• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Полномочия Хабаровского УФАС России по контролю за ценами на продовольственные товары и порядок обращения с заявлением в антимонопольный орган

В полномочия антимонопольного органа, установленные Федеральным законом от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Закон о защите конкуренции)  и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы,  утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011  № 30,  входит контроль за соблюдением запрета на установление хозяйствующим субъектом,  занимающим доминирующее положение на товарном рынке,  монопольных цен (в случае,  когда цены (тарифы)  не подлежат государственному регулированию) – пункт 1  части 1  статьи 10  Закона о защите конкуренции,  на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в случае,  когда цены (тарифы)  подлежат государственному регулированию)  – пункт 10  части 1  статьи 10  Закона о защите конкуренции,  а также на соглашения хозяйствующих субъектов (то есть договоренности в письменной форме,  содержащейся в документе или нескольких документах,  а также договоренности в устной форме),  результатом которых является установление или поддержание цен -  пункт 1  части 1  статьи 11  Закона о защите конкуренции.

По распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 № 140 об ограничении поставок продовольственных товаров из Китайской Народной Республики, Хабаровское УФАС России в целях недопущения необоснованного роста цен на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости, поставки которых ранее осуществлялись из Китайской Народной Республики, приступает к проведению еженедельного мониторинга РОЗНИЧНЫХ ЦЕН на следующие виды продовольственных товаров:

  1. Мясо домашней птицы (куры и утки домашние): тушки замороженные, части тушек, мясо обваленное;
  2. Рыба замороженная неразделанная;
  3. Овощи быстрозамороженные, овощные смеси не подвергнутые тепловой обработке, целые и резанные;
  4. Капуста белокочанная свежая;
  5. Лук репчатый свежий;
  6. Морковь столовая свежая;
  7. Капуста пекинская свежая;
  8. Чеснок свежий;
  9. Перец сладкий свежий;
  10. Кабачки свежие;
  11. Томаты свежие;
  12. Огурцы свежие;
  13. Картофель свежий;
  14. Яблоки свежие;
  15. Груши свежие;
  16. Лимоны свежие;
  17. Апельсины свежие;
  18. Мандарины свежие.

В случае обнаружения в рамках вышеуказанного мониторинга,  проводимого Хабаровским УФАС по поручению ФАС России,  в действиях (бездействии)  хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства,  Хабаровским УФАС России будут приняты соответствующие меры реагирования,  предусмотренные Законом о защите конкуренции.

Также граждане вправе направлять в антимонопольный орган заявления,  указывающие о наличии в действиях торговых организаций признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении,  поддержании цен (в части установления,  поддержания торговыми организациями,  занимающими доминирующее положение,  монопольно высоких цен либо цен,  установленных в рамках запрещенного антимонопольным законодательством соглашения между торговыми организациями). 

Вместе с тем,  Законом о защите конкуренции установлены требования к заявлению,  направляемому в антимонопольный орган.  Заявление подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
1)  сведения о заявителе (фамилия,  имя,  отчество и адрес места жительства для физического лица;  наименование и место нахождения для юридического лица);
2)  имеющиеся у заявителя сведения о лице,  в отношении которого подано заявление;
3)  описание нарушения антимонопольного законодательства;
4)  существо требований,  с которыми заявитель обращается;
5)  перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы,  свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.  В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления,  а также предполагаемые лицо или орган,  у которых документы могут быть получены.

В случае отсутствия в заявлении вышеуказанных сведений и документов антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения и  уведомляет в письменной форме заявителя о порядке обращения в антимонопольный орган.
 По результатам анализа заявлений по вопросам,  связанным с установлением торговыми организациями цен,  Хабаровским УФАС России установлено,  что основными недостатками заявлений являются:   
- Отсутствие сведений о лице,  в отношении которого подано заявление (например,  отсутствие наименования и места нахождения (адреса)  юридического лица либо индивидуального предпринимателя,  либо указание только наименования торговой сети,  которое не является наименованием торговой организации).  Информация о наименование организации,  места ее нахождения (адрес)  размещается вывеске,  а также зачастую на товарных чеках,  уголках потребителя.
-  К заявлению не прилагаются документы,  свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (в частности,  товарные чеки,  свидетельствующие о покупке продовольственных товаров,  цены на которые,  по мнению заявителя,  установлены с нарушением антимонопольного законодательства).
-  Отсутствует описание нарушения антимонопольного законодательства (в частности,  заявителями не указываются цены,  по которым продовольственные товары приобретались ранее).

По вышеизложенным обстоятельствам и в целях оперативного реагирования со стороны антимонопольного органа на заявления о фактах увеличения цен на продовольственные товары, гражданам необходимо соблюдать минимальные требования к оформлению заявления,  предусмотренные Законом о защите конкуренции.