Решение и предписание по жалобе ИП Николаевой на действия Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей

Номер дела: 3-1/16
Дата публикации: 29 мая 2012, 00:13

РЕШЕНИЕ № 19

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей, в отсутствии ИП Николаевой, рассмотрев дело № 3-1/16 по признакам нарушения   Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение  ИП Николаевой на действия Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей (далее МУ ППЭС) в части нарушения  «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила, Правила технологического присоединения).

В результате рассмотрения обращения и приложенных к нему документов Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Между ИП Николаевой и МУ ППЭС заключен договор № 539 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.06.2011, неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 23.11.2011 ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны заявителя выполнены в полном объеме и просила принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Не согласившись с действиями МУ ППЭС по признанию технических условий № 1023 выполненными не в полном объеме, а также составлению предписания от 30.11.2011,  ИП Николаева обратилась в Хабаровское УФАС России.         

Хабаровским УФАС России приказом от 26.04.2012 № 312 возбуждено   дело № 3-1/16 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/16.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.

МУ ППЭС включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и  имеет долю более 65 %  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в зоне расположения электрических сетей МУ ППЭС в г. Комсомольске-на-Амуре.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ИП Николаева зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.11.2005 г. Гр. Николаевой принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное в г. Комсомольск-на-Амуре.

В целях осуществления электроснабжения объекта, расположенного по вышеуказанному адресу,  ИП Николаева обратилась в МУ ППЭС с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт.  

По результатам рассмотрения заявки между МУ ППЭС и ИП Николаевой заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 539 от 30.06.2011 (далее договор, договор о технологическом присоединении), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011 (далее технические условия, технические условия № 1023). Пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть 30.12.2011.

Письмом от 23.11.2011 (вх. МУ ППЭС № 1546) ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что «технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны Заявителя выполнены в полном объеме. Прошу Вас принять меры по финализации  технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 16.01.2012 ИП Николаева сообщила МУ ППЭС, что «23.11.2011 в Ваш адрес было направлено письмо с уведомлением о выполнении технических условий № 1023 от 30.06.2011. После проверки выполнения технических условий Вашим специалистом мне было выдано предписание от 30.11.2011, в котором указывается, что заявителем не выполнен пункт 11.5 технических условий № 1023. Не выполнение пункта 11.5 заключается в том, что установлен счетчик «Энергомера», не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM. По моему мнению, данное требование, включенное в пункт 11.5 технических условий № 1023, не основано на законе и поэтому не подлежит выполнению. Прошу Вас в срок до 18.01.2012 принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

Однако ответ на указанное обращение ИП Николаевой МУ ППЭС не направлялся.

Комиссией Хабаровского УФАС России при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.     

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям,  процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,   требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с индивидуальным предпринимателем, обратившимся в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности),  обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки на технологическое присоединение заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Комиссией Хабаровского УФАС Росси при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.

Однако подпунктом в) пункта 25.1 Правил технологического присоединения определено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Приведенный перечень требований является закрытым и подлежит обязательному указанию в ТУ. Дополнять его иными не предусмотренными в перечне требованиями  МУ ППЭС не вправе.

 В результате анализа пункта 11.5 технических условий № 1023 и положений пункта 25.1 Правил  технологического присоединения, Комиссией сделаны следующие выводы.

Обязанность оборудовать точку присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению   эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, в соответствии с подпунктом г) пункта 13 раздела 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является существенным условием договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и возлагается  на стороны в случае заключения между потребителем и сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в рамках Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, возможность установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства предусмотрена пунктом 30 вышеуказанных Правил, согласно которому, в случае если потребителю электрической энергии   требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.

В соответствии с частью 2 статьи 539 ГК РФ  договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с  положениями «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006 № 530 (далее Правила № 530), одним из необходимых условий для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи  (поставки) электрической энергии) является обеспечение учета электрической энергии; в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии, при этом обязанность по обеспечению целостности, сохранности и обслуживанию прибора учета возложена на покупателя.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 «Правил учета электрической энергии», зарегистрированных в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182, учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Возможность учета электрической энергии в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, также предусмотрена пунктом 143 Правил № 530.

Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя (в рамках осуществления технологического присоединения и в соответствии с Правилами технологического присоединения) по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.

Правилами № 530 установлены также требования к приборам учета. В частности, пунктом 138 Правил № 530 установлено, что для   учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

В соответствии с пунктом 141 Правил № 530,  для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ·А, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении новых энергопринимающих устройств таких потребителей устанавливаются приборы учета (в том числе включенные в состав автоматизированной системы учета электрической энергии, обеспечивающей удаленное снятие показаний приборов) класса точности 1,0 и выше для точек присоединения к сетям напряжения от 6 до 35 кВ и класса точности 0,5S и выше для точек присоединения к сетям напряжения 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ·А, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 1,0 и выше, а в случае их отсутствия - приборы учета класса точности не ниже 2,0 при условии определения почасовых объемов потребления электрической энергии расчетным путем. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении к электрической сети новых энергопринимающих устройств, мощность которых превышает 750 кВ·А, устанавливаются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики установлен исчерпывающий перечень требований к приборам учета электрической энергии.

МУ ППЭС пояснило Хабаровскому УФАС России, что  ИП Николаевой при установке счетчика  марки «Энергометр» вместо счетчика, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  нарушило условия выполнения технических условий в части выполнения обоснованных требований к установке расчетного средства учета электроэнергии, что послужило основанием составления предписания  от 30.11.2011 и является нарушением условий выполнения технических условий.

По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия пришла к выводу о том, что включение в технические условия требований к прибору учета электрической энергии в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, может привести к ущемлению интересов потребителя, поскольку ограничивает потребителя в приобретении прибора учета по своему усмотрению и могут привести к увеличению затрат потребителя при покупке приборов учета.

Следовательно, включение  в технические условия № 1023, выданные МУ ППЭС  ИП Николаевой пункта 11.5, которым предусмотрена обязанность установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон,   предусматривающие дистанционное снятие показаний по каналу GSM,  не соответствуют положениям действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, в том числе положениям пункта 25.1 Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению интересов  ИП Николаевой.

Таким образом,  Комиссия констатирует, что  в действиях МУ ППЭС по  включению в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки,  вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, усматривается нарушение  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ИП Николаевой.  

Следовательно, выводы предписания от 30.11.2011, основанные на положениях пункта 11.5 технических условий № 1023, не соответствующих действующему законодательству в области электроэнергетики,  и непринятие МУ ППЭС мер после получения от ИП Николаевой письма от 16.01.2012 послужили препятствием в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств  ИП Николаевой.

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции, к которым, в том числе отнесены рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Комиссией установлено, что  ИП Николаевой в помещении, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 16, литер «В», осуществляется предпринимательская  деятельность (автомастерская), целью которой, в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ,  является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Исполнение технических условий, выданных МУ ППЭС ИП Николаевой, содержащих условия, несоответствующие Правилам технологического присоединения, в конечном итоге необходимо было бы компенсировать путем включения в себестоимость оказываемых (расходная часть) или за счет финансового результата деятельности (прибыль), что могло привести к росту цен на услуги, оказываемые  ИП Николаевой.

Кроме того, отсутствие документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих  ИП Николаевой, влечет за собой невозможность заключения ИП Николаевой договора энергоснабжения и создает предпосылки для создания неблагоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности (в частности  установление факта бездоговорного потребления электрической энергии, введение полного ограничения режима потребления электрической энергии, оплата объема бездоговорного потребления электрической энергии и прочее), предполагаемых разделом XII Правил № 530.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действия, признанные настоящим решением нарушающими антимонопольное законодательство, могли привести к ограничению конкуренции. 

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по  передаче электрической энергии – МУ ППЭС - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

На основании изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МУ ППЭС.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи МУ ППЭС предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   Муниципальное производственное предприятие электрических сетей (МУ ППЭС) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во:

- включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM.

