Решение по результатам рассмотрения дела в отношении ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина» по жалобе ООО "ЭСКО"

Номер дела: 8-01/272
Дата публикации: 19 сентября 2014, 13:17

РЕШЕНИЕ № 150

 

17 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина»   – Макарова Л.А (по доверенности), ООО «ЭСКО»   (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением, материалы дела 8-01/272,

 

                                             УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение № 31401408748), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Представитель общества считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации экспертной организации, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Отклонение заявки общества в связи с тем, что область аккредитации заявленной лаборатории не соответствует предмету закупки, по мнению общества, также является необоснованным, т.к. в представленных: свидетельстве  об аттестации принадлежащей ООО «ЭСКО» лаборатории неразрушающего контроля, аттестате аккредитации арендованной обществом у ОАО «Амурский судостроительный завод» испытательной лаборатории указаны области их аттестации и аккредитации, соответствующие предмету закупки.

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно);  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В составе заявки ООО «ЭСКО» не предоставлены: аттестат аккредитации экспертной организации, область аккредитации лаборатории не соответствует предмету закупки.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

07.08.2014 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  на сайте zakupki.gov.ru размещены:  извещение № 31401408748 о проведении на электронной торговой площадке (ЭТП) на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru закупки «Экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (399290)»  путем открытого запроса предложений в электронной форме. Заказчик - филиал ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина», закупочная документация, проект договора.

Дата окончания подачи заявок - 22.08.2014, дата рассмотрения заявок - 29.08.2014,  дата подведения итогов -              29.08.2014, место рассмотрения заявок и подведения итогов -  г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Советская, д.1.

На участие в запросе предложений поступило 13 заявок, к закупке не допущено 10 заявок, в том числе  заявка ООО «ЭСКО» (протокол от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014).

Из протокола  от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014 следует, что заявка ООО «ЭСКО» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; область аккредитации испытательной лаборатории е соответствует предмету закупки.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Пунктом 2.2.3.1 закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), при этом область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для проведения исследований качества резервуаров сосудов, работающих под давлением, без вывода их из эксплуатации акустико-эмиссионным методом – измерительный комплекс А-Line 32D (или эквивалент); для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент); для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием – дефектоскоп А1212 Master (или эквивалент); толщиномер А1207 (или эквивалент); твердомер «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (пункт 2.3.2 закупочной документации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (пункт 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (пункт 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации, аккредитация участвующей в экспертизе лаборатории  приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленные организатором закупки требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации лаборатории не предусмотрены законодательством, такие требования являются незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Ссылка заказчика на СДА-11-2009 не может быть принята во внимание, так как данный документ не является нормативным правовым актом.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, несоответствием области аккредитации заявленной лаборатории предмету закупки, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют. Вместе с тем допущенное заказчиком нарушение, повлекшее отклонение заявки общества, не повлияло на результат закупки исходя из следующего.

Пунктом 2.3.5 документации  установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: цена договора  - 50 %, срок выполнения работ, оказания услуг – 10 %, опыт работы ( количество заключенных договоров по аналогичному предмету закупки (по 5 баллов с любым контрагентом, по 10 – с авиастроительным предприятием, максимум – 40)), описание методологии порядка проведения ЭПБ – 40 баллов, количество несчастных случаев – 20 баллов)  - 40%.

Из заявки общества следует, что его предложение о цене договора, сроке выполнения работ и квалификации не является лучшим, в связи с чем оно не могло претендовать на присуждение его заявке первого места.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).     

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выданы предписания от 16.09.2014 №  81, 17.09.2014 № 82, которыми предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, аккредитации испытательной лаборатории, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, необходимость выдачи предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408748) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации испытательной лаборатории обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» » в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

 

stdClass Object ( [vid] => 10257 [uid] => 5 [title] => Решение по результатам рассмотрения дела в отношении ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина» по жалобе ООО "ЭСКО" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10257 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411525233 [changed] => 1411525233 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411525233 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 150

 

17 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина»   – Макарова Л.А (по доверенности), ООО «ЭСКО»   (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением, материалы дела 8-01/272,

 

                                             УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение № 31401408748), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Представитель общества считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации экспертной организации, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Отклонение заявки общества в связи с тем, что область аккредитации заявленной лаборатории не соответствует предмету закупки, по мнению общества, также является необоснованным, т.к. в представленных: свидетельстве  об аттестации принадлежащей ООО «ЭСКО» лаборатории неразрушающего контроля, аттестате аккредитации арендованной обществом у ОАО «Амурский судостроительный завод» испытательной лаборатории указаны области их аттестации и аккредитации, соответствующие предмету закупки.

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно);  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В составе заявки ООО «ЭСКО» не предоставлены: аттестат аккредитации экспертной организации, область аккредитации лаборатории не соответствует предмету закупки.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

07.08.2014 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  на сайте zakupki.gov.ru размещены:  извещение № 31401408748 о проведении на электронной торговой площадке (ЭТП) на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru закупки «Экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (399290)»  путем открытого запроса предложений в электронной форме. Заказчик - филиал ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина», закупочная документация, проект договора.

Дата окончания подачи заявок - 22.08.2014, дата рассмотрения заявок - 29.08.2014,  дата подведения итогов -              29.08.2014, место рассмотрения заявок и подведения итогов -  г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Советская, д.1.

На участие в запросе предложений поступило 13 заявок, к закупке не допущено 10 заявок, в том числе  заявка ООО «ЭСКО» (протокол от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014).

Из протокола  от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014 следует, что заявка ООО «ЭСКО» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; область аккредитации испытательной лаборатории е соответствует предмету закупки.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Пунктом 2.2.3.1 закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), при этом область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для проведения исследований качества резервуаров сосудов, работающих под давлением, без вывода их из эксплуатации акустико-эмиссионным методом – измерительный комплекс А-Line 32D (или эквивалент); для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент); для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием – дефектоскоп А1212 Master (или эквивалент); толщиномер А1207 (или эквивалент); твердомер «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (пункт 2.3.2 закупочной документации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (пункт 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (пункт 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации, аккредитация участвующей в экспертизе лаборатории  приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленные организатором закупки требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации лаборатории не предусмотрены законодательством, такие требования являются незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Ссылка заказчика на СДА-11-2009 не может быть принята во внимание, так как данный документ не является нормативным правовым актом.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, несоответствием области аккредитации заявленной лаборатории предмету закупки, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют. Вместе с тем допущенное заказчиком нарушение, повлекшее отклонение заявки общества, не повлияло на результат закупки исходя из следующего.

Пунктом 2.3.5 документации  установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: цена договора  - 50 %, срок выполнения работ, оказания услуг – 10 %, опыт работы ( количество заключенных договоров по аналогичному предмету закупки (по 5 баллов с любым контрагентом, по 10 – с авиастроительным предприятием, максимум – 40)), описание методологии порядка проведения ЭПБ – 40 баллов, количество несчастных случаев – 20 баллов)  - 40%.

Из заявки общества следует, что его предложение о цене договора, сроке выполнения работ и квалификации не является лучшим, в связи с чем оно не могло претендовать на присуждение его заявке первого места.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).     

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выданы предписания от 16.09.2014 №  81, 17.09.2014 № 82, которыми предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, аккредитации испытательной лаборатории, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, необходимость выдачи предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408748) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации испытательной лаборатории обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» » в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 150

 

17 сентября 2014 года                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, в присутствии представителей: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина»   – Макарова Л.А (по доверенности), ООО «ЭСКО»   (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением, материалы дела 8-01/272,

 

                                             УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба  ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», закупочной комиссии при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг  по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение № 31401408748), в связи с необоснованным отклонением заявки общества от участия в закупке.

Представитель общества считает, что обществу незаконно отказано в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием свидетельства аккредитации экспертной организации, в то время как для проведения экспертизы промышленной безопасности требуется аттестация лаборатории неразрушающего контроля, документ об аттестации которой приложен к заявке. Отклонение заявки общества в связи с тем, что область аккредитации заявленной лаборатории не соответствует предмету закупки, по мнению общества, также является необоснованным, т.к. в представленных: свидетельстве  об аттестации принадлежащей ООО «ЭСКО» лаборатории неразрушающего контроля, аттестате аккредитации арендованной обществом у ОАО «Амурский судостроительный завод» испытательной лаборатории указаны области их аттестации и аккредитации, соответствующие предмету закупки.

