Целевая программа - в новом формате

Информационное обеспечение входа на рынки, отраслевой подход в развитии и прозрачность механизмов взаимодействия бизнеса и власти - предложения управления федеральной антимонопольной службы к создателям целевой программы "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае". Удалось ли специалистам министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края обеспечить выполнение поставленных задач в сфере развития конкуренции?

- Программа принята в развитие действующей программы развития конкуренции. Серьезных изменений она не претерпела, но усилен информационный блок, имеющий принципиальное значение - отметила заместитель руководителя УФАС по Хабаровскому краю Елена Гуринович. -  Масштаб информированности бизнеса при входе на рынки явно недостаточный, тем более что не определен объем финансирования мероприятий по программе. Просмотрев сайты министерств и ведомств, мы не увидели анализа состояния рынков, который имеет огромное значение для хозяйствующих субъектов, желающих развивать конкуренцию в отраслях экономики. Хотя положительных примеров в целом по стране здесь немало. В Хабаровском крае немалое значение имеет рынок нефтепродуктов, но на сайтах министерств информация двухлетней давности. На ощупь на такой рынок инвесторы не придут и выработать стратегию развития своего бизнеса не смогут. В условиях вступления в ВТО рынок нефтепродуктов Хабаровского края может оказаться привлекательным для Китая или Южной Кореи. Иностранные инвесторы могли бы повлиять на качество топлива и ценообразование, но не в состоянии разобраться, ни с объемами производства, ни с потребностью рынка, ни со спросом потребителей. Не обнаружив для себя необходимых данных, они не смогут составить на рынке здоровую конкуренцию. Доступная и публичная информация, нормативная база - непременное условие для развития конкуренции, потому мы выделяем информационную составляющую в программе, как имеющую решающее значение.

Другой важный аспект программы заключается в отраслевом подходе к развитию конкуренции. Здесь мы сталкиваемся с инертностью мышления руководителей отраслей - считает Елена Гуринович. Во-первых, в отраслевых программах темы конкуренции пока не видно. Важно преодолеть психологический барьер, который бы заставил чиновников завершить работу над созданием регламентов своей деятельности. Удобно, когда на рынке присутствуют незначительное число хозяйствующих субъектов, которыми можно легко манипулировать. Особенно удобно, когда значительную долю на рынке занимают контролируемые местными органами власти муниципальные предприятия. Это повод для совершенствования законодательства в части процедур регистрации, получения лицензий и других действий. В идеале регистрировать свой бизнес предприниматель должен без общения с чиновником, потому мы говорим о необходимости жестких процедур для наведения порядка на рынках. Во-вторых, часть чиновников недопонимает роль антимонопольной службы, полагая, что ей принадлежит ведущее место в развитии конкуренции. Хотя ФАС России выполняет лишь контрольные функции, образно говоря, карательного характера. Наконец, третий аспект программы, о котором уже много сказано - обеспечение прозрачности механизма взаимодействия власти и бизнеса. Он затрагивает вопросы устранения административных барьеров, совершенствование системы госзаказов, разработки регламентов и другие аспекты, дающие положительные эффекты в развитии конкуренции. Программа на период 2010 - 2012 годы – лишь первый шаг в налаживании отношений бизнеса и власти, потому новый вариант долгосрочной программы содействия экономическому развитию и конкуренции должен совершенствоваться.

По мнению эксперта Минэкономразвития России Нины Поличка, причина трансформации одной программы в другую не в провале федеральной программы развития конкуренции, о чем докладывал руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Изменились подходы к реализации долгосрочных региональных программ, на основании которых конкуренция признана неотъемлемой частью политики в сфере инвестиций и инноваций. При неудаче на федеральном уровне говорить об успехах в регионах нелогично, тем более что в краевую программу развития конкуренции были изначально заложены мероприятия, не требующие финансирования из бюджета.

Основная ошибка программы - создание общей концепции с отрывом от реализации мероприятий в отраслях. В каждой отрасли экономики своя специфика. В торговле избыток, а вот в области дошкольного образования конкуренцией и не пахнет, хотя право детей на посещение детсадов закреплено в Конституции РФ. Говорить о разработке общих подходов в развитии конкуренции неверно. Общие подходы появляются, когда существует масса частных, поэтому программа создавалась без выделения приоритетов. Необходимо было воспользоваться методом дедукции с элементами творческого подхода. За первой погрешностью последовала вторая - конкуренция стала частью подпрограммы по улучшению инвестиционной привлекательности, хотя логичнее бы ей стать частью программы развития предпринимательства.

Сферой предпринимательства занимаются многие министерства и ведомства, но их усилия не пересекаются, не становятся частью общей политики – считает Нина Поличка. Кто-то должен координировать их действия, отвечая за конечный результат. Может ли таким органом стать министерство экономического развития и внешних связей края? Инвестиции у нас отдельно, инновации - отдельно, предпринимательство – отдельно. Отдельной частью осталась и конкуренция. Руководители отраслей и слышать не хотят о конкуренции, а часть чиновников даже считают ФАС России тормозом экономического роста. Основная задача программы развития конкуренции - облегчить предпринимателям доступ на региональные рынки. Отвечать за реализацию программы содействия экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности один министр Калашников не может. Конкуренции в деятельности естественных монополий еще долго не будет - два водопровода к дому подводить бессмысленно. В краевом министерстве экономразвития много отделов, курирующих бизнес, инвестиции, инновации. Но с какими полномочиями? Ведение статистики и формирование отчетности? Как только на рынке рождается конфликт, обиженный обращается в управление ФАС России. В судебном порядке виновный наказывается. Антимонопольная служба наделена контрольными функциями. Остается надеяться, что ошибки в программе будут устранены. Соответствующие предложения внесены законодателям Советом по предпринимательству при правительстве Хабаровского края.

Андрей Смирнов