Ключевой документ ФАС России 2013 года

19 сентября руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Валентином Алексеевичем Бодровым на пресс-конференции представлена Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013-2024 годы (далее - Стратегия), утвержденная в июле этого года Президиумом ФАС России. Данная Стратегия является одним из трех ключевых документов 2013 года, подготовленных ФАС России, наряду с Планом мероприятий («Дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и Планом деятельности ФАС России до 2018 года. Об этом в ходе Расширенного заседания Коллегии ФАС России в рамках международного «Дня конкуренции в России» в Иркутской области в сентябре 2013 года заявил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

Стратегия определяет основные приоритеты деятельности антимонопольного ведомства:

• создание благоприятной среды для развития конкуренции;

• снижение административных барьеров;

• обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий;

• создание условий для эффективной конкуренции при госзакупках и на торгах.

В частности Стратегией предусматривается расширить сферу применения новых инструментов деятельности - предупреждения и предостережения, на более широкий круг нарушений антимонопольного законодательства. В приоритете – сформировать в Законе о защите конкуренции детальный перечень запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией; внедрить процедуры досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства; создать необходимую инфраструктуру и правовые основы для дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Большой упор в Стратегии сделан на модернизацию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, предлагается наказывать должностных лиц, совершивших общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, дисквалификацией, исключить возможность применения только административного штрафа; установить «оборотные» штрафы за злоупотребление на товарном рынке монополиями; установить соразмерные «оборотным» штрафы для участников антиконкурентных «вертикальных» соглашений, не имеющих выручки на товарном рынке и др.

Реализация направления по снижению административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков требует последовательного осуществления мер по снижению присутствия государства в экономике, устранению избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков. В Стратегии предлагается ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны; разработать и внедрить законодательные меры по пресечению «увода» государственного имущества через унитарные предприятия в частные руки; обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от административного давления со стороны органов власти и местного самоуправления, установить в этих целях постоянное взаимодействие с союзами (ассоциациями) субъектов малого предпринимательства; усовершенствовать механизм предоставления государственных преференций и др.

Ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков играет уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий. Поэтому ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей: в сфере теплоснабжения осуществлять ценообразование на основе тарифа, рассчитанного для наиболее дешевых источников тепловой энергии, тепловых сетей; содействовать утверждению правил недискриминационного доступа в сферах функционирования субъектов естественных монополий: услуг портов; почтовой связи; электросвязи; транспортных терминалов и пр.

Реализация норм законодательства Российской Федерации о размещении государственного заказа оказала положительное влияние на развитие конкуренции, обеспечила открытость и публичность процедур размещения заказов и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открыла возможность для беспрепятственного участия в торгах, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств.

Вместе с тем, существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа. Необходимо расширить перечень продукции, потребляемой для оборонных нужд, закупка которой осуществляется посредством