Представитель Заказчика доводы жалобы отклонил, пояснив, что согласно  Положению о закупке ОАО «Компания «Сухой» в документации о закупке могут быть предусмотрены иные (дополнительные) требования к участнику закупки. При этом данные требования могут быть разделены на обязательные, невыполнение которых означает отклонение заявки соответствующего участника, и предпочтительные, несоответствие которым не может служить основанием для отклонения заявки. Инициатором закупок должно быть определено, в каком виде и какими документами подтверждается выполнение установленных требований.

В документацию указанного запроса предложений включены обязательные и дополнительные требований, в том числе, наличие у участника закупки: свидетельства аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельства или аттестата аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); область аккредитации испытательной лаборатории соответствующая предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно);  необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

Указанные дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее - Закон о промышленной безопасности), согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Дополнительные требования включены в закупочную документацию в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, согласно которому экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Документом, устанавливающим принципы независимости, является СДА-11-2009, принятый решением № 30-БНС (Наблюдательным советом) от 20.07.2009. Настоящий документ разработан с учетом требований федерального законодательства Российской Федерации, в первую очередь Закона о промышленной безопасности, и регламентирует требования к экспертным организациям, включает в себя требования к персоналу, лабораториям, техническим средствам и оборудованию, описывает методы экспертизы, процедуры аккредитации экспертных организаций. Аккредитация экспертных организаций проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия СДА-01-2009 в областях аккредитации. Требования аккредитации испытательных лабораторий установлены постановлением Госстандарта России от 21.09.1994  № 16 и указаны в пункте 3 статьи 1 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании». Требование наличия необходимого для проведения экспертизы оборудования является требованием, указанном в Законе о промышленной безопасности, а именно - принцип всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В составе заявки ООО «ЭСКО» не предоставлены: аттестат аккредитации экспертной организации, область аккредитации лаборатории не соответствует предмету закупки.

Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными  видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Статьей 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другим федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

07.08.2014 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  на сайте zakupki.gov.ru размещены:  извещение № 31401408748 о проведении на электронной торговой площадке (ЭТП) на «Интернет»-сайте http://www.b2b-center.ru закупки «Экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (399290)»  путем открытого запроса предложений в электронной форме. Заказчик - филиал ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина», закупочная документация, проект договора.

Дата окончания подачи заявок - 22.08.2014, дата рассмотрения заявок - 29.08.2014,  дата подведения итогов -              29.08.2014, место рассмотрения заявок и подведения итогов -  г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Советская, д.1.

На участие в запросе предложений поступило 13 заявок, к закупке не допущено 10 заявок, в том числе  заявка ООО «ЭСКО» (протокол от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014).

Из протокола  от 29.08.2014 № 2.57.778.-2014 следует, что заявка ООО «ЭСКО» отклонена в связи с тем, что не соответствует требованиям закупочной документации: не приложено свидетельство аккредитации экспертной организации; область аккредитации испытательной лаборатории е соответствует предмету закупки.

В соответствии с пунктами 2,9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ закупочная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15.2.1 Положения  ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», размещенного на сайте zakupki.gov.ru (далее – Положение), установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в том числе: соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации по отношению к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (подпункт «а»); обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и являющихся предметом заключаемого договора (подпункт «б»); обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора (подпункт «в»).

Пунктом 2.2.3.1 закупочной документации установлено, что в составе заявки претендент обязан представить: лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство аккредитации экспертной организации (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); свидетельство или аттестат аккредитации испытательной лаборатории, либо договор с аккредитованной лабораторией и их свидетельство или аттестат (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно), при этом область аккредитации испытательной лаборатории должна соответствовать предмету закупки (приложение копии документа к заявке на участие в закупке обязательно); документы, подтверждающие наличие у участника закупки необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности оборудования (согласно приложению № 2), либо наличие договора на аренду оборудования (приложение копий действующих свидетельств о поверке к заявке на участие в закупке обязательно).

В приложении № 2 к закупочной документации указано оборудование, требуемое для оказание услуг по предмету закупки: для проведения исследований качества резервуаров сосудов, работающих под давлением, без вывода их из эксплуатации акустико-эмиссионным методом – измерительный комплекс А-Line 32D (или эквивалент); для проведения металлографических исследований без вырезки металла – комплекс Micro 200 (или эквивалент); для наблюдения за напряженно-деформированным состоянием – дефектоскоп А1212 Master (или эквивалент); толщиномер А1207 (или эквивалент); твердомер «Proceq Equotip Bambino 2» (или эквивалент).

Претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если: он и его продукция (предлагаемые работы, услуги) соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО «Компания «Сухой» и настоящей документацией; он правильно оформил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы (пункт 2.3.2 закупочной документации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат в частности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его (пункт 2). Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение (пункт 3).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (пункт 5).

Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, пунктом 15 которых установлено, что экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 утверждены Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля, которыми установлены основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль (НК) технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

Аккредитация экспертной организации, аккредитация участвующей в экспертизе лаборатории  приведенными нормативными правовыми актами не предусмотрена, в связи с чем установленное организатором закупки в закупочной документации требование о наличии такой аккредитации с подтверждением аттестатом необоснованно и незаконно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться  принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Из пункта 15.2.1 Положения  следует, что участник закупки должен  соответствовать обязательным и дополнительным  (при их наличии)  требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Таким образом, предъявляемые к участникам закупки требования в первую очередь должны быть предусмотрены законодательством, а не установлены заказчиком произвольно, по своему усмотрению.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участнику закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов.

Учитывая, что установленные организатором закупки требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации лаборатории не предусмотрены законодательством, такие требования являются незаконным препятствием для доступа к участию в закупке хозяйствующих субъектов, не имеющих такой аккредитации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Ссылка заказчика на СДА-11-2009 не может быть принята во внимание, так как данный документ не является нормативным правовым актом.

Вместе с тем, обществом до подачи заявки данное требование в установленном порядке не оспорено. Отклоняя заявку общества в связи с отсутствием в её составе свидетельства аккредитации экспертной организации, несоответствием области аккредитации заявленной лаборатории предмету закупки, закупочная комиссия действовала в соответствии с закупочной документацией, в связи с чем основания для признания указанных действий закупочной комиссии нарушающими правила проведения закупки отсутствуют. Вместе с тем допущенное заказчиком нарушение, повлекшее отклонение заявки общества, не повлияло на результат закупки исходя из следующего.

Пунктом 2.3.5 документации  установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: цена договора  - 50 %, срок выполнения работ, оказания услуг – 10 %, опыт работы ( количество заключенных договоров по аналогичному предмету закупки (по 5 баллов с любым контрагентом, по 10 – с авиастроительным предприятием, максимум – 40)), описание методологии порядка проведения ЭПБ – 40 баллов, количество несчастных случаев – 20 баллов)  - 40%.

Из заявки общества следует, что его предложение о цене договора, сроке выполнения работ и квалификации не является лучшим, в связи с чем оно не могло претендовать на присуждение его заявке первого места.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).     

ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» выданы предписания от 16.09.2014 №  81, 17.09.2014 № 82, которыми предписано исключить случаи установления к участникам проводимых закупок требования о наличии свидетельства аккредитации экспертной организации, аккредитации испытательной лаборатории, за исключением случаев, если такое требование установлено федеральным законодательством.

Учитывая, что характер предписанных действий предполагает исключение случаев предъявления к участникам дальнейших закупок незаконного требования со дня выдачи предписания, допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, необходимость выдачи предписания по данному делу отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (извещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте zakupki.gov.ru № 31401408748) в части установления в закупочной документации требования предоставления в составе заявки на участие в закупке свидетельства аккредитации экспертной организации, свидетельства аккредитации испытательной лаборатории обоснованной.

2. Признать действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки нарушением  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать жалобу ООО «ЭСКО» на действия закупочной комиссии ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» » в лице его филиала - «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина» при проведении указанной закупки необоснованной.

4. Предписание не выдавать.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 150 [format] => [safe_value] => 150 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/272 [format] => [safe_value] => 8-01/272 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-19 02:17:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-17 02:17:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411525233 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )