Правила игры

 

Обычно мировые соглашения заключаются тогда, когда одна сторона признает долг, понимая, что в итоге проиграет дело, а вторая сторона соглашается на небольшую скидку с целью поскорее завершить разбирательство, которое может длиться годами. Но бывают и случаи, когда участники спора идут на мировую, чтобы не создавать опасный для рынка или лично для них прецедент.

Такая ситуация произошла во вторник в Высшем арбитражном суде (ВАС) в ходе рассмотрения антимонопольного дела Архангельской энергосбытовой компании. Энергосбыт из-за долгов прекратил поставку электроэнергии абоненту-ИП, который двумя неделями ранее счет оплатил. Подача энергии была возобновлена спустя несколько часов, но ИП все же пожаловался в ФАС. Служба признала необоснованным отключение электроэнергии компанией, доминирующей в регионе, и предписала ей в течение года информировать ФАС обо всех планируемых ограничениях энергии в отношении данного абонента. Компания оспаривала акты службы в трех инстанциях, но безуспешно.

Однако коллегия ВАС передала дело для пересмотра, предложив ограничить полномочия ФАС по выдаче предписаний о еще не совершенных правонарушениях. Коллегия ВАС подчеркнула, что они должны быть направлены на восстановление нарушенных прав, что уже было сделано, а оспариваемое предписание "подавляет экономическую самостоятельность" энергосбыта. Полномочия ФАС "не могут становиться институтом подавления и принуждения", негодовала тройка судей (см. "Ъ" от 20 марта). На заседании судья-докладчик пошла еще дальше, сравнив обязанность компании отчитываться в ФАС с административным надзором за бывшими преступниками: им запрещается посещать определенные места (например, детские сады и школы) и они обязаны периодически являться в полицию для регистрации.

Но в суде стороны неожиданно объявили о мировом соглашении. С ФАС такие соглашения заключаются крайне редко, а на этапе надзорной инстанции это произошло впервые. Как правило, инициатива исходит от нарушителей — компания признает свою вину в обмен на снижение санкций. Однако в ситуации с архангельским энергосбытом в мирном урегулировании была больше заинтересована сама ФАС. Опрошенные "Ъ" юристы сходились во мнении, что жесткая позиция коллегии ВАС при поддержке ее президиумом скажется на дальнейшей судебной практике по антимонопольным спорам. В итоге по условиям соглашения компания признала нарушение, а служба сняла с нее обязанность отчитываться в ограничениях поставок в течение года. После утверждения судом мирового соглашения производство по делу прекращается, а все вынесенные по нему судебные акты не имеют юридической силы. Таким образом, закончив спор миром, ФАС избежала создания неблагоприятного для нее прецедента.