МЫ ЗАЩИЩАЛИ КОНКУРЕНЦИЮ, ПРИШЛО ВРЕМЯ ЕЁ РАЗВИВАТЬ

Уже четверть века хабаровское УФАС стоит на страже добросовестной конкуренции. 5 марта 2017 года Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю исполнилось 25 лет. За это время антимонопольный орган прошел период становления и претерпел немало изменений. О том, какое влияние на экономику края оказывает хабаровское УФАС, на какие вопросы приходится отвечать специалистам ведомства и что ожидает торговые сети, - рассказывает руководитель управления Елена Клостер:

- До сегодняшнего дня наша служба постоянно менялась. Изначально это был комитет, затем - министерство. А в 2004 году была создана федеральная антимонопольная служба. И с того монета благодаря нашему влиянию начались серьезные изменения в законодательстве. На сегодняшний день у нас 4 антимонопольных пакета, которые вносят существенные поправки в Закон о защите конкуренции. И уже готовится 5 пакет. 

Таким образом, к 2017 году мы стали мегарегулятором рыночной экономики. Наши полномочия приумножались с каждым годом. Так, с 2015 года мы курируем Рособоронзаказ - это очень большое направление. И следует отметить, что в России всего 6 территориальных управлений ФАС, которые уполномочены вести контрольно-надзорную деятельность над Рособоронзаказом. А в 2016 году была упразднена федеральная служба по тарифам. В связи с этим, на наши плечи также ложится и тарифное регулирование.

Век живи - век учись

Расширяются наши полномочия, а вместе с ними следует приумножать и знания. В Казани есть учебный центр ФАС России, а в прошлом году сделали ещё один в Москве. Это обусловлено тем, что мы своих сотрудников учим сами. Антимонопольное законодательство очень сложное и процесс обучения довольно длительный, правильнее сказать - не прекращается никогда. К нам также приходят студенты вузов. Мы готовы проводить для них занятия, принимать на стажировку.

По статистике, часть нарушений со стороны органов власти свершается из-за незнания либо неправильной трактовки нормативно-правовых актов. Ранее, лет 10 назад, органы власти вообще не воспринимали антимонопольный орган всерьез. Было пассивное сопротивление, нежелание подчиняться. Но до этого не было таких штрафов и административного наказания должностных лиц государственных органов. С повышением штрафов, они стали более внимательно относиться к нашим указаниям.

И мы в рамках антимонопольного законодательства контролируем и обучаем органы власти.

Когда я говорю, что сейчас мы выступаем как экономический мегарегулятор, я нисколько не лукавлю. К нам за советом обращаются и юридические, и экономические организации. Мы готовы помочь всем.

УФАС ответит каждому

Каждый четверг мы проводим прием граждан. Его веду лично я как руководитель. Хотя регламентом не предусмотрено, чтобы сотрудники антимонопольного органа давали разъяснения чего-либо - мы контрольно-надзорный орган, однако люди обращаются с просьбами. И всю ответственность по информированию и разъяснению я взяла на себя. С 14.00 и до вечера к нам обращаются и физические, и юридические лица, и даже органы власти. Все записываются в одну очередь.

В числе наиболее популярных  - вопросы, касающиеся проведения госзакупок (регулируются 44-ФЗ). В этом законе довольно много непонятных моментов, где могут возникнуть разночтения. И порой, чтобы полно ответить на вопрос, я вызываю специалиста по конкретной теме, и мы все вместе разбираемся. Мне кажется, людей такой подход полностью устраивает, каждый четверг у нас огромное количество посетителей.
Предупрежден - значит вооружен

С 4-м антимонопольным пакетом введен институт предупреждения. Штрафы здесь действительно очень высокие. Бизнес и так работает в условиях кризиса, а в органах власти у должностных лиц зарплаты небольшие. Поэтому теперь, если мы выявили признаки нарушения нашего законодательства,  сначала выдаем предупреждение. И только если его не выполняют, возбуждаем дело. Но когда предупреждение исполнено, то никаких штрафных санкций не последует. В том числе среди органов власти очень мало возбужденных дел по 15 статье. Если я не ошибаюсь, за 2016 год было всего 3 дела. Причем это сельские поселения, где должностные лица явно не знали, что такое предупреждение, а что такое дело.

Дальнему Востоку закон не писан

Закон о торговле на Дальнем Востоке пока вообще не работает. На федеральном уровне он отрегулирован пока только на бумаге. Тем не менее вышло постановление правительства, и с 1 января 2017 года все территориальные органы вышли с проверками торговых сетей. И уже во многих регионах выявили существенные нарушения.

Мы в частности курируем изменения, которые касаются заключения договоров между торговыми сетями и поставщиками. Здесь проблема в том, что поставщики зависят от торговых сетей. А торговые сети навязывают им свои условия, порой весьма кабальные. Допустим, поставщик является сельским производителем, держит коров. И если он никак не может сдать свою продукцию, то она быстро портится. Деваться некуда и производители вынуждены соглашаться на условия, продиктованные торговыми сетями. Мы сейчас только начинаем разбираться во всех тонкостях этой области рыночных отношений.

Закон о торговле очень серьезный и, помимо всего прочего, предусматривает урегулирование отношений с органами власти. Установлено, что администрации должны предоставлять земельные участки для строительства торговых объектов, проводить ярмарки и т. д. Но также указано, что если торговая сеть имеет выручку от объема продаж более 25%, она не может дальше развиваться и масштабироваться. К сожалению, у нас эта мера пока не работает. Хотя по закону предусмотрены большие штрафные санкции - от двух до трех миллионов рублей. Ведь для предпринимателей, имеющих большую прибыль, мелкие штрафы не являются проблемой и стимулом к добросовестной работе.

Сейчас мы активно беремся за регулирование всех этих отношений в сфере торговли. И в ближайшее время наведем порядок согласно закону.

ФАС держит марку

Ежегодно ФАС России составляет рейтинг среди Управлений Федеральной антимонопольной службы. Когда я пришла в Хабаровское ФАС из другого региона, в наследство мне досталось 70-е место в нем. А всего в России 84 территориальных управления.

Ранее этот рейтинг был ориентирован на количество рассмотренных дел. Теперь подход изменен - наша задача не наказать как можно большее количество человек. Необходимо соблюсти баланс, при котором будет происходить грамотное развитие рыночной экономики. Мы двадцать пять лет защищали конкуренцию, пришло время её развивать, а вместе с конкуренцией поднимется и экономика края.

Не случайно теперь в рейтинге не важно,  сколько дел возбуждено, главное - качество этих дел. Над каждым мы работаем, чтобы оно было безупречно с правовой точки зрения. Предписания также выписываем так, чтобы их исполняли. Чтобы люди или хозяйствующий субъект поняли, что это за нарушение и как его исправить.

В этом году мы занимаем уже 62-е место в рейтинге. Это, конечно, тоже плохо, но нам есть к чему стремиться. У нас достойные, качественно подготовленные дела, и практически в 100% случаев суд удовлетворяет наши требования. Я хочу поднять статус территориального управления, чтобы оно занимало достойные позиции не только в Хабаровском крае. Тем более что мы являемся окружным органом, который аккумулирует все территориальные управления на местах.

Подготовила Анна МЕШАЛКИНА.