Постановление в отношении ОАО «МТС»

Номер дела: 4-05/88
Дата публикации: 26 ноября 2014, 17:09

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   78

о наложении штрафа по делу №  4-05/88

 об административном правонарушении

 

26  ноября  2014 года                                                       г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06 ноября 2014 года  и материалы дела   № 4-05/88 об административном правонарушении, в отношении  ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН 7740000076, КПП 770901001 местонахождение: г. Москва, ул. Марксистская, 4) в связи с  распространением  рекламы тарифа «СуперМТС».

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «МТС» - гр.<…>.   (по доверенности).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе  Хабаровским УФАС России   02 октября   2014 года отслежена  наружная реклама  ОАО «МТС», распространяемая  в г. Хабаровске на  ул. Ленинградская (с двух сторон) и  ул. Ленина (ост. Кооперация), следующего содержания:

Крупным шрифтом:

«И нашим! Звони на МТС 0  руб/мин МТС Супер МТС; И Вашим! Звони на другие сети 0,75 руб./мин. МТС Супер МТС».

Мелким шрифтом (2,8 см):

 «Без доп.условий предоставляются 20 бесплатных минут/сутки на звонки на моб.номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Стоимость звонков на другие сети 0,75 руб/мин. предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение 30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Под другими сетями понимаются сети мобильной и  фиксированной  связи  Хабаровского края и Еврейской АО, кроме ОАО «МТС».  По истечении указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции. Подробнее на www.mts.ru

Срок размещения рекламы    с 16 сентября  по 23 октября  2014 года.

Иные места размещения  указанной рекламы в г. Хабаровске:

Уссурийский б-р, 51;Ул. Ленина, 44; ул. Волочаевская – Горсвет; ул. Магистральная – ул. Юности;  пр-т 60 -лет Октября, 83 (с двух сторон); ул. Воронежская (район Автотехцентра); ул. Трехгорная – ул. Тихоокеанская; ул. Суворова – ул. Ворошилова  (с двух сторон); Восточное шоссе  - АЗС (с двух сторон); ул. Тихоокеанская  - ул. Бондаря;  ул. Карла Маркса (Кирпичный завод); пр-60 лет Октября - ул. Ленинградская: ул. Некрасова – ул. Серышева;  ул. Пионерская – АЗС ЛАЭРТ; Аэропорт (2 конструкции).

Кроме того,  07 октября 2014 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вход. от 07.10.2014 № 5/12490), который воспользовавшись рекламным предложением  ОАО «МТС» о возможности бесплатных звонков  на МТС Хабаровского края и Еврейской АО, и звонков стоимостью 0,75 рублей за минуту  на другие сети,  подключил указанный тариф. Однако информацией о том, что данный тариф действует  только в течение 30 дней, заявитель не обладал. Сведения об условиях действия тарифа  написаны в наружной рекламе мелким нечитаемым  шрифтом, в связи с чем, у него отсутствовала вся существенная информация об условиях предоставления услуги, которая обеспечивала бы его осознанный выбор.

Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Указывая привлекательные условия, реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  оператором связи по заключению договора на определенных рекламой условиях.

В рекламе крупно указаны  условия  тарифа – на МТС 0  руб/мин,  на другие сети 0,75 руб./мин.

Остальные условия, такие как:  предоставляются только  20 бесплатных минут/сутки на звонки на мобильные номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; стоимость звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение  30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; по истечение указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом,  что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться с ними, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

 

Сведения о  20 бесплатных минутах в сутки, о  стоимости звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту в течение  30 дней, являются существенной информацией, отсутствие которой  вводит потребителя в заблуждение.

Недоступность вышеуказанной информации  создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  тарифа, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях тарифа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.      

Отсутствием в рекламе информации об условиях  тарифа  вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (услуги), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО «МТС» не согласился с выявленным нарушением, указав, что в рекламе указана вся необходимая информация, предусмотренная законом, крупным и читаемым шрифтом указано, что подробности можно узнать на сайте и по телефону.  

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Однако  ОАО «МТС» разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, оператор связи   умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.

В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств стабильного территориального размещения, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.

Таким образом, учитывая месторасположение рекламы ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

Возможность получения  подробностей о тарифе на сайте и по телефону не может свидетельствовать  о соблюдении требований законодательства о рекламе, поскольку влечет дополнительные расходы, связанные с выходом в Интернет, а

 

 

также затрудняет возможность ознакомления со всеми условиями   тарифа   для   принятия решения  потребителем рекламы.

  «Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге – не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта» (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. N 15340/08).

Кроме того, ОАО «МТС» заявлено ходатайство о применении статьи 2.9.   КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 (в ред. от 10.11.2011)  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Аналогичная позиция выражена в абз. 5 пункта 21 Постановления Пленума верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Из позиции, выраженной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П,  следует, что освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения осуществляется  с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они как таковые не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным. При этом следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рекламе.

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

 В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично - правовых обязанностей, предусмотренных формальными требованиями пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что посягает на установленный правопорядок в области распространения рекламы.

Кроме того, санкция статьи указывает на значительную общественную опасность административного правонарушения, предусмотренного    ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанная ненадлежащая реклама нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, на который реклама общества направлена.

   В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, ОАО «МТС» осознано разместило  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по тарифу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Являясь рекламодателем, оператор связи  имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  ОАО «МТС».

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

         1. Признать ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

         2. Применить к ОАО «Мобильные ТелеСистемы»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста   тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10440 [uid] => 5 [title] => Постановление в отношении ОАО «МТС» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10440 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416985831 [changed] => 1416985831 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416985831 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   78

о наложении штрафа по делу №  4-05/88

 об административном правонарушении

 

26  ноября  2014 года                                                       г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06 ноября 2014 года  и материалы дела   № 4-05/88 об административном правонарушении, в отношении  ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН 7740000076, КПП 770901001 местонахождение: г. Москва, ул. Марксистская, 4) в связи с  распространением  рекламы тарифа «СуперМТС».

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «МТС» - гр.<…>.   (по доверенности).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе  Хабаровским УФАС России   02 октября   2014 года отслежена  наружная реклама  ОАО «МТС», распространяемая  в г. Хабаровске на  ул. Ленинградская (с двух сторон) и  ул. Ленина (ост. Кооперация), следующего содержания:

Крупным шрифтом:

«И нашим! Звони на МТС 0  руб/мин МТС Супер МТС; И Вашим! Звони на другие сети 0,75 руб./мин. МТС Супер МТС».

Мелким шрифтом (2,8 см):

 «Без доп.условий предоставляются 20 бесплатных минут/сутки на звонки на моб.номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Стоимость звонков на другие сети 0,75 руб/мин. предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение 30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Под другими сетями понимаются сети мобильной и  фиксированной  связи  Хабаровского края и Еврейской АО, кроме ОАО «МТС».  По истечении указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции. Подробнее на www.mts.ru

Срок размещения рекламы    с 16 сентября  по 23 октября  2014 года.

Иные места размещения  указанной рекламы в г. Хабаровске:

Уссурийский б-р, 51;Ул. Ленина, 44; ул. Волочаевская – Горсвет; ул. Магистральная – ул. Юности;  пр-т 60 -лет Октября, 83 (с двух сторон); ул. Воронежская (район Автотехцентра); ул. Трехгорная – ул. Тихоокеанская; ул. Суворова – ул. Ворошилова  (с двух сторон); Восточное шоссе  - АЗС (с двух сторон); ул. Тихоокеанская  - ул. Бондаря;  ул. Карла Маркса (Кирпичный завод); пр-60 лет Октября - ул. Ленинградская: ул. Некрасова – ул. Серышева;  ул. Пионерская – АЗС ЛАЭРТ; Аэропорт (2 конструкции).

Кроме того,  07 октября 2014 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вход. от 07.10.2014 № 5/12490), который воспользовавшись рекламным предложением  ОАО «МТС» о возможности бесплатных звонков  на МТС Хабаровского края и Еврейской АО, и звонков стоимостью 0,75 рублей за минуту  на другие сети,  подключил указанный тариф. Однако информацией о том, что данный тариф действует  только в течение 30 дней, заявитель не обладал. Сведения об условиях действия тарифа  написаны в наружной рекламе мелким нечитаемым  шрифтом, в связи с чем, у него отсутствовала вся существенная информация об условиях предоставления услуги, которая обеспечивала бы его осознанный выбор.

Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Указывая привлекательные условия, реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  оператором связи по заключению договора на определенных рекламой условиях.

В рекламе крупно указаны  условия  тарифа – на МТС 0  руб/мин,  на другие сети 0,75 руб./мин.

Остальные условия, такие как:  предоставляются только  20 бесплатных минут/сутки на звонки на мобильные номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; стоимость звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение  30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; по истечение указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом,  что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться с ними, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

 

Сведения о  20 бесплатных минутах в сутки, о  стоимости звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту в течение  30 дней, являются существенной информацией, отсутствие которой  вводит потребителя в заблуждение.

Недоступность вышеуказанной информации  создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  тарифа, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях тарифа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.      

Отсутствием в рекламе информации об условиях  тарифа  вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (услуги), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО «МТС» не согласился с выявленным нарушением, указав, что в рекламе указана вся необходимая информация, предусмотренная законом, крупным и читаемым шрифтом указано, что подробности можно узнать на сайте и по телефону.  

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Однако  ОАО «МТС» разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, оператор связи   умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.

В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств стабильного территориального размещения, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.

Таким образом, учитывая месторасположение рекламы ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

Возможность получения  подробностей о тарифе на сайте и по телефону не может свидетельствовать  о соблюдении требований законодательства о рекламе, поскольку влечет дополнительные расходы, связанные с выходом в Интернет, а

 

 

также затрудняет возможность ознакомления со всеми условиями   тарифа   для   принятия решения  потребителем рекламы.

  «Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге – не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта» (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. N 15340/08).

Кроме того, ОАО «МТС» заявлено ходатайство о применении статьи 2.9.   КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 (в ред. от 10.11.2011)  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Аналогичная позиция выражена в абз. 5 пункта 21 Постановления Пленума верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Из позиции, выраженной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П,  следует, что освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения осуществляется  с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они как таковые не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным. При этом следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рекламе.

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

 В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично - правовых обязанностей, предусмотренных формальными требованиями пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что посягает на установленный правопорядок в области распространения рекламы.

Кроме того, санкция статьи указывает на значительную общественную опасность административного правонарушения, предусмотренного    ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанная ненадлежащая реклама нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, на который реклама общества направлена.

   В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, ОАО «МТС» осознано разместило  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по тарифу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Являясь рекламодателем, оператор связи  имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  ОАО «МТС».

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

         1. Признать ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

         2. Применить к ОАО «Мобильные ТелеСистемы»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста   тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   78

о наложении штрафа по делу №  4-05/88

 об административном правонарушении

 

26  ноября  2014 года                                                       г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 06 ноября 2014 года  и материалы дела   № 4-05/88 об административном правонарушении, в отношении  ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН 7740000076, КПП 770901001 местонахождение: г. Москва, ул. Марксистская, 4) в связи с  распространением  рекламы тарифа «СуперМТС».

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «МТС» - гр.<…>.   (по доверенности).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе  Хабаровским УФАС России   02 октября   2014 года отслежена  наружная реклама  ОАО «МТС», распространяемая  в г. Хабаровске на  ул. Ленинградская (с двух сторон) и  ул. Ленина (ост. Кооперация), следующего содержания:

Крупным шрифтом:

«И нашим! Звони на МТС 0  руб/мин МТС Супер МТС; И Вашим! Звони на другие сети 0,75 руб./мин. МТС Супер МТС».

Мелким шрифтом (2,8 см):

 «Без доп.условий предоставляются 20 бесплатных минут/сутки на звонки на моб.номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Стоимость звонков на другие сети 0,75 руб/мин. предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение 30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО. Под другими сетями понимаются сети мобильной и  фиксированной  связи  Хабаровского края и Еврейской АО, кроме ОАО «МТС».  По истечении указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции. Подробнее на www.mts.ru

Срок размещения рекламы    с 16 сентября  по 23 октября  2014 года.

Иные места размещения  указанной рекламы в г. Хабаровске:

Уссурийский б-р, 51;Ул. Ленина, 44; ул. Волочаевская – Горсвет; ул. Магистральная – ул. Юности;  пр-т 60 -лет Октября, 83 (с двух сторон); ул. Воронежская (район Автотехцентра); ул. Трехгорная – ул. Тихоокеанская; ул. Суворова – ул. Ворошилова  (с двух сторон); Восточное шоссе  - АЗС (с двух сторон); ул. Тихоокеанская  - ул. Бондаря;  ул. Карла Маркса (Кирпичный завод); пр-60 лет Октября - ул. Ленинградская: ул. Некрасова – ул. Серышева;  ул. Пионерская – АЗС ЛАЭРТ; Аэропорт (2 конструкции).

Кроме того,  07 октября 2014 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вход. от 07.10.2014 № 5/12490), который воспользовавшись рекламным предложением  ОАО «МТС» о возможности бесплатных звонков  на МТС Хабаровского края и Еврейской АО, и звонков стоимостью 0,75 рублей за минуту  на другие сети,  подключил указанный тариф. Однако информацией о том, что данный тариф действует  только в течение 30 дней, заявитель не обладал. Сведения об условиях действия тарифа  написаны в наружной рекламе мелким нечитаемым  шрифтом, в связи с чем, у него отсутствовала вся существенная информация об условиях предоставления услуги, которая обеспечивала бы его осознанный выбор.

Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Указывая привлекательные условия, реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  оператором связи по заключению договора на определенных рекламой условиях.

В рекламе крупно указаны  условия  тарифа – на МТС 0  руб/мин,  на другие сети 0,75 руб./мин.

Остальные условия, такие как:  предоставляются только  20 бесплатных минут/сутки на звонки на мобильные номера МТС Хабаровского края и Еврейской АО при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; стоимость звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту предоставляется по опции «Выгодные звонки» и действует в течение  30 дней с момента подключения/перехода на тариф  «Супер МТС»     при нахождении в Хабаровском крае и Еврейской АО; по истечение указанного периода опция «Выгодные звонки» отключается, тарификация осуществляется на базовых условиях тарифа/подключенной опции не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом,  что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться с ними, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

 

Сведения о  20 бесплатных минутах в сутки, о  стоимости звонков на другие сети 0,75 рублей за минуту в течение  30 дней, являются существенной информацией, отсутствие которой  вводит потребителя в заблуждение.

Недоступность вышеуказанной информации  создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  тарифа, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях тарифа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.      

Отсутствием в рекламе информации об условиях  тарифа  вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (услуги), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО «МТС» не согласился с выявленным нарушением, указав, что в рекламе указана вся необходимая информация, предусмотренная законом, крупным и читаемым шрифтом указано, что подробности можно узнать на сайте и по телефону.  

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Применяемый в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Однако  ОАО «МТС» разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, оператор связи   умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Антимонопольный орган, учитывая особенности размещения спорной рекламы, использование разного размера шрифта при изложении информации, пришел к выводу о том, что потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 года № 58, установлено, что  за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.

В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств стабильного территориального размещения, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части.

Таким образом, учитывая месторасположение рекламы ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой услуги. Следовательно, часть условий  изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.

Возможность получения  подробностей о тарифе на сайте и по телефону не может свидетельствовать  о соблюдении требований законодательства о рекламе, поскольку влечет дополнительные расходы, связанные с выходом в Интернет, а

 

 

также затрудняет возможность ознакомления со всеми условиями   тарифа   для   принятия решения  потребителем рекламы.

  «Информация о возможности уточнения подробностей о рекламируемой услуге – не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта» (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. N 15340/08).

Кроме того, ОАО «МТС» заявлено ходатайство о применении статьи 2.9.   КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 (в ред. от 10.11.2011)  «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Аналогичная позиция выражена в абз. 5 пункта 21 Постановления Пленума верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Из позиции, выраженной в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П,  следует, что освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения осуществляется  с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они как таковые не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным. При этом следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рекламе.

Ответственность за указанное деяние наступает вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

 В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично - правовых обязанностей, предусмотренных формальными требованиями пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что посягает на установленный правопорядок в области распространения рекламы.

Кроме того, санкция статьи указывает на значительную общественную опасность административного правонарушения, предусмотренного    ст. 14.3 КоАП РФ.

Указанная ненадлежащая реклама нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, на который реклама общества направлена.

   В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество имело возможность избежать нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, однако им не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей как рекламодателя и соблюдения требований вышеуказанных нормоположений.

Зная о требованиях рекламного законодательства, ОАО «МТС» осознано разместило  рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по тарифу, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Являясь рекламодателем, оператор связи  имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  ОАО «МТС».

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

         1. Признать ОАО «Мобильные ТелеСистемы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

         2. Применить к ОАО «Мобильные ТелеСистемы»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста   тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/88 [format] => [safe_value] => 4-05/88 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 221 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 221 [vid] => 1 [name] => ОАО МТС [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-26 07:09:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-26 07:09:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416985831 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )