораторией и их свидетельства или аттестата (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличия договора аренды оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Также в составе заявки ООО «Экспертная компания «Регион» не предоставлены: свидетельство аккредитации экспертной организации, действующие свидетельство о поверке приборов для измерения концентрации напряжения и рентгена, не представлен документ, подтверждающий наличие прибора для проведения металлографических исследований, что является невыполнением обязательного требования о наличии у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

07.08.2014 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401408802 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б» ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (далее – КнААЗ).

Срок подачи  заявок на участие в закупке установлен до 22.08.2014. Дата рассмотрения заявок 29.08.2014, подведения итогов 29.08.2014.

Документацией о закупке, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, определены требования к заявкам участников, порядок проведения закупки. В закупочной документации установлена начальная (максимальная) цена договора (лота)  - 1742900  руб.

Как следует из протокола вскрытия конвертов от 29.08.2014 № 399277 на участие в закупке подано 9 заявок. В результате рассмотрения заявок комиссией по закупкам принято решение отклонить заявки 7 претендентов. Победителем запроса предложений признано ООО «ТехСтандарт» (протокол по оценке предложений выбору победителя от 29.08.2014 № 399277).

Из протокола  от 29.08.2014 № 399277 следует, что заявка ООО «Экспертная компания «Регион» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; не предоставлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (оборудование для акустико-эмиссионного метода (приложено свидетельство о поверке с истекшим сроком действия), металлографических исследований) не представлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы оборудования, не приложено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Подпунктом 2.3.2 раздела 2.3 закупочной документации обозначены условия допуска к участию в закупке, согласно которым претендент допускается к участию  в закупке, если он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и закупочной документацией.

Подпунктом 2.2.3 раздела 2.2. закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), область аккредитации испытательной лаборатории соответствующую предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно), уведомление о возможности применения упрощённой системы налогообложения (в случае, если претендент на участие в закупке не является плательщиком НДС и выставляет в своей заявке цену без НДС – обязательное требование).              

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием –  дефектоскоп А1212 Master(или эквивалент); твердометр «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент); толщиномер А 1207(или эквивалент); рентген «Пион-2 М» (или эквивалент); измеритель концентрации напряжения ИКН-5М-32 (или эквивалент). Для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (п. 2.3.2 закупочной документации). 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (ч. 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (ч. 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (ч. 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленной организатором закупки требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации не предусмотрено законодательством, такое требование является незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют.

Отклонение заявки общества по указанному основанию не привело к принятию закупочной комиссией неверного решения относительно отказа обществу в допуске к участию в закупке, поскольку им не выполнено требование закупочной документации о предоставлении документов, подтверждающих наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования: приложено свидетельство о поверке оборудования для акустико-эмиссионного метода, действительное до 25.02.2014 (действующее свидетельство не представлено);  для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент), не представлены документы, подтверждающие наличие измерителя концентрации напряжения, рентгена. Также не представлено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела заявкой общества и его представителем в заседании Комиссии не оспаривалось.    

Доводы общества о том, что ему отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием аккредитации лаборатории опровергаются содержанием протокола от 29.08.2014 № 2.57.780.-2014.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выдано предписание от 19.09.2014 №  81, которым предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, необходимость выдачи аналогичного предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408802) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

stdClass Object ( [vid] => 10253 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» по жалобе ООО «Экспертная компания «Регион» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10253 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411443441 [changed] => 1411443467 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411443467 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 149

 

16 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина» (по доверенность), ООО «Экспертная компания «Регион» (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б», материалы дела 8-01/271,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение №31401408802), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Общество считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации лаборатории, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Представитель общества также  пояснил, что на момент подачи заявки некоторые виды оборудования находились на поверке, которая осуществляется один раз в год, в связи с чем обществом в составе заявки не представлены соответствующие документы подтверждающие наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Также представитель общества указал на незаконность установленного в документации требования о наличии у участников свидетельства аккредитации экспертной организации и, соответственно, необоснованность решения комиссии об отклонении заявки по данному основанию. 

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В документацию запроса предложений включены обязательные и дополнительные требования, в том числе, требования наличия у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договора с аккредитованной лабораторией и их свидетельства или аттестата (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличия договора аренды оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Также в составе заявки ООО «Экспертная компания «Регион» не предоставлены: свидетельство аккредитации экспертной организации, действующие свидетельство о поверке приборов для измерения концентрации напряжения и рентгена, не представлен документ, подтверждающий наличие прибора для проведения металлографических исследований, что является невыполнением обязательного требования о наличии у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

07.08.2014 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401408802 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б» ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (далее – КнААЗ).

Срок подачи  заявок на участие в закупке установлен до 22.08.2014. Дата рассмотрения заявок 29.08.2014, подведения итогов 29.08.2014.

Документацией о закупке, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, определены требования к заявкам участников, порядок проведения закупки. В закупочной документации установлена начальная (максимальная) цена договора (лота)  - 1742900  руб.

Как следует из протокола вскрытия конвертов от 29.08.2014 № 399277 на участие в закупке подано 9 заявок. В результате рассмотрения заявок комиссией по закупкам принято решение отклонить заявки 7 претендентов. Победителем запроса предложений признано ООО «ТехСтандарт» (протокол по оценке предложений выбору победителя от 29.08.2014 № 399277).

Из протокола  от 29.08.2014 № 399277 следует, что заявка ООО «Экспертная компания «Регион» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; не предоставлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (оборудование для акустико-эмиссионного метода (приложено свидетельство о поверке с истекшим сроком действия), металлографических исследований) не представлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы оборудования, не приложено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Подпунктом 2.3.2 раздела 2.3 закупочной документации обозначены условия допуска к участию в закупке, согласно которым претендент допускается к участию  в закупке, если он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и закупочной документацией.

Подпунктом 2.2.3 раздела 2.2. закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), область аккредитации испытательной лаборатории соответствующую предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно), уведомление о возможности применения упрощённой системы налогообложения (в случае, если претендент на участие в закупке не является плательщиком НДС и выставляет в своей заявке цену без НДС – обязательное требование).              

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием –  дефектоскоп А1212 Master(или эквивалент); твердометр «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент); толщиномер А 1207(или эквивалент); рентген «Пион-2 М» (или эквивалент); измеритель концентрации напряжения ИКН-5М-32 (или эквивалент). Для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (п. 2.3.2 закупочной документации). 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (ч. 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (ч. 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (ч. 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленной организатором закупки требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации не предусмотрено законодательством, такое требование является незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют.

Отклонение заявки общества по указанному основанию не привело к принятию закупочной комиссией неверного решения относительно отказа обществу в допуске к участию в закупке, поскольку им не выполнено требование закупочной документации о предоставлении документов, подтверждающих наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования: приложено свидетельство о поверке оборудования для акустико-эмиссионного метода, действительное до 25.02.2014 (действующее свидетельство не представлено);  для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент), не представлены документы, подтверждающие наличие измерителя концентрации напряжения, рентгена. Также не представлено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела заявкой общества и его представителем в заседании Комиссии не оспаривалось.    

Доводы общества о том, что ему отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием аккредитации лаборатории опровергаются содержанием протокола от 29.08.2014 № 2.57.780.-2014.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выдано предписание от 19.09.2014 №  81, которым предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, необходимость выдачи аналогичного предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408802) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 149

 

16 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина» (по доверенность), ООО «Экспертная компания «Регион» (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б», материалы дела 8-01/271,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение №31401408802), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Общество считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации лаборатории, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Представитель общества также  пояснил, что на момент подачи заявки некоторые виды оборудования находились на поверке, которая осуществляется один раз в год, в связи с чем обществом в составе заявки не представлены соответствующие документы подтверждающие наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Также представитель общества указал на незаконность установленного в документации требования о наличии у участников свидетельства аккредитации экспертной организации и, соответственно, необоснованность решения комиссии об отклонении заявки по данному основанию. 

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В документацию запроса предложений включены обязательные и дополнительные требования, в том числе, требования наличия у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договора с аккредитованной лабораторией и их свидетельства или аттестата (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно; область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно;  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличия договора аренды оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Также в составе заявки ООО «Экспертная компания «Регион» не предоставлены: свидетельство аккредитации экспертной организации, действующие свидетельство о поверке приборов для измерения концентрации напряжения и рентгена, не представлен документ, подтверждающий наличие прибора для проведения металлографических исследований, что является невыполнением обязательного требования о наличии у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

07.08.2014 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401408802 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности трубопроводов мазута котельных цеха 12 территории «А» и «Б» ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (далее – КнААЗ).

Срок подачи  заявок на участие в закупке установлен до 22.08.2014. Дата рассмотрения заявок 29.08.2014, подведения итогов 29.08.2014.

Документацией о закупке, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, определены требования к заявкам участников, порядок проведения закупки. В закупочной документации установлена начальная (максимальная) цена договора (лота)  - 1742900  руб.

Как следует из протокола вскрытия конвертов от 29.08.2014 № 399277 на участие в закупке подано 9 заявок. В результате рассмотрения заявок комиссией по закупкам принято решение отклонить заявки 7 претендентов. Победителем запроса предложений признано ООО «ТехСтандарт» (протокол по оценке предложений выбору победителя от 29.08.2014 № 399277).

Из протокола  от 29.08.2014 № 399277 следует, что заявка ООО «Экспертная компания «Регион» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; не предоставлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (оборудование для акустико-эмиссионного метода (приложено свидетельство о поверке с истекшим сроком действия), металлографических исследований) не представлены документы, подтверждающие наличие у организации необходимого для проведения экспертизы оборудования, не приложено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Подпунктом 2.3.2 раздела 2.3 закупочной документации обозначены условия допуска к участию в закупке, согласно которым претендент допускается к участию  в закупке, если он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и закупочной документацией.

Подпунктом 2.2.3 раздела 2.2. закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), область аккредитации испытательной лаборатории соответствующую предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно), уведомление о возможности применения упрощённой системы налогообложения (в случае, если претендент на участие в закупке не является плательщиком НДС и выставляет в своей заявке цену без НДС – обязательное требование).              

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием –  дефектоскоп А1212 Master(или эквивалент); твердометр «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент); толщиномер А 1207(или эквивалент); рентген «Пион-2 М» (или эквивалент); измеритель концентрации напряжения ИКН-5М-32 (или эквивалент). Для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (п. 2.3.2 закупочной документации). 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (ч. 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (ч. 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (ч. 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленной организатором закупки требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации не предусмотрено законодательством, такое требование является незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пунктам 2, 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют.

Отклонение заявки общества по указанному основанию не привело к принятию закупочной комиссией неверного решения относительно отказа обществу в допуске к участию в закупке, поскольку им не выполнено требование закупочной документации о предоставлении документов, подтверждающих наличие необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования: приложено свидетельство о поверке оборудования для акустико-эмиссионного метода, действительное до 25.02.2014 (действующее свидетельство не представлено);  для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент), не представлены документы, подтверждающие наличие измерителя концентрации напряжения, рентгена. Также не представлено уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Данное обстоятельство подтверждено представленной в материалы дела заявкой общества и его представителем в заседании Комиссии не оспаривалось.    

Доводы общества о том, что ему отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием аккредитации лаборатории опровергаются содержанием протокола от 29.08.2014 № 2.57.780.-2014.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выдано предписание от 19.09.2014 №  81, которым предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, необходимость выдачи аналогичного предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности технологических трубопроводов мазута цеха 12 территории «А» и «Б» (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408802) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «Экспертная компания «Регион» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 149 [format] => [safe_value] => 149 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/271 [format] => [safe_value] => 8-01/271 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-17 03:34:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-16 03:34:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411443441 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )