Постановление а отношении ОАО ИКБ «Совкомбанк»

Номер дела: 4-05/76
Дата публикации: 6 ноября 2014, 14:27

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 72

о наложении штрафа по делу №  4-05/76

об административном правонарушении

 

06 ноября 2014 года                                                                     г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 17 октября 2014 года  и материалы дела  № 4-05/76 об административном правонарушении в отношении  ОАО ИКБ «Совкомбанк» (ИНН 4402002936, местонахождение: г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46)  в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя    ОАО ИКБ  «Совкомбанк» - гр.Г. (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 20 июля   2014 года  отслежена реклама (хронометраж 30 секунды) ООО ИКБ  «Совкомбанк», распространяемая  на телевизионных каналах в региональных блоках  «Первый канал», «Россия  1»,  в которой содержалась:

- звуковая информация:

«У нас еще очень много мест в России, в которых я не был, которые хочется посмотреть. Накопить очень тяжело, а здесь очень удобная форма, ну потому что я выплачу этот кредит, возьму следующий. Хоть в какой – то степени свою мечту осуществить.

Вы пенсионер. Дадим Вам 12% и подарок. Каждому пришедшему за консультацией  в любое отделение Совкомбанка с 1 по 31 июля приятный сувенир на память. Узнайте о самых выгодных условиях по кредиту».

- визуальная информация:

Крупным шрифтом с 15 секунды:

Совкомбанк. Вы пенсионер? Дадим Вам 12% + подарок,  каждому пришедшему с с 1 по 31 июля 21014 года.

Подарок каждому посетителю. Дадим Вам 12%. 8 800 100 000 6 (звонок по России бесплатный)».

 

В нижней части экрана мелким шрифтом двумя плашками по 4 секунды указана информация об условиях кредита,  условиях получения кредита, территории, на которых  проводилась акция.

Срок распространения рекламы с 11 по 29  июля  2014  года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанными в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита   на определенных рекламой условиях.

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Банком определены условия кредитования физических лиц по продукту «Денежный кредит 50 000»:

срок кредита  - 6 месяцев;

сумма кредита - 50 000 рублей;

процентная ставка -12%  годовых;

полная стоимость кредита – 12,7%  годовых.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В  рекламе  крупно указывается процентная ставка по кредиту. 

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита и территории, на которых  проводилась акция.  Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время,  что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации в рекламе трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации в нижней части экрана, которая написана мелким трудно воспринимаемым шрифтом. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама кредита ОАО ИКБ «Совкомбанк», распространявшаяся на телеканалах «Россия 1», «Первый канал», противоречит  части 7 статьи 5, пункту 2 части 2, части 3   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что в определении о возбуждении дела   об административном правонарушении  и проведении административного расследования от 03 сентября 2014 года  указано «об отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а в протоколе об административном правонарушении  уже сказано о полной стоимости кредита.

 Данный довод считаю несостоятельным по следующим основаниям.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

 По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям настоящей статьи.

Таким образом, антимонопольным органом выявлены все обстоятельства дела, дана квалификация правонарушения именно в протоколе об административном правонарушении.

Права и интересы ОАО ИКБ «Совкомбанк» данными действиями не ущемлены, никаких юридических последствий общество не понесло.

Между составлением протокола об административном правонарушении (17.10.2014 года) и вынесением постановления о наложении штрафа (06.11.2014 года) прошло значительное время, в течение которого Банк был вправе представить свое несогласие по поводу составления протокола.

В части довода Банка, что законодательно размер шрифта в рекламе не установлен.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, Банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

 Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, учитывая ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Банк неоднократно привлекался Хабаровским УФАС России к административной ответственности за нарушение требований рекламного законодательства, а именно: 21  октября     2010 года; 29  марта 2012 года;    07  августа      2013 года.

Являясь рекламодателем, Банк имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, являлось  ООО   ИКБ «Совкомбанк».    

01 сентября 2014 года  произошла реорганизация общества в форме преобразования в открытое акционерное общество ИКБ «Совкомбанк», которое явилось полным правопреемником  всех прав и обязанностей  ООО   ИКБ «Совкомбанк», в связи с чем, ответственным за указанное правонарушение является  ОАО   ИКБ «Совкомбанк».

На основании части 1  статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО ИКБ «Совкомбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть. 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО  ИКБ «Совкомбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста  тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10353 [uid] => 5 [title] => Постановление а отношении ОАО ИКБ «Совкомбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10353 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415593783 [changed] => 1415593783 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415593783 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 72

о наложении штрафа по делу №  4-05/76

об административном правонарушении

 

06 ноября 2014 года                                                                     г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 17 октября 2014 года  и материалы дела  № 4-05/76 об административном правонарушении в отношении  ОАО ИКБ «Совкомбанк» (ИНН 4402002936, местонахождение: г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46)  в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя    ОАО ИКБ  «Совкомбанк» - гр.Г. (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 20 июля   2014 года  отслежена реклама (хронометраж 30 секунды) ООО ИКБ  «Совкомбанк», распространяемая  на телевизионных каналах в региональных блоках  «Первый канал», «Россия  1»,  в которой содержалась:

- звуковая информация:

«У нас еще очень много мест в России, в которых я не был, которые хочется посмотреть. Накопить очень тяжело, а здесь очень удобная форма, ну потому что я выплачу этот кредит, возьму следующий. Хоть в какой – то степени свою мечту осуществить.

Вы пенсионер. Дадим Вам 12% и подарок. Каждому пришедшему за консультацией  в любое отделение Совкомбанка с 1 по 31 июля приятный сувенир на память. Узнайте о самых выгодных условиях по кредиту».

- визуальная информация:

Крупным шрифтом с 15 секунды:

Совкомбанк. Вы пенсионер? Дадим Вам 12% + подарок,  каждому пришедшему с с 1 по 31 июля 21014 года.

Подарок каждому посетителю. Дадим Вам 12%. 8 800 100 000 6 (звонок по России бесплатный)».

 

В нижней части экрана мелким шрифтом двумя плашками по 4 секунды указана информация об условиях кредита,  условиях получения кредита, территории, на которых  проводилась акция.

Срок распространения рекламы с 11 по 29  июля  2014  года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанными в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита   на определенных рекламой условиях.

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Банком определены условия кредитования физических лиц по продукту «Денежный кредит 50 000»:

срок кредита  - 6 месяцев;

сумма кредита - 50 000 рублей;

процентная ставка -12%  годовых;

полная стоимость кредита – 12,7%  годовых.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В  рекламе  крупно указывается процентная ставка по кредиту. 

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита и территории, на которых  проводилась акция.  Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время,  что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации в рекламе трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации в нижней части экрана, которая написана мелким трудно воспринимаемым шрифтом. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама кредита ОАО ИКБ «Совкомбанк», распространявшаяся на телеканалах «Россия 1», «Первый канал», противоречит  части 7 статьи 5, пункту 2 части 2, части 3   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что в определении о возбуждении дела   об административном правонарушении  и проведении административного расследования от 03 сентября 2014 года  указано «об отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а в протоколе об административном правонарушении  уже сказано о полной стоимости кредита.

 Данный довод считаю несостоятельным по следующим основаниям.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

 По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям настоящей статьи.

Таким образом, антимонопольным органом выявлены все обстоятельства дела, дана квалификация правонарушения именно в протоколе об административном правонарушении.

Права и интересы ОАО ИКБ «Совкомбанк» данными действиями не ущемлены, никаких юридических последствий общество не понесло.

Между составлением протокола об административном правонарушении (17.10.2014 года) и вынесением постановления о наложении штрафа (06.11.2014 года) прошло значительное время, в течение которого Банк был вправе представить свое несогласие по поводу составления протокола.

В части довода Банка, что законодательно размер шрифта в рекламе не установлен.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, Банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

 Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, учитывая ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Банк неоднократно привлекался Хабаровским УФАС России к административной ответственности за нарушение требований рекламного законодательства, а именно: 21  октября     2010 года; 29  марта 2012 года;    07  августа      2013 года.

Являясь рекламодателем, Банк имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, являлось  ООО   ИКБ «Совкомбанк».    

01 сентября 2014 года  произошла реорганизация общества в форме преобразования в открытое акционерное общество ИКБ «Совкомбанк», которое явилось полным правопреемником  всех прав и обязанностей  ООО   ИКБ «Совкомбанк», в связи с чем, ответственным за указанное правонарушение является  ОАО   ИКБ «Совкомбанк».

На основании части 1  статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО ИКБ «Совкомбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть. 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО  ИКБ «Совкомбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста  тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 72

о наложении штрафа по делу №  4-05/76

об административном правонарушении

 

06 ноября 2014 года                                                                     г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 17 октября 2014 года  и материалы дела  № 4-05/76 об административном правонарушении в отношении  ОАО ИКБ «Совкомбанк» (ИНН 4402002936, местонахождение: г. Кострома, пр. Текстильщиков, 46)  в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя    ОАО ИКБ  «Совкомбанк» - гр.Г. (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 20 июля   2014 года  отслежена реклама (хронометраж 30 секунды) ООО ИКБ  «Совкомбанк», распространяемая  на телевизионных каналах в региональных блоках  «Первый канал», «Россия  1»,  в которой содержалась:

- звуковая информация:

«У нас еще очень много мест в России, в которых я не был, которые хочется посмотреть. Накопить очень тяжело, а здесь очень удобная форма, ну потому что я выплачу этот кредит, возьму следующий. Хоть в какой – то степени свою мечту осуществить.

Вы пенсионер. Дадим Вам 12% и подарок. Каждому пришедшему за консультацией  в любое отделение Совкомбанка с 1 по 31 июля приятный сувенир на память. Узнайте о самых выгодных условиях по кредиту».

- визуальная информация:

Крупным шрифтом с 15 секунды:

Совкомбанк. Вы пенсионер? Дадим Вам 12% + подарок,  каждому пришедшему с с 1 по 31 июля 21014 года.

Подарок каждому посетителю. Дадим Вам 12%. 8 800 100 000 6 (звонок по России бесплатный)».

 

В нижней части экрана мелким шрифтом двумя плашками по 4 секунды указана информация об условиях кредита,  условиях получения кредита, территории, на которых  проводилась акция.

Срок распространения рекламы с 11 по 29  июля  2014  года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанными в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита   на определенных рекламой условиях.

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом;

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Банком определены условия кредитования физических лиц по продукту «Денежный кредит 50 000»:

срок кредита  - 6 месяцев;

сумма кредита - 50 000 рублей;

процентная ставка -12%  годовых;

полная стоимость кредита – 12,7%  годовых.

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В  рекламе  крупно указывается процентная ставка по кредиту. 

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму расходов, условия получения кредита и территории, на которых  проводилась акция.  Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время,  что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации в рекламе трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации в нижней части экрана, которая написана мелким трудно воспринимаемым шрифтом. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама кредита ОАО ИКБ «Совкомбанк», распространявшаяся на телеканалах «Россия 1», «Первый канал», противоречит  части 7 статьи 5, пункту 2 части 2, части 3   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что в определении о возбуждении дела   об административном правонарушении  и проведении административного расследования от 03 сентября 2014 года  указано «об отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а в протоколе об административном правонарушении  уже сказано о полной стоимости кредита.

 Данный довод считаю несостоятельным по следующим основаниям.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

 По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, который должен отвечать требованиям настоящей статьи.

Таким образом, антимонопольным органом выявлены все обстоятельства дела, дана квалификация правонарушения именно в протоколе об административном правонарушении.

Права и интересы ОАО ИКБ «Совкомбанк» данными действиями не ущемлены, никаких юридических последствий общество не понесло.

Между составлением протокола об административном правонарушении (17.10.2014 года) и вынесением постановления о наложении штрафа (06.11.2014 года) прошло значительное время, в течение которого Банк был вправе представить свое несогласие по поводу составления протокола.

В части довода Банка, что законодательно размер шрифта в рекламе не установлен.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, Банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

 Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, учитывая ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Банк неоднократно привлекался Хабаровским УФАС России к административной ответственности за нарушение требований рекламного законодательства, а именно: 21  октября     2010 года; 29  марта 2012 года;    07  августа      2013 года.

Являясь рекламодателем, Банк имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, являлось  ООО   ИКБ «Совкомбанк».    

01 сентября 2014 года  произошла реорганизация общества в форме преобразования в открытое акционерное общество ИКБ «Совкомбанк», которое явилось полным правопреемником  всех прав и обязанностей  ООО   ИКБ «Совкомбанк», в связи с чем, ответственным за указанное правонарушение является  ОАО   ИКБ «Совкомбанк».

На основании части 1  статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО ИКБ «Совкомбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть. 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО  ИКБ «Совкомбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста  тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/76 [format] => [safe_value] => 4-05/76 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 178 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 178 [vid] => 1 [name] => Совкомбанк [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-06 04:27:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-06 04:27:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415593783 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )