• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube

Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Дата публикации: 25 мая 2011, 11:00

РЕШЕНИЕ №29

                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2011 г.  В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2011 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, МУП «Топливно-снабженческое предприятие»; ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» - явку своих представителей не обеспечило, Прокуратура Хабаровского края - явку своих представителей не обеспечила, рассмотрев дело № 8-01/31, возбужденное в отношении администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – администрация)  по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

                                                                                          УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение прокуратуры Хабаровского края в интересах Хабаровской региональной            общественной организации гражданских инициатив «Будильник» на действия органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо и ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ»). В заседании Комиссии представитель администрации сообщила, что указанное постановление №34 не нарушает Закон о защите конкуренции. На момент его издания договоры предприятий с ООО «МРКЦ», МУП «ТСП» уже заключены. Данное постановление призвано упорядочить деятельность предприятий по вопросу оказания услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, взиманию платежей с потребителей, и, соответственно, своевременных расчетов за поставленное и потребленное топливо. Указала, что ООО «МРКЦ» создано во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 15.03.2005 №59 «О централизованной поставке топлива в районы Хабаровского края в 2005 году». Тем не менее 29.04.2011 глава муниципального района имени Лазо подписал постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34 «О мерах по погашению задолженности перед ООО «Межрайтопливо» за поставленное топливо в 2010 году». Предлагает прекратить указанное дело.

 

Представитель МУП «ТСП» пояснил, что договоры с предприятиями заключены ранее 2011 года, в 2009, в 2010 году, являются переходящими. Договоры с одними предприятиями заключены на подвоз топлива, с другими – на переработку. К заключению договоров никого не принуждают, заключают договоры с теми предприятиями, которые изъявляют на это желание. МУП «ТСП» является правопреемником ранее существовавших гортопа, райтопа. Создано и действует давно. С 1994 года муниципальный район создал МУП «ТСП» и передал ему имущество. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, пунктом 7 Схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34 (далее – схема), предписывается ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ») обеспечить 100-процентный сбор платежей за оказанные услуги по теплоснабжению и энергоснабжению со всех потребителей.  Помимо этого, подпунктом 1.3. пункта 1, пунктом 3 схемы, утвержденной постановлением №34, предписывается муниципальным либо иным предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства района, являющимися получателями социального топлива, заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги.

 

Исходя из положений, изложенных в постановлении от 15.02.2011 №34 и приложениях к нему, все муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района, являющиеся получателями социального топлива, должны заключать договоры для сбора платежей за коммунальные услуги только с ООО «МРКЦ». Социальное топливо, как следует из распоряжения Губернатора Хабаровского края от 23.12.2010 №697-р, это топливо - реализуемое населению, учреждениям, финансируемым из местного, краевого, федерального бюджетов и в пределах утвержденных для бюджетных учреждений лимитов потребления тепловой и электрической энергии. Следовательно, все вышеперечисленные организации, заключившие агентские договоры с ООО «МРКЦ», являются получателями социального топлива.

 

Число их, как следует из представленных администрацией документов, 17, и все эти организации, как частные, так и муниципальные, оказывающие услуги ЖКХ на территории муниципального района имени Лазо, заключили с ООО «МРКЦ» агентские договоры на осуществление централизованного сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и прочих групп потребителей: МУП «Хорская ТЭЦ», МУП «Мухенский теплоэнергетик», ООО «Теплосеть» (Ситинское сп), ООО «Святогорский коммунальщик», ООО «Теплотехник» (Могилевка), ООО «Новостроевский теплотехник» (Кондратьевское сп), ООО «Полетненский теплотехник» (Полетненское сп), ООО «Георгиевский коммунальщик» (Георгиевское сп), ООО «Бичевской теплоэнергетик», МУП «Теплотехник» (Бичевское сп), ООО «Водоканал района имени Лазо» (п. Переяславка), ООО «Черняевский теплотехник» (Черняевское сп), ООО «Лестор» (муниципальный район имени Лазо), ООО «Теплоэнергетик» (мун. район имени Лазо, рабочий поселок Переяславка), МУП «Сукпайские теплосети» (пос. Сукпай), ООО «Ремонтно-эксплуатационный участок» (мун. района имени Лазо), ООО «УК «Новатор» (рабочий поселок Хор).

 

Все вышеуказанные агентские договоры предусматривают совершение ООО «МРКЦ» фактических и юридических действий по осуществлению сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги и коммунальные услуги от прочих групп потребителей (начисление, перерасчет и выставление счетов, доставку квитанций, учету и приему на свой расчетный счет денежных средств), в том числе сбор задолженностей за услуги ЖКХ  от населения и прочих групп потребителей. Данные договоры являются возмездными и предусматривают оплату услуг ООО «МРКЦ» в размере от 1,2 до 2,4 процентов от фактически собранных денежных средств.

 

Пунктом 2.2. Устава ООО «МРКЦ» установлено следующее:

- начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо, других групп потребителей, перерасчеты, в соответствии с действующим законодательством, доставку квитанций;

- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья на сбор платежей за оказываемые ими услуги;

-  расчеты с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо и других групп потребителей;

- консолидирование и распределение финансовых потоков и денежных средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги населению и прочим группам потребителей;

- разделение поступающих платежей по целевым направлениям расходования ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья;

- выделение топливной составляющей и направление данных денежных средств на специально предусмотренный для этого счет, открытый министерством ЖКХ Хабаровского края для проведения расчетов с поставщиком топлива (нефтепродуктов и угля).

 

Также ООО «МРКЦ» осуществляет консолидирование, распределение и перечисление средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги (п.3.6 агентских договоров). Из смысла указанных положений устава ООО «МРКЦ» и агентских договоров и соглашений следует, что все поступающие денежные средства от плательщиков за коммунальные услуги зачисляются на расчетный счет ООО «МРКЦ», после чего полученные денежные средства распределяются получателям – организациям жилищно-коммунального хозяйства.  Взимаемая ООО «МРКЦ» плата за услуги по агентским договорам и соглашениям осуществляется за счет средств, включенных в тарифы на жилищно-коммунальные услуги (содержание сбытовой организации). Следовательно, управляющие организации могут, но не обязаны передавать полномочия по начислению, приему и сбору платежей расчетно-кассовым центрам.  Из изложенного можно констатировать, что услуга по начислению и сбору платежей является конкурентной. Как следует из пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

 

Таким образом, заключение ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья в обязательном порядке с ООО «МРКЦ» агентских договоров на совершение действий по начислению, учету и централизованному сбору денежных средств является неправомерным, поскольку Жилищный кодекс не содержит требования об обязанности управляющих компаний и иных организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, заключать в обязательном порядке договоры на оказание услуг по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги с расчетными центрами. Действующее законодательство также не содержит требований об обязательном заключении указанных договоров ресурсоснабжающими организациями.

 

Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу, что передача полномочий по сбору платежей исключительно ООО «МРКЦ», указание на обязанность всех хозяйствующих субъектов муниципального района имени Лазо заключить договоры на взимание платежей только с ООО «МРКЦ» ограничивает деятельность хозяйствующих субъектов по начислению и сбору платежей на указанном товарном рынке, тем самым в данной части постановление №34 содержит противоречащие требованиям антимонопольного законодательства положения.  Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

 

Следовательно, исходя из вышеизложенного, подпункт 1.3. пункта 1 схемы, утвержденной постановлением №34, который обязывает хозяйствующих субъектов, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключать договоры по начислению и сбору платежей только с ООО «МРКЦ», нарушает пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, в выборе контрагента для оказания услуг по начислению и сбору платежей, навязывает данным хозяйствующим субъектам услуги ООО «МРКЦ», исключает возможность иных хозяйствующих субъектов оказывать услуги по начислению и сбору платежей.

 

В заседании Комиссия представитель администрации предоставила принятое  29.04.2011 главой муниципального района имени Лазо постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34. Указанное обстоятельство свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать подпункт 1.3. пункта 1 схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34, обязывающий муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги, нарушающим пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела №8-0131 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7023 [uid] => 1 [title] => Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7023 [type] => solution [language] => ru [created] => 1306267200 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ №29

                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2011 г.  В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2011 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, МУП «Топливно-снабженческое предприятие»; ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» - явку своих представителей не обеспечило, Прокуратура Хабаровского края - явку своих представителей не обеспечила, рассмотрев дело № 8-01/31, возбужденное в отношении администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – администрация)  по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

                                                                                          УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение прокуратуры Хабаровского края в интересах Хабаровской региональной            общественной организации гражданских инициатив «Будильник» на действия органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо и ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ»). В заседании Комиссии представитель администрации сообщила, что указанное постановление №34 не нарушает Закон о защите конкуренции. На момент его издания договоры предприятий с ООО «МРКЦ», МУП «ТСП» уже заключены. Данное постановление призвано упорядочить деятельность предприятий по вопросу оказания услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, взиманию платежей с потребителей, и, соответственно, своевременных расчетов за поставленное и потребленное топливо. Указала, что ООО «МРКЦ» создано во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 15.03.2005 №59 «О централизованной поставке топлива в районы Хабаровского края в 2005 году». Тем не менее 29.04.2011 глава муниципального района имени Лазо подписал постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34 «О мерах по погашению задолженности перед ООО «Межрайтопливо» за поставленное топливо в 2010 году». Предлагает прекратить указанное дело.

 

Представитель МУП «ТСП» пояснил, что договоры с предприятиями заключены ранее 2011 года, в 2009, в 2010 году, являются переходящими. Договоры с одними предприятиями заключены на подвоз топлива, с другими – на переработку. К заключению договоров никого не принуждают, заключают договоры с теми предприятиями, которые изъявляют на это желание. МУП «ТСП» является правопреемником ранее существовавших гортопа, райтопа. Создано и действует давно. С 1994 года муниципальный район создал МУП «ТСП» и передал ему имущество. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, пунктом 7 Схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34 (далее – схема), предписывается ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ») обеспечить 100-процентный сбор платежей за оказанные услуги по теплоснабжению и энергоснабжению со всех потребителей.  Помимо этого, подпунктом 1.3. пункта 1, пунктом 3 схемы, утвержденной постановлением №34, предписывается муниципальным либо иным предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства района, являющимися получателями социального топлива, заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги.

 

Исходя из положений, изложенных в постановлении от 15.02.2011 №34 и приложениях к нему, все муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района, являющиеся получателями социального топлива, должны заключать договоры для сбора платежей за коммунальные услуги только с ООО «МРКЦ». Социальное топливо, как следует из распоряжения Губернатора Хабаровского края от 23.12.2010 №697-р, это топливо - реализуемое населению, учреждениям, финансируемым из местного, краевого, федерального бюджетов и в пределах утвержденных для бюджетных учреждений лимитов потребления тепловой и электрической энергии. Следовательно, все вышеперечисленные организации, заключившие агентские договоры с ООО «МРКЦ», являются получателями социального топлива.

 

Число их, как следует из представленных администрацией документов, 17, и все эти организации, как частные, так и муниципальные, оказывающие услуги ЖКХ на территории муниципального района имени Лазо, заключили с ООО «МРКЦ» агентские договоры на осуществление централизованного сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и прочих групп потребителей: МУП «Хорская ТЭЦ», МУП «Мухенский теплоэнергетик», ООО «Теплосеть» (Ситинское сп), ООО «Святогорский коммунальщик», ООО «Теплотехник» (Могилевка), ООО «Новостроевский теплотехник» (Кондратьевское сп), ООО «Полетненский теплотехник» (Полетненское сп), ООО «Георгиевский коммунальщик» (Георгиевское сп), ООО «Бичевской теплоэнергетик», МУП «Теплотехник» (Бичевское сп), ООО «Водоканал района имени Лазо» (п. Переяславка), ООО «Черняевский теплотехник» (Черняевское сп), ООО «Лестор» (муниципальный район имени Лазо), ООО «Теплоэнергетик» (мун. район имени Лазо, рабочий поселок Переяславка), МУП «Сукпайские теплосети» (пос. Сукпай), ООО «Ремонтно-эксплуатационный участок» (мун. района имени Лазо), ООО «УК «Новатор» (рабочий поселок Хор).

 

Все вышеуказанные агентские договоры предусматривают совершение ООО «МРКЦ» фактических и юридических действий по осуществлению сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги и коммунальные услуги от прочих групп потребителей (начисление, перерасчет и выставление счетов, доставку квитанций, учету и приему на свой расчетный счет денежных средств), в том числе сбор задолженностей за услуги ЖКХ  от населения и прочих групп потребителей. Данные договоры являются возмездными и предусматривают оплату услуг ООО «МРКЦ» в размере от 1,2 до 2,4 процентов от фактически собранных денежных средств.

 

Пунктом 2.2. Устава ООО «МРКЦ» установлено следующее:

- начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо, других групп потребителей, перерасчеты, в соответствии с действующим законодательством, доставку квитанций;

- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья на сбор платежей за оказываемые ими услуги;

-  расчеты с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо и других групп потребителей;

- консолидирование и распределение финансовых потоков и денежных средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги населению и прочим группам потребителей;

- разделение поступающих платежей по целевым направлениям расходования ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья;

- выделение топливной составляющей и направление данных денежных средств на специально предусмотренный для этого счет, открытый министерством ЖКХ Хабаровского края для проведения расчетов с поставщиком топлива (нефтепродуктов и угля).

 

Также ООО «МРКЦ» осуществляет консолидирование, распределение и перечисление средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги (п.3.6 агентских договоров). Из смысла указанных положений устава ООО «МРКЦ» и агентских договоров и соглашений следует, что все поступающие денежные средства от плательщиков за коммунальные услуги зачисляются на расчетный счет ООО «МРКЦ», после чего полученные денежные средства распределяются получателям – организациям жилищно-коммунального хозяйства.  Взимаемая ООО «МРКЦ» плата за услуги по агентским договорам и соглашениям осуществляется за счет средств, включенных в тарифы на жилищно-коммунальные услуги (содержание сбытовой организации). Следовательно, управляющие организации могут, но не обязаны передавать полномочия по начислению, приему и сбору платежей расчетно-кассовым центрам.  Из изложенного можно констатировать, что услуга по начислению и сбору платежей является конкурентной. Как следует из пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

 

Таким образом, заключение ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья в обязательном порядке с ООО «МРКЦ» агентских договоров на совершение действий по начислению, учету и централизованному сбору денежных средств является неправомерным, поскольку Жилищный кодекс не содержит требования об обязанности управляющих компаний и иных организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, заключать в обязательном порядке договоры на оказание услуг по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги с расчетными центрами. Действующее законодательство также не содержит требований об обязательном заключении указанных договоров ресурсоснабжающими организациями.

 

Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу, что передача полномочий по сбору платежей исключительно ООО «МРКЦ», указание на обязанность всех хозяйствующих субъектов муниципального района имени Лазо заключить договоры на взимание платежей только с ООО «МРКЦ» ограничивает деятельность хозяйствующих субъектов по начислению и сбору платежей на указанном товарном рынке, тем самым в данной части постановление №34 содержит противоречащие требованиям антимонопольного законодательства положения.  Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

 

Следовательно, исходя из вышеизложенного, подпункт 1.3. пункта 1 схемы, утвержденной постановлением №34, который обязывает хозяйствующих субъектов, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключать договоры по начислению и сбору платежей только с ООО «МРКЦ», нарушает пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, в выборе контрагента для оказания услуг по начислению и сбору платежей, навязывает данным хозяйствующим субъектам услуги ООО «МРКЦ», исключает возможность иных хозяйствующих субъектов оказывать услуги по начислению и сбору платежей.

 

В заседании Комиссия представитель администрации предоставила принятое  29.04.2011 главой муниципального района имени Лазо постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34. Указанное обстоятельство свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать подпункт 1.3. пункта 1 схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34, обязывающий муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги, нарушающим пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела №8-0131 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ №29

                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2011 г.  В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2011 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии представителей администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, МУП «Топливно-снабженческое предприятие»; ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» - явку своих представителей не обеспечило, Прокуратура Хабаровского края - явку своих представителей не обеспечила, рассмотрев дело № 8-01/31, возбужденное в отношении администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – администрация)  по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

                                                                                          УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение прокуратуры Хабаровского края в интересах Хабаровской региональной            общественной организации гражданских инициатив «Будильник» на действия органов местного самоуправления муниципального района имени Лазо и ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ»). В заседании Комиссии представитель администрации сообщила, что указанное постановление №34 не нарушает Закон о защите конкуренции. На момент его издания договоры предприятий с ООО «МРКЦ», МУП «ТСП» уже заключены. Данное постановление призвано упорядочить деятельность предприятий по вопросу оказания услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, взиманию платежей с потребителей, и, соответственно, своевременных расчетов за поставленное и потребленное топливо. Указала, что ООО «МРКЦ» создано во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 15.03.2005 №59 «О централизованной поставке топлива в районы Хабаровского края в 2005 году». Тем не менее 29.04.2011 глава муниципального района имени Лазо подписал постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34 «О мерах по погашению задолженности перед ООО «Межрайтопливо» за поставленное топливо в 2010 году». Предлагает прекратить указанное дело.

 

Представитель МУП «ТСП» пояснил, что договоры с предприятиями заключены ранее 2011 года, в 2009, в 2010 году, являются переходящими. Договоры с одними предприятиями заключены на подвоз топлива, с другими – на переработку. К заключению договоров никого не принуждают, заключают договоры с теми предприятиями, которые изъявляют на это желание. МУП «ТСП» является правопреемником ранее существовавших гортопа, райтопа. Создано и действует давно. С 1994 года муниципальный район создал МУП «ТСП» и передал ему имущество. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, пунктом 7 Схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34 (далее – схема), предписывается ООО «Межпоселенческий расчетно-кассовый центр» (далее – ООО «МРКЦ») обеспечить 100-процентный сбор платежей за оказанные услуги по теплоснабжению и энергоснабжению со всех потребителей.  Помимо этого, подпунктом 1.3. пункта 1, пунктом 3 схемы, утвержденной постановлением №34, предписывается муниципальным либо иным предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства района, являющимися получателями социального топлива, заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги.

 

Исходя из положений, изложенных в постановлении от 15.02.2011 №34 и приложениях к нему, все муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района, являющиеся получателями социального топлива, должны заключать договоры для сбора платежей за коммунальные услуги только с ООО «МРКЦ». Социальное топливо, как следует из распоряжения Губернатора Хабаровского края от 23.12.2010 №697-р, это топливо - реализуемое населению, учреждениям, финансируемым из местного, краевого, федерального бюджетов и в пределах утвержденных для бюджетных учреждений лимитов потребления тепловой и электрической энергии. Следовательно, все вышеперечисленные организации, заключившие агентские договоры с ООО «МРКЦ», являются получателями социального топлива.

 

Число их, как следует из представленных администрацией документов, 17, и все эти организации, как частные, так и муниципальные, оказывающие услуги ЖКХ на территории муниципального района имени Лазо, заключили с ООО «МРКЦ» агентские договоры на осуществление централизованного сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и прочих групп потребителей: МУП «Хорская ТЭЦ», МУП «Мухенский теплоэнергетик», ООО «Теплосеть» (Ситинское сп), ООО «Святогорский коммунальщик», ООО «Теплотехник» (Могилевка), ООО «Новостроевский теплотехник» (Кондратьевское сп), ООО «Полетненский теплотехник» (Полетненское сп), ООО «Георгиевский коммунальщик» (Георгиевское сп), ООО «Бичевской теплоэнергетик», МУП «Теплотехник» (Бичевское сп), ООО «Водоканал района имени Лазо» (п. Переяславка), ООО «Черняевский теплотехник» (Черняевское сп), ООО «Лестор» (муниципальный район имени Лазо), ООО «Теплоэнергетик» (мун. район имени Лазо, рабочий поселок Переяславка), МУП «Сукпайские теплосети» (пос. Сукпай), ООО «Ремонтно-эксплуатационный участок» (мун. района имени Лазо), ООО «УК «Новатор» (рабочий поселок Хор).

 

Все вышеуказанные агентские договоры предусматривают совершение ООО «МРКЦ» фактических и юридических действий по осуществлению сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги и коммунальные услуги от прочих групп потребителей (начисление, перерасчет и выставление счетов, доставку квитанций, учету и приему на свой расчетный счет денежных средств), в том числе сбор задолженностей за услуги ЖКХ  от населения и прочих групп потребителей. Данные договоры являются возмездными и предусматривают оплату услуг ООО «МРКЦ» в размере от 1,2 до 2,4 процентов от фактически собранных денежных средств.

 

Пунктом 2.2. Устава ООО «МРКЦ» установлено следующее:

- начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги с населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо, других групп потребителей, перерасчеты, в соответствии с действующим законодательством, доставку квитанций;

- заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья на сбор платежей за оказываемые ими услуги;

-  расчеты с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению, проживающему в муниципальном жилищном фонде муниципального района имени Лазо и других групп потребителей;

- консолидирование и распределение финансовых потоков и денежных средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги населению и прочим группам потребителей;

- разделение поступающих платежей по целевым направлениям расходования ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья;

- выделение топливной составляющей и направление данных денежных средств на специально предусмотренный для этого счет, открытый министерством ЖКХ Хабаровского края для проведения расчетов с поставщиком топлива (нефтепродуктов и угля).

 

Также ООО «МРКЦ» осуществляет консолидирование, распределение и перечисление средств, полученных за оказываемые жилищно-коммунальные услуги (п.3.6 агентских договоров). Из смысла указанных положений устава ООО «МРКЦ» и агентских договоров и соглашений следует, что все поступающие денежные средства от плательщиков за коммунальные услуги зачисляются на расчетный счет ООО «МРКЦ», после чего полученные денежные средства распределяются получателям – организациям жилищно-коммунального хозяйства.  Взимаемая ООО «МРКЦ» плата за услуги по агентским договорам и соглашениям осуществляется за счет средств, включенных в тарифы на жилищно-коммунальные услуги (содержание сбытовой организации). Следовательно, управляющие организации могут, но не обязаны передавать полномочия по начислению, приему и сбору платежей расчетно-кассовым центрам.  Из изложенного можно констатировать, что услуга по начислению и сбору платежей является конкурентной. Как следует из пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

 

Таким образом, заключение ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья в обязательном порядке с ООО «МРКЦ» агентских договоров на совершение действий по начислению, учету и централизованному сбору денежных средств является неправомерным, поскольку Жилищный кодекс не содержит требования об обязанности управляющих компаний и иных организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, заключать в обязательном порядке договоры на оказание услуг по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги с расчетными центрами. Действующее законодательство также не содержит требований об обязательном заключении указанных договоров ресурсоснабжающими организациями.

 

Принимая во внимание изложенное, Комиссия приходит к выводу, что передача полномочий по сбору платежей исключительно ООО «МРКЦ», указание на обязанность всех хозяйствующих субъектов муниципального района имени Лазо заключить договоры на взимание платежей только с ООО «МРКЦ» ограничивает деятельность хозяйствующих субъектов по начислению и сбору платежей на указанном товарном рынке, тем самым в данной части постановление №34 содержит противоречащие требованиям антимонопольного законодательства положения.  Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

 

Следовательно, исходя из вышеизложенного, подпункт 1.3. пункта 1 схемы, утвержденной постановлением №34, который обязывает хозяйствующих субъектов, действующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключать договоры по начислению и сбору платежей только с ООО «МРКЦ», нарушает пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, в выборе контрагента для оказания услуг по начислению и сбору платежей, навязывает данным хозяйствующим субъектам услуги ООО «МРКЦ», исключает возможность иных хозяйствующих субъектов оказывать услуги по начислению и сбору платежей.

 

В заседании Комиссия представитель администрации предоставила принятое  29.04.2011 главой муниципального района имени Лазо постановление №71 об отмене постановления от 15.02.2011 №34. Указанное обстоятельство свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать подпункт 1.3. пункта 1 схемы централизованного завоза социального топлива в муниципальном районе имени Лазо, утвержденной постановлением главы муниципального района имени Лазо от 15.02.2011 №34, обязывающий муниципальные либо иные предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства района заключить с ООО «МРКЦ» договоры  на осуществление действий по начислению и  сбору платежей за оказанные коммунальные услуги, нарушающим пункт 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела №8-0131 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Рассмотрение дела решено прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

Рассмотрение дела решено прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-25 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => b:0; [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )