Управление инфраструктурой обсудили в рамках ОЭСР

В рамках 7-го заседания Сети экономических регуляторов Организации экономического сотрудничества и развития (СЭР ОЭСР), которое состоялось 2 ноября 2016 года в Париже, представители регуляторов стран-членов и наблюдателей ОЭСР обсудили особенности управления инфраструктурой.

Представители Директората ОЭСР по государственному управлению и территориальному развитию рассказали о результатах и выводах исследования о роли регулятора в управлении инфраструктурой, в подготовке которого участвовали как страны-члены ОЭСР, так и наблюдатели, в том числе ФАС России.

Были изучены 23 сектора и подсектора, регулируемых 33 тарифными органами.

Общими вызовами стали:

- баланс (сложности, связанные с инвестиционным стимулированием при принятии решений о тарифах или доступе к инфраструктуре),

- данные (информационная асимметрия и доступ к необходимым данным, которые способствовали бы исполнению регулятором своих функций),

- координация (диалог регулятора с другими сторонами (предпринимателями,  потребителями и правительством для четкого разграничения сфер ответственности и рационализации функций),

- вовлеченность других сторон в процесс принятия решений и др. 

Вызовы, которые стоят перед регуляторами в управлении инфраструктурой, ОЭСР разделяет на внешние и внутренние. К внутренним факторам можно отнести баланс между регуляторами и инвестиционным стимулированием, данные и асимметрию информации, координацию и др. Среди внешних факторов влияние новых технологий на роль регулятора, управление (вопросы доступа к ресурсам и наделения полномочиями), изменение функций и роли регулятора.

Наиболее часто реализуемая функция инфраструктурного регулятора состоит в установлении тарифов, как правило, на долгосрочную перспективу. Также, широко используемая функция регулятора - мониторинг с представлением информации для правительства и заинтересованных лиц. 

Третья функция связана с контролем доступа к инфраструктуре, связанная как с обеспечением условий недискриминационности, так и с платой за доступ. 

Дополнительными функциями являются процедура разрешения споров, защита прав потребителей, выдача разрешений и лицензий, планирование и установление стандартов и др.

«Не все из перечисленных функций относятся к компетенции ФАС России, поэтому требуется координация с другими ведомствами. В состав Правления ФАС России по вопросам тарифного регулирования входят заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Кроме того, в совет потребителей при ФАС России входят представители потребителей регулируемых услуг. Требуется законодательное закрепление участия заинтересованных органов власти и потребителей в процедурах принятия и контроля решений по тарифам», - резюмировал Анатолий Голомолзин.