2. Выдать   МУ ППЭС предписание о  прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 19 от 25.05.2012 г. по делу № 3-1/16 о нарушении Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей (681005,  г.  Комсомольск-на-Амуре, ул. Просвещения, 1)  части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 25 июня 2012 года прекратить злоупотребление доминирующим положением,  выразившееся во включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011, выданные ИП Николаевой, пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  не предусмотренного Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания  Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей привести пункт 11.5   технических условий № 1023, выданных  ИП Николаевой, в соответствие с Правилами технологического присоединения,  в том числе путем исключения из указанного пункта положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM).

3. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 05 июля 2012   года сообщить об исполнении   настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

stdClass Object ( [vid] => 7988 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по жалобе ИП Николаевой на действия Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7988 [type] => solution [language] => ru [created] => 1338943837 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 19

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей, в отсутствии ИП Николаевой, рассмотрев дело № 3-1/16 по признакам нарушения   Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение  ИП Николаевой на действия Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей (далее МУ ППЭС) в части нарушения  «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила, Правила технологического присоединения).

В результате рассмотрения обращения и приложенных к нему документов Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Между ИП Николаевой и МУ ППЭС заключен договор № 539 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.06.2011, неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 23.11.2011 ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны заявителя выполнены в полном объеме и просила принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Не согласившись с действиями МУ ППЭС по признанию технических условий № 1023 выполненными не в полном объеме, а также составлению предписания от 30.11.2011,  ИП Николаева обратилась в Хабаровское УФАС России.         

Хабаровским УФАС России приказом от 26.04.2012 № 312 возбуждено   дело № 3-1/16 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/16.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.

МУ ППЭС включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и  имеет долю более 65 %  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в зоне расположения электрических сетей МУ ППЭС в г. Комсомольске-на-Амуре.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ИП Николаева зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.11.2005 г. Гр. Николаевой принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное в г. Комсомольск-на-Амуре.

В целях осуществления электроснабжения объекта, расположенного по вышеуказанному адресу,  ИП Николаева обратилась в МУ ППЭС с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт.  

По результатам рассмотрения заявки между МУ ППЭС и ИП Николаевой заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 539 от 30.06.2011 (далее договор, договор о технологическом присоединении), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011 (далее технические условия, технические условия № 1023). Пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть 30.12.2011.

Письмом от 23.11.2011 (вх. МУ ППЭС № 1546) ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что «технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны Заявителя выполнены в полном объеме. Прошу Вас принять меры по финализации  технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 16.01.2012 ИП Николаева сообщила МУ ППЭС, что «23.11.2011 в Ваш адрес было направлено письмо с уведомлением о выполнении технических условий № 1023 от 30.06.2011. После проверки выполнения технических условий Вашим специалистом мне было выдано предписание от 30.11.2011, в котором указывается, что заявителем не выполнен пункт 11.5 технических условий № 1023. Не выполнение пункта 11.5 заключается в том, что установлен счетчик «Энергомера», не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM. По моему мнению, данное требование, включенное в пункт 11.5 технических условий № 1023, не основано на законе и поэтому не подлежит выполнению. Прошу Вас в срок до 18.01.2012 принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

Однако ответ на указанное обращение ИП Николаевой МУ ППЭС не направлялся.

Комиссией Хабаровского УФАС России при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.     

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям,  процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,   требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с индивидуальным предпринимателем, обратившимся в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности),  обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки на технологическое присоединение заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Комиссией Хабаровского УФАС Росси при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.

Однако подпунктом в) пункта 25.1 Правил технологического присоединения определено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Приведенный перечень требований является закрытым и подлежит обязательному указанию в ТУ. Дополнять его иными не предусмотренными в перечне требованиями  МУ ППЭС не вправе.

 В результате анализа пункта 11.5 технических условий № 1023 и положений пункта 25.1 Правил  технологического присоединения, Комиссией сделаны следующие выводы.

