РЕШЕНИЕ №175
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей: от Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района – заместитель председателя Комитета - начальник отдела по управлению муниципальной собственностью Комитета, от Филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» - юрисконсульт правового управления, от ООО «Жилдомсервис» - директор, рассмотрев дело №8-01/286 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района при передаче муниципального имущества (сети водоснабжения и водоотведения) ООО «Жилдомсервис» по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов.
Согласно пояснениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района в мае 2014 г. ранее обслуживающая данное имущество организация признана банкротом, во избежание чрезвычайной ситуации с ООО «Жилдомсервис» заключен договор о передаче имущества (объекты коммунальной инфраструктуры) в аренду сроком до одного года. Проводимый в апреле аукцион на данное имущество признан несостоявшимся. В данное время ведется работа по подготовке документов к проведению торгов. Имущество передано обществу в порядке предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг, что соответствует муниципальной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24.10.2013 №3208.
Представитель филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» доводы, изложенные в обращении, поддержала в полном объеме.
Директор ООО «Жилдомсервис» пояснил, что общество занимается обслуживанием многоквартирных домов, в связи с чем и был заключен договор аренды названного имущества.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76 ООО «Жилдомсервис» предоставлена муниципальная преференция в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг на срок с 14.05.2014 по 12.05.2015 путем передаче в аренду муниципального имущества.
14.05.2014 Комитетом заключен договор аренды муниципального имущества №406-2013 с ООО «Жилдомсервис». Срок действия договора с 14.05.2014 по 12.05.2015. Предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения.
14.05.2014 сторонами договора подписан акт приема - передачи муниципального имущества.
Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Данные изменения вступили в силу с 08.05.2013.
Заключение договоров аренды в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, с учетом предусмотренных Законом №416 - ФЗ особенностей. Заключение концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В соответствии с подпунктами 28, 29 статьи 2 Закона №416 - ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Частью 3 статьи 41.1 Закона №416 - ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции).
При этом, частью 5 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 по 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Заключение договоров аренды в отношении указанных объектов на срок свыше трех лет законом не допускается, равно как и не допускается возможность последующего продления (перезаключения) данных договоров.
При наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения с 01.01.2015 осуществляется исключительно по концессионному соглашению.
Установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции общие требования к заключению договоров в отношении государственного или муниципального имущества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения торгов, за исключением установленных данной статьей случаев.
К таким случаям относится предоставление хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных преференций (пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, специальными нормами Закона №416 - ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования названными объектами по договору аренды либо концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем предоставления преференций, законодательством не предусмотрено.
В связи с этим доводы представителя Комитета, со ссылкой на возможность предоставления обществу муниципальной преференции, комиссией отклоняются.
В заседании комиссии установлено, что муниципальное имущество передано обществу по договору аренды без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении такого имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование.
Таким образом, приказ Комитета от 12.05.2014 №76 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Жилдомсервис» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действия Комитета, связанные с передачей обществу по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 муниципального имущества без проведения торгов, противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №92
10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 10.11.2014 №175 по делу №8-01/286 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, совершении действий Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, с целью чего:
- в срок до 28.11.2014 отменить приказ Комитета от 12.05.2014 №76;
- по окончанию отопительного периода 2014 -2015 года, но не позднее 25.05.2015, совершить действия по изъятию из пользования ООО «Жилдомсервис» муниципального имущества, переданного по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013;
- при передаче указанного имущества в пользование соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 10355
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10355
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1415678898
[changed] => 1415678898
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1415678898
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ №175
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей: от Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района – заместитель председателя Комитета - начальник отдела по управлению муниципальной собственностью Комитета, от Филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» - юрисконсульт правового управления, от ООО «Жилдомсервис» - директор, рассмотрев дело №8-01/286 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района при передаче муниципального имущества (сети водоснабжения и водоотведения) ООО «Жилдомсервис» по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов.
Согласно пояснениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района в мае 2014 г. ранее обслуживающая данное имущество организация признана банкротом, во избежание чрезвычайной ситуации с ООО «Жилдомсервис» заключен договор о передаче имущества (объекты коммунальной инфраструктуры) в аренду сроком до одного года. Проводимый в апреле аукцион на данное имущество признан несостоявшимся. В данное время ведется работа по подготовке документов к проведению торгов. Имущество передано обществу в порядке предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг, что соответствует муниципальной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24.10.2013 №3208.
Представитель филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» доводы, изложенные в обращении, поддержала в полном объеме.
Директор ООО «Жилдомсервис» пояснил, что общество занимается обслуживанием многоквартирных домов, в связи с чем и был заключен договор аренды названного имущества.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76 ООО «Жилдомсервис» предоставлена муниципальная преференция в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг на срок с 14.05.2014 по 12.05.2015 путем передаче в аренду муниципального имущества.
14.05.2014 Комитетом заключен договор аренды муниципального имущества №406-2013 с ООО «Жилдомсервис». Срок действия договора с 14.05.2014 по 12.05.2015. Предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения.
14.05.2014 сторонами договора подписан акт приема - передачи муниципального имущества.
Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Данные изменения вступили в силу с 08.05.2013.
Заключение договоров аренды в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, с учетом предусмотренных Законом №416 - ФЗ особенностей. Заключение концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В соответствии с подпунктами 28, 29 статьи 2 Закона №416 - ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Частью 3 статьи 41.1 Закона №416 - ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции).
При этом, частью 5 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 по 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Заключение договоров аренды в отношении указанных объектов на срок свыше трех лет законом не допускается, равно как и не допускается возможность последующего продления (перезаключения) данных договоров.
При наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения с 01.01.2015 осуществляется исключительно по концессионному соглашению.
Установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции общие требования к заключению договоров в отношении государственного или муниципального имущества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения торгов, за исключением установленных данной статьей случаев.
К таким случаям относится предоставление хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных преференций (пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, специальными нормами Закона №416 - ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования названными объектами по договору аренды либо концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем предоставления преференций, законодательством не предусмотрено.
В связи с этим доводы представителя Комитета, со ссылкой на возможность предоставления обществу муниципальной преференции, комиссией отклоняются.
В заседании комиссии установлено, что муниципальное имущество передано обществу по договору аренды без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении такого имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование.
Таким образом, приказ Комитета от 12.05.2014 №76 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Жилдомсервис» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действия Комитета, связанные с передачей обществу по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 муниципального имущества без проведения торгов, противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №92
10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 10.11.2014 №175 по делу №8-01/286 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, совершении действий Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, с целью чего:
- в срок до 28.11.2014 отменить приказ Комитета от 12.05.2014 №76;
- по окончанию отопительного периода 2014 -2015 года, но не позднее 25.05.2015, совершить действия по изъятию из пользования ООО «Жилдомсервис» муниципального имущества, переданного по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013;
- при передаче указанного имущества в пользование соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ №175
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей: от Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района – заместитель председателя Комитета - начальник отдела по управлению муниципальной собственностью Комитета, от Филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» - юрисконсульт правового управления, от ООО «Жилдомсервис» - директор, рассмотрев дело №8-01/286 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района при передаче муниципального имущества (сети водоснабжения и водоотведения) ООО «Жилдомсервис» по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов.
Согласно пояснениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района в мае 2014 г. ранее обслуживающая данное имущество организация признана банкротом, во избежание чрезвычайной ситуации с ООО «Жилдомсервис» заключен договор о передаче имущества (объекты коммунальной инфраструктуры) в аренду сроком до одного года. Проводимый в апреле аукцион на данное имущество признан несостоявшимся. В данное время ведется работа по подготовке документов к проведению торгов. Имущество передано обществу в порядке предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг, что соответствует муниципальной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском муниципальном районе на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24.10.2013 №3208.
Представитель филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» доводы, изложенные в обращении, поддержала в полном объеме.
Директор ООО «Жилдомсервис» пояснил, что общество занимается обслуживанием многоквартирных домов, в связи с чем и был заключен договор аренды названного имущества.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76 ООО «Жилдомсервис» предоставлена муниципальная преференция в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, недопущения социальной напряженности населения, вызванной несвоевременным предоставлением населению коммунальных услуг на срок с 14.05.2014 по 12.05.2015 путем передаче в аренду муниципального имущества.
14.05.2014 Комитетом заключен договор аренды муниципального имущества №406-2013 с ООО «Жилдомсервис». Срок действия договора с 14.05.2014 по 12.05.2015. Предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения.
14.05.2014 сторонами договора подписан акт приема - передачи муниципального имущества.
Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Данные изменения вступили в силу с 08.05.2013.
Заключение договоров аренды в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, с учетом предусмотренных Законом №416 - ФЗ особенностей. Заключение концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В соответствии с подпунктами 28, 29 статьи 2 Закона №416 - ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Частью 3 статьи 41.1 Закона №416 - ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции).
При этом, частью 5 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 по 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Заключение договоров аренды в отношении указанных объектов на срок свыше трех лет законом не допускается, равно как и не допускается возможность последующего продления (перезаключения) данных договоров.
При наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона №416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения с 01.01.2015 осуществляется исключительно по концессионному соглашению.
Установленные статьей 17.1 Закона о защите конкуренции общие требования к заключению договоров в отношении государственного или муниципального имущества предусматривают возможность их заключения по результатам проведения торгов, за исключением установленных данной статьей случаев.
К таким случаям относится предоставление хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных преференций (пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Вместе с тем, специальными нормами Закона №416 - ФЗ установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования названными объектами по договору аренды либо концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов. Передача таких прав в ином порядке, в том числе путем предоставления преференций, законодательством не предусмотрено.
В связи с этим доводы представителя Комитета, со ссылкой на возможность предоставления обществу муниципальной преференции, комиссией отклоняются.
В заседании комиссии установлено, что муниципальное имущество передано обществу по договору аренды без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении такого имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование.
Таким образом, приказ Комитета от 12.05.2014 №76 о предоставлении муниципальной преференции ООО «Жилдомсервис» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действия Комитета, связанные с передачей обществу по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013 муниципального имущества без проведения торгов, противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ №92
10 ноября 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 22, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 10.11.2014 №175 по делу №8-01/286 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2014 №76, совершении действий Комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию предпринимательства администрации Хабаровского муниципального района, связанные с передачей ООО «Жилдомсервис» в аренду муниципального имущества по договору от 14.05.2014 №406-2013 без проведения торгов, с целью чего:
- в срок до 28.11.2014 отменить приказ Комитета от 12.05.2014 №76;
- по окончанию отопительного периода 2014 -2015 года, но не позднее 25.05.2015, совершить действия по изъятию из пользования ООО «Жилдомсервис» муниципального имущества, переданного по договору аренды от 14.05.2014 №406-2013;
- при передаче указанного имущества в пользование соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в пятидневный срок с даты его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 8-01/286
[format] =>
[safe_value] => 8-01/286
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 192
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 192
[vid] => 1
[name] => Комитет по управлению муниципальным имуществом
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-10 04:06:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-10 04:06:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1415678898
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)