Доклад Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края о правоприменительной практике и контрольной работе за 9 месяцев 2019 года

Настоящий доклад о правоприменительной практике, сложившейся
в ходе осуществления комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) за 9 месяцев 2019 года подготовлен в рамках реализации
ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).

Комитет является исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, осуществляющим реализацию государственной ценовой политики на территории Хабаровского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзора) в области регулируемых

Контрольно-надзорная деятельность осуществляется Комитетом посредством:

1) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,

3) организации и проведения мероприятий, направленных
на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии
с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора).

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере государственного регулирования цен, тарифов и надбавок (наценок) в Хабаровском крае (далее – Перечень правовых актов), утверждён приказом Комитета от 18.08.2017 № 29-ок.

Данный Перечень размещен на сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru
в разделе "Контрольная и надзорная деятельность", подраздел "Перечень обязательных требований".

Сроки и последовательность действий должностных лиц комитета при проведении контрольных мероприятий установлены Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) в Хабаровском крае", утвержденным приказом Комитета от 30.09.2009 № 28-ок (с изменениями, внесенными приказом Комитета от 2012.2018 № 43-ок).

 

Плановые и внеплановые контрольные мероприятия, и результаты их проведения

Основными задачами регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги) в Хабаровском крае, являются: предупреждение, выявление
и пресечение нарушений обязательных требований законодательства.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29.10.2018
№ 378-пр установлен Перечь видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход (далее – Перечень), в который помимо прочих, включен региональный государственный контроль (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

В этой связи, Комитетом в 2018 году были разработаны критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2018
№ 390-пр Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)
на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 21.01.2014 № 9-пр, дополнен Приложением "Критерии отнесения деятельности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей к категориям риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Хабаровского края", с вводом в действие с 01.11.2018.

Проект план проведения Комитетом проверок на 2019 год разработан
с учетом риск-ориентированного подхода.

Введу системного сбоя загрузки информации в ФГИС ЕРП, повлекшего автоматическое исключение плановых проверок, по основаниям ч. 1 ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ, в план проведения проверок Комитета
на 2019 год включено 2 плановые выездные проверки.

План проведения проверок на 2019 год размещен на сайте прокуратуры http://www.prokurorhbr.ru и на сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru в разделе "Контрольная и надзорная деятельность", подраздел "Контрольные мероприятия".

Общее количество фактически проведенных Комитетом контрольных мероприятий за 9 месяцев 2019 года составило 72 шт.

При этом, в соответствии с утвержденным планом, Комитетом проведено 2 плановые проверки, что составило 3 % от общего количества, контрольных мероприятий и 70 внеплановых контрольных мероприятия, что соответственно составило 97 % от контрольных мероприятий, проведенных Комитетом в указанном периоде.

 

 

Отношение плановых и внеплановых контрольных мероприятий в процентах к общему количеству контрольных мероприятий

 

Внеплановые контрольные мероприятия включают:

- 7 внеплановых документарных проверок, проведенных Комитетом
по вопросу исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства;

- 51 административных расследования по делам об административных правонарушениях, возбужденных по обращениям граждан, указывающих
на наличие события административного правонарушения;

- 12 мероприятий, связанных с систематическим наблюдением в сфере стандартов раскрытия информации.


Отношение внеплановых контрольных мероприятий в разрезе видов в процентах к общему их количеству

Из диаграммы видно, что наибольшее количество внеплановых контрольных мероприятий - это проведение административных расследований по делам об административных правонарушениях, возбужденных по обращениям граждан, указывающих на наличие события административного правонарушения.

За 9 месяцев 2019 года отделом по контролю за порядком ценообразования Комитета рассмотрено 111 обращений граждан, из которых 51 обращение, содержало указание на факты правонарушений.

По итогам рассмотрения обращений, должностными лицами Комитета:

 

1. Вынесено 46 определений об отказе в возбуждении дела
об административных правонарушениях, в том числе:

- 38 определений, в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 1) ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);

- 1 определение, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2) ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);

- 7 определений, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, по фактам, указанным
в обращениях (п. 6) ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

        

2. Возбуждено 51 дело об административных правонарушениях,
в рамках которых в целях выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, должностными лицами Комитета были проведены административные расследования по результатам которых:

- вынесено 24 постановления о прекращении производства по делам
об административных правонарушениях, из них:

- 21 постановление, в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 1) ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);

- 3 постановления, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2) ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);

 

- составлено 27 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выразившихся в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а именно:

- применение тарифов, неустановленных органом регулирования – Комитетом для ресурсоснабжающей организации;

- применение тарифов, установленных на иной период регулирования.

Доля обращений граждан, по материалам которых составлены протоколы об административных правонарушениях от общего числа обращений, содержащих указание на нарушения

Информация о результатах проведенных проверок размещается
на официальном сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru в разделе "Контрольная и надзорная деятельность", подраздел "Контрольные мероприятия", а также в ФГИС "Единый реестр проверок".

За 9 месяцев 2019 года должностными лицами Комитета, составлено 37 протоколов об административных правонарушениях, наложено 31 наказание, в том числе: 5 административных наказаний в виде предупреждения и 26 административных штрафа.

Типичные нарушения, по фактам которых за 9 месяцев 2019 года составлены протоколы об административных правонарушениях.

 Административное правонарушение /Статья Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Количество возбужденных дел

Доля в % от общего количества возбужденных дел

Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

(часть 10 статьи 9.16 КоАП РФ)

2

5 %

Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

(часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ), а именно:

- реализация коммунального ресурса либо коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, плата за которую сформирована с применением неустановленных тарифов, либо тарифов, установленных на иной период регулирования

 

 

24

 

 

65 %

Невыполнение организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)

(часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ)

 

 

5

 

14 %

Непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов

 (часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ)

 

1

2 %

Непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями (часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ)

5

14 %

ВСЕГО

37

100 %

Общая сумма штрафов, наложенных за 9 месяцев 2019 года
по результатам контрольных мероприятий, составила 1773,2 тыс. рублей.

В бюджет края поступило в 1674,2 тыс. рублей, включая суммы, принудительно взысканные с неплательщиков территориальными отделами Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в счет оплаты штрафов наложенных по материалам контрольных мероприятий за 2017 и 2018 гг.

Динамика контрольных мероприятий (плановых и внеплановых), проведенных за 9 месяцев 2019 года к 9 месяцам 2018 года представлена
на диаграмме 1.

При этом, значительное снижение количества контрольных мероприятий произошло в отношении:

1. Плановых проверок. Так, в соответствии с согласованными
с прокуратурой Хабаровского края планами проверок Комитета на 2018,
2019 гг., за 9 месяцев 2018 года было проведено - 10 плановых проверок, тогда как за 9 месяцев 2019 года проведено всего 2 проверки;

2. Внеплановых документарных проверок, проведенных в отношении хозяйствующих субъектов по вопросу исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

За 9 месяцев 2018 года было проведено 24 проверки, тогда как
за 9 месяцев 2019 года проведено 7 проверок, что связано с уменьшением количества предписаний, выданных в 2018 году и в текущем периоде 2019 года;

3. Внеплановых документарных контрольных мероприятий, проведенных Комитетом за 9 месяцев 2019 года, в целях осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий, в форме систематического наблюдения и анализа информации проведено 12 контрольных мероприятий, тогда как, за 9 месяцев 2018 года Комитетом было проведено 19 контрольных мероприятий.

Между тем, наблюдается незначительное увеличение количества административных расследований по делам об административных правонарушениях, возбужденных по обращениям граждан, указывающих на наличие события административного правонарушения. В 2018 году было проведено 47 административных расследований, тогда как, за 9 месяцев 2019 года проведено 51 административное расследование, с ростом на 10 % к аналогичному периоду 2018 года.

Данные в разрезе видов контрольных мероприятий представлены в таблице 1.

№ п/п

Вид контрольного мероприятия

9 месяцев 2019 год

9 месяцев 2018 года

Отклонение доли в процентных пунктах

количество контрольных мероприятий

Доля от общего числа проверок с нарушением, % (гр.4/гр.3)

количество контрольных мероприятий

Доля от общего числа проверок с нарушением, % (гр.7/гр.6)

проведенные (справочно)

в которых установлены нарушения

Проведенные

в которых установлены нарушения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Плановые проверки

2

1

50

11

1

9

+ 41

2.

Внеплановые проверки

7

5

72

24

15

63

+ 9

3.

Административные расследования

51

19

36

47

26

56

- 20

4.

Контрольные мероприятия в форме наблюдения

12

5

50

19

19

100

-50

5.

Всего

72

30

42

101

61

60

-8

Мероприятия, проводимые Комитетом с целью предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на товары (услуги)

В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Хабаровского края за 9 месяцев 2019 года Комитетом проведены следующие мероприятия:

1. На официальном сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru размещены:

- Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей.

- План проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.

- Доклад об осуществлении Комитетом регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) и его эффективности за 2018 год;

- Ежемесячная информация о результатах, проведённых Комитетом плановых и внеплановых проверок.

- Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

2. 27.03.2019 проведено заседание общественного совета при Комитете по вопросу "О результатах контрольно-надзорной деятельности Комитета за 2018 год" под председательством Каминской Т.Е., кандидата экономических наук, доцент кафедры "Финансы, кредит и бухгалтерский учет" Тихоокеанского государственного университета.

3. 04.04.2019 и 16.07.2019 проведены совместные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС
по Хабаровскому краю) и Комитета.

В ходе проведения публичных обсуждений были освещены вопросы правоприменительной практики, включающей итоги рассмотрения дел
об административных правонарушениях в области нарушения порядка ценообразования, соблюдения стандартов раскрытия информации, выполнения требований законодательства по принятию программы
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
а также результаты их судебного оспаривания.

Информация о проведении совместных публичных обсуждений
с указанием адреса официальной электронной почты Комитета для направления комментариев и предложений, анализа поступивших вопросов и ответов на них, а также Доклады Комитета, размещены на официальном сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru.

4. В целях профилактики правонарушений в области соблюдения порядка ценообразования в 2019 году Комитетом проведена работа
по информированию подконтрольных субъектов о процедуре проведения тарифного регулирования в 2019 году в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сферах: теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, путем рассылки информационных писем  непосредственно в адрес подконтрольных субъектов и размещения
на официальном сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru.

5. На официальном сайте Комитета https://cit.khabkrai.ru размещена информация о законодательном регулировании цен на товары народного потребления, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, реализуемые на территории Хабаровского края и лекарственные препараты.

 

Соблюдение законодательства при осуществлении контрольной деятельности

За 9 месяцев 2019 года проверки, проведенные Комитетом
с нарушениями требований законодательства РФ о порядке их проведения, по результатам выявления, которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, а также проверки, проведенные Комитетом, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.

 

Рассмотрение административных дел и результаты их судебного оспаривания

 

По итогам 3 квартала 2019 года Комитетом рассмотрено
42 административных дела, из них:

- 21 дело – по административным расследованиям, проведенным отделом по контролю за соблюдением порядка ценообразования Комитета;

- 7 дел - по проверкам органов прокуратуры;

- 14 дел – по плановым и внеплановым проверкам, проведенным отделом по контролю за соблюдением порядка ценообразования комитета.

 

1. В результате рассмотрения административных дел Комитетом приняты следующие решения:

1.1. Наложены штрафы – по 33 делам, в том числе:

- по 7 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ;

- по 5 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ;

- по 14 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ;

- по 2 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 10 ст. 9.16 КоАП РФ.

- по 1 делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

- по 4 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

1.2. Возвращено органам прокуратуры для устранения недостатков (неполнота материалов) – 1 дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

1.3. Вынесены предупреждения по 5 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

1.4. Переданных по подведомственности дел об административных правонарушениях нет.

1.5. Производство прекращено, в связи с малозначительностью – по 1 делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

1.6. Производство прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения – по 2 делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.

1.7. Производство прекращено, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности – по 1 делу
об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.

При принятии решений по административным делам Комитет руководствуется нормами действующего законодательства, судебной практикой, сложившейся, в том числе, и на территории Хабаровского края,
в результате обжалования принятых комитетом постановлений по делам
об административных правонарушениях.

 

2. С участием Комитета судами рассмотрено 42 судебных дела,
по которым подготовлены отзывы и материалы, всего проведено 53 судебных заседания, в том числе, по делам об оспаривании постановлений
о привлечении к административной ответственности в сфере нарушения порядка ценообразования.

Из них:

2.1. Находится на рассмотрении в настоящее время 13 судебных дел (производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (10 дел); ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (2 дела); ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ (1 дело);

2.2. Решения по 3 судебным спорам приняты в пользу комитета (производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ);

2.3. По 5 делам – постановления комитета отменены, судебные акты обжалованы комитетом, в том числе:

- 4 судебных дела - производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ;

- 1 судебное дело - производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

 

При рассмотрении административных дел Комитетом учитывается:

- финансовое положение привлекаемых лиц (при представлении бухгалтерской отчетности и других необходимых документов);

- незначительный период совершенного правонарушения;

С учетом вышеуказанных обстоятельств комитет, при рассмотрении дела, как снижает размер штрафа, так и прекращает производство по делу,
в связи с малозначительностью.

 О соблюдении требований при раскрытии информации регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения,

водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 № 390 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Стандарты раскрытия информации в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с:

- подпунктом "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6;

- подпунктом "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 05.07.2013 № 570;

- подпунктом "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564, (далее – Стандарты раскрытия),

с 05.10.2018 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в Федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования – региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ФГИС ЕИАС) на сайте http://ri.eias.ru/. При опубликовании стандартов раскрытия информации используются формы (шаблоны), утвержденные приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18. Шаблоны по стандартам раскрытия информации опубликованы на сайте ФГИС ЕИАС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://eias.ru в разделе "Отчетные формы (шаблоны)" и на странице комитета официального сайта Правительства Хабаровского края https://cit.khabkrai.ru в разделе "ЕИАС", в подразделе "Шаблоны".

В соответствие с вышеуказанными изменениями в законодательстве, регулируемым организациям направляются запросы в виде шаблонов по стандартам раскрытия информации посредством ФГИС ЕИАС. После заполнения сведений по стандартам раскрытия информации в виде шаблонов, регулируемая организация направляет ответ на запрос посредством ФГИС ЕИАС. Таким образом, заполненные шаблоны по стандартам раскрытия информации регулируемых организаций, направленные в адрес Комитета через ФГИС ЕИАС, после проверки и принятия регулятором на региональном уровне (посредством инфраструктуры ФГИС ЕИАС по каждой организации и ее виду деятельности) сведения автоматически направляются из региональной системы http://ri.regportal-tariff.ru в федеральную http://ri.eias.ru/.

В случае некорректного заполнения шаблона и направления в ФГИС ЕИАС с не пройденной предварительной проверкой (с ошибками), система может отклонить шаблон, либо не пропустить его в федеральный сегмент http://ri.eias.ru/

Рекомендуем проверять наличие размещенной в ФГИС ЕИАС сведений по стандартам раскрытия информации на федеральном портале раскрытия информации http://ri.eias.ru после каждой отправки отчета.

Напоминаем, что за нарушение порядка, способа и сроков, установленных стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Также, регулируемым организациям не позднее дня, следующего
за днем размещения стандартов раскрытия информации в ФГИС ЕИАС, необходимо направлять в Комитет уведомление о размещении соответствующей информации в ФГИС ЕИАС.

Регулируемым организациям, не имеющим доступ во ФГИС ЕИАС, необходимо незамедлительно принять меры, направленные на подключение к ФГИС ЕИАС (к федеральному порталу и региональному порталу).

 

 

Файлы для скачивания

Доклад о правоприменительной практике
Тип файла: doc
Размер файла: 0.18 МБ