Обязанность оборудовать точку присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению   эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, в соответствии с подпунктом г) пункта 13 раздела 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является существенным условием договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и возлагается  на стороны в случае заключения между потребителем и сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в рамках Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, возможность установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства предусмотрена пунктом 30 вышеуказанных Правил, согласно которому, в случае если потребителю электрической энергии   требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.

В соответствии с частью 2 статьи 539 ГК РФ  договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с  положениями «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006 № 530 (далее Правила № 530), одним из необходимых условий для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи  (поставки) электрической энергии) является обеспечение учета электрической энергии; в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии, при этом обязанность по обеспечению целостности, сохранности и обслуживанию прибора учета возложена на покупателя.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 «Правил учета электрической энергии», зарегистрированных в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182, учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Возможность учета электрической энергии в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, также предусмотрена пунктом 143 Правил № 530.

Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя (в рамках осуществления технологического присоединения и в соответствии с Правилами технологического присоединения) по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.

Правилами № 530 установлены также требования к приборам учета. В частности, пунктом 138 Правил № 530 установлено, что для   учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

В соответствии с пунктом 141 Правил № 530,  для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ·А, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении новых энергопринимающих устройств таких потребителей устанавливаются приборы учета (в том числе включенные в состав автоматизированной системы учета электрической энергии, обеспечивающей удаленное снятие показаний приборов) класса точности 1,0 и выше для точек присоединения к сетям напряжения от 6 до 35 кВ и класса точности 0,5S и выше для точек присоединения к сетям напряжения 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ·А, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 1,0 и выше, а в случае их отсутствия - приборы учета класса точности не ниже 2,0 при условии определения почасовых объемов потребления электрической энергии расчетным путем. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении к электрической сети новых энергопринимающих устройств, мощность которых превышает 750 кВ·А, устанавливаются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики установлен исчерпывающий перечень требований к приборам учета электрической энергии.

МУ ППЭС пояснило Хабаровскому УФАС России, что  ИП Николаевой при установке счетчика  марки «Энергометр» вместо счетчика, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  нарушило условия выполнения технических условий в части выполнения обоснованных требований к установке расчетного средства учета электроэнергии, что послужило основанием составления предписания  от 30.11.2011 и является нарушением условий выполнения технических условий.

По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия пришла к выводу о том, что включение в технические условия требований к прибору учета электрической энергии в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, может привести к ущемлению интересов потребителя, поскольку ограничивает потребителя в приобретении прибора учета по своему усмотрению и могут привести к увеличению затрат потребителя при покупке приборов учета.

Следовательно, включение  в технические условия № 1023, выданные МУ ППЭС  ИП Николаевой пункта 11.5, которым предусмотрена обязанность установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон,   предусматривающие дистанционное снятие показаний по каналу GSM,  не соответствуют положениям действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, в том числе положениям пункта 25.1 Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению интересов  ИП Николаевой.

Таким образом,  Комиссия констатирует, что  в действиях МУ ППЭС по  включению в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки,  вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, усматривается нарушение  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ИП Николаевой.  

Следовательно, выводы предписания от 30.11.2011, основанные на положениях пункта 11.5 технических условий № 1023, не соответствующих действующему законодательству в области электроэнергетики,  и непринятие МУ ППЭС мер после получения от ИП Николаевой письма от 16.01.2012 послужили препятствием в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств  ИП Николаевой.

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции, к которым, в том числе отнесены рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Комиссией установлено, что  ИП Николаевой в помещении, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 16, литер «В», осуществляется предпринимательская  деятельность (автомастерская), целью которой, в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ,  является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Исполнение технических условий, выданных МУ ППЭС ИП Николаевой, содержащих условия, несоответствующие Правилам технологического присоединения, в конечном итоге необходимо было бы компенсировать путем включения в себестоимость оказываемых (расходная часть) или за счет финансового результата деятельности (прибыль), что могло привести к росту цен на услуги, оказываемые  ИП Николаевой.

Кроме того, отсутствие документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих  ИП Николаевой, влечет за собой невозможность заключения ИП Николаевой договора энергоснабжения и создает предпосылки для создания неблагоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности (в частности  установление факта бездоговорного потребления электрической энергии, введение полного ограничения режима потребления электрической энергии, оплата объема бездоговорного потребления электрической энергии и прочее), предполагаемых разделом XII Правил № 530.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действия, признанные настоящим решением нарушающими антимонопольное законодательство, могли привести к ограничению конкуренции. 

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по  передаче электрической энергии – МУ ППЭС - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

На основании изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МУ ППЭС.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи МУ ППЭС предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   Муниципальное производственное предприятие электрических сетей (МУ ППЭС) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во:

- включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM.

2. Выдать   МУ ППЭС предписание о  прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 19 от 25.05.2012 г. по делу № 3-1/16 о нарушении Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей (681005,  г.  Комсомольск-на-Амуре, ул. Просвещения, 1)  части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 25 июня 2012 года прекратить злоупотребление доминирующим положением,  выразившееся во включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011, выданные ИП Николаевой, пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  не предусмотренного Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания  Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей привести пункт 11.5   технических условий № 1023, выданных  ИП Николаевой, в соответствие с Правилами технологического присоединения,  в том числе путем исключения из указанного пункта положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM).

3. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 05 июля 2012   года сообщить об исполнении   настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 19

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей, в отсутствии ИП Николаевой, рассмотрев дело № 3-1/16 по признакам нарушения   Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение  ИП Николаевой на действия Муниципального унитарного производственного предприятия электрических сетей (далее МУ ППЭС) в части нарушения  «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила, Правила технологического присоединения).

В результате рассмотрения обращения и приложенных к нему документов Хабаровским УФАС России установлено следующее.

Между ИП Николаевой и МУ ППЭС заключен договор № 539 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.06.2011, неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 23.11.2011 ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны заявителя выполнены в полном объеме и просила принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Не согласившись с действиями МУ ППЭС по признанию технических условий № 1023 выполненными не в полном объеме, а также составлению предписания от 30.11.2011,  ИП Николаева обратилась в Хабаровское УФАС России.         

Хабаровским УФАС России приказом от 26.04.2012 № 312 возбуждено   дело № 3-1/16 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/16.

В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.

МУ ППЭС включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и  имеет долю более 65 %  на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в зоне расположения электрических сетей МУ ППЭС в г. Комсомольске-на-Амуре.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ИП Николаева зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 07.11.2005 г. Гр. Николаевой принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное в г. Комсомольск-на-Амуре.

В целях осуществления электроснабжения объекта, расположенного по вышеуказанному адресу,  ИП Николаева обратилась в МУ ППЭС с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт.  

По результатам рассмотрения заявки между МУ ППЭС и ИП Николаевой заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 539 от 30.06.2011 (далее договор, договор о технологическом присоединении), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1023 от 30.06.2011 (далее технические условия, технические условия № 1023). Пунктом 5 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть 30.12.2011.

Письмом от 23.11.2011 (вх. МУ ППЭС № 1546) ИП Николаева уведомила МУ ППЭС о том, что «технические условия № 1023 от 30.06.2011 со стороны Заявителя выполнены в полном объеме. Прошу Вас принять меры по финализации  технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

30.11.2012 представителем МУ ППЭС при приемке исполнения технических условий № 1023 составлено Предписание, которым установлено, что при проверке выполнения  технических условий № 1023 от 30.06.2011 выявлено, что установлен счетчик Энергомера, не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM, что требует пункт 11.5 технических условий № 1023 от 30.06.2011.

Письмом от 16.01.2012 ИП Николаева сообщила МУ ППЭС, что «23.11.2011 в Ваш адрес было направлено письмо с уведомлением о выполнении технических условий № 1023 от 30.06.2011. После проверки выполнения технических условий Вашим специалистом мне было выдано предписание от 30.11.2011, в котором указывается, что заявителем не выполнен пункт 11.5 технических условий № 1023. Не выполнение пункта 11.5 заключается в том, что установлен счетчик «Энергомера», не предусматривающий снятие показаний по каналу GSM. По моему мнению, данное требование, включенное в пункт 11.5 технических условий № 1023, не основано на законе и поэтому не подлежит выполнению. Прошу Вас в срок до 18.01.2012 принять меры по финализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя».

Однако ответ на указанное обращение ИП Николаевой МУ ППЭС не направлялся.

Комиссией Хабаровского УФАС России при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.     

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям,  процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,   требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с индивидуальным предпринимателем, обратившимся в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности),  обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств такого лица мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки на технологическое присоединение заявителем, который имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Комиссией Хабаровского УФАС Росси при рассмотрении материалов дела № 3-1/16  установлено следующее.

Пунктом 11.5 технических условий № 1023 предусмотрена обязанность Заявителя (ИП Николаевой) установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон, предусматривающие снятие показаний по каналу GSM.

Однако подпунктом в) пункта 25.1 Правил технологического присоединения определено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Приведенный перечень требований является закрытым и подлежит обязательному указанию в ТУ. Дополнять его иными не предусмотренными в перечне требованиями  МУ ППЭС не вправе.

 В результате анализа пункта 11.5 технических условий № 1023 и положений пункта 25.1 Правил  технологического присоединения, Комиссией сделаны следующие выводы.

Обязанность оборудовать точку присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению   эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем, в соответствии с подпунктом г) пункта 13 раздела 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, является существенным условием договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и возлагается  на стороны в случае заключения между потребителем и сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в рамках Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, возможность установки прибора учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства предусмотрена пунктом 30 вышеуказанных Правил, согласно которому, в случае если потребителю электрической энергии   требуется установка приборов учета на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, потребитель услуг вправе направить в адрес сетевой организации заявление о необходимости оборудования точки поставки приборами учета с указанием подлежащей оборудованию точки поставки и необходимых технических требований к приборам учета.

В соответствии с частью 2 статьи 539 ГК РФ  договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с  положениями «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ 31.08.2006 № 530 (далее Правила № 530), одним из необходимых условий для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи  (поставки) электрической энергии) является обеспечение учета электрической энергии; в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии, при этом обязанность по обеспечению целостности, сохранности и обслуживанию прибора учета возложена на покупателя.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 «Правил учета электрической энергии», зарегистрированных в Минюсте РФ 24.10.1996 № 1182, учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети.

Возможность учета электрической энергии в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, также предусмотрена пунктом 143 Правил № 530.

Таким образом, действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя (в рамках осуществления технологического присоединения и в соответствии с Правилами технологического присоединения) по установке прибора учета в строго обозначенном кем-либо месте.

Правилами № 530 установлены также требования к приборам учета. В частности, пунктом 138 Правил № 530 установлено, что для   учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.

В соответствии с пунктом 141 Правил № 530,  для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ·А, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении новых энергопринимающих устройств таких потребителей устанавливаются приборы учета (в том числе включенные в состав автоматизированной системы учета электрической энергии, обеспечивающей удаленное снятие показаний приборов) класса точности 1,0 и выше для точек присоединения к сетям напряжения от 6 до 35 кВ и класса точности 0,5S и выше для точек присоединения к сетям напряжения 110 кВ и выше.

Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ·А, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 1,0 и выше, а в случае их отсутствия - приборы учета класса точности не ниже 2,0 при условии определения почасовых объемов потребления электрической энергии расчетным путем. При замене выбывших из эксплуатации приборов учета, а также при присоединении к электрической сети новых энергопринимающих устройств, мощность которых превышает 750 кВ·А, устанавливаются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, в том числе включенные в состав автоматизированной измерительной системы коммерческого учета.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики установлен исчерпывающий перечень требований к приборам учета электрической энергии.

МУ ППЭС пояснило Хабаровскому УФАС России, что  ИП Николаевой при установке счетчика  марки «Энергометр» вместо счетчика, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  нарушило условия выполнения технических условий в части выполнения обоснованных требований к установке расчетного средства учета электроэнергии, что послужило основанием составления предписания  от 30.11.2011 и является нарушением условий выполнения технических условий.

По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия пришла к выводу о том, что включение в технические условия требований к прибору учета электрической энергии в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, может привести к ущемлению интересов потребителя, поскольку ограничивает потребителя в приобретении прибора учета по своему усмотрению и могут привести к увеличению затрат потребителя при покупке приборов учета.

Следовательно, включение  в технические условия № 1023, выданные МУ ППЭС  ИП Николаевой пункта 11.5, которым предусмотрена обязанность установить расчетные средства учета электроэнергии на границе раздела электросети по балансовой принадлежности сторон,   предусматривающие дистанционное снятие показаний по каналу GSM,  не соответствуют положениям действующего законодательства РФ в области электроэнергетики, в том числе положениям пункта 25.1 Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению интересов  ИП Николаевой.

Таким образом,  Комиссия констатирует, что  в действиях МУ ППЭС по  включению в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки,  вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM, усматривается нарушение  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов ИП Николаевой.  

Следовательно, выводы предписания от 30.11.2011, основанные на положениях пункта 11.5 технических условий № 1023, не соответствующих действующему законодательству в области электроэнергетики,  и непринятие МУ ППЭС мер после получения от ИП Николаевой письма от 16.01.2012 послужили препятствием в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств  ИП Николаевой.

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены признаки ограничения конкуренции, к которым, в том числе отнесены рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

Комиссией установлено, что  ИП Николаевой в помещении, расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 16, литер «В», осуществляется предпринимательская  деятельность (автомастерская), целью которой, в соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ,  является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Исполнение технических условий, выданных МУ ППЭС ИП Николаевой, содержащих условия, несоответствующие Правилам технологического присоединения, в конечном итоге необходимо было бы компенсировать путем включения в себестоимость оказываемых (расходная часть) или за счет финансового результата деятельности (прибыль), что могло привести к росту цен на услуги, оказываемые  ИП Николаевой.

Кроме того, отсутствие документов, свидетельствующих о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих  ИП Николаевой, влечет за собой невозможность заключения ИП Николаевой договора энергоснабжения и создает предпосылки для создания неблагоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности (в частности  установление факта бездоговорного потребления электрической энергии, введение полного ограничения режима потребления электрической энергии, оплата объема бездоговорного потребления электрической энергии и прочее), предполагаемых разделом XII Правил № 530.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что действия, признанные настоящим решением нарушающими антимонопольное законодательство, могли привести к ограничению конкуренции. 

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по  передаче электрической энергии – МУ ППЭС - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

На основании изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МУ ППЭС.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи МУ ППЭС предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. №  135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   Муниципальное производственное предприятие электрических сетей (МУ ППЭС) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во:

- включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011 пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM.

2. Выдать   МУ ППЭС предписание о  прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 19 от 25.05.2012 г. по делу № 3-1/16 о нарушении Муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей (681005,  г.  Комсомольск-на-Амуре, ул. Просвещения, 1)  части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 25 июня 2012 года прекратить злоупотребление доминирующим положением,  выразившееся во включении в технические условия № 1023  от 30.06.2011, выданные ИП Николаевой, пункта 11.5, не предусмотренного Правилами технологического присоединения, а именно в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM,  не предусмотренного Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания  Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей привести пункт 11.5   технических условий № 1023, выданных  ИП Николаевой, в соответствие с Правилами технологического присоединения,  в том числе путем исключения из указанного пункта положений, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (в части указания места установки, вида (типа) средства учета электрической энергии, предусматривающего снятие показаний по каналу GSM).

3. Муниципальному унитарному производственному предприятию электрических сетей  в срок до 05 июля 2012   года сообщить об исполнении   настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-1/16 [format] => [safe_value] => 3-1/16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] =>
[format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 59 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 59 [vid] => 1 [name] => технологическое присоединение [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-28 13:13:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-24 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1338943837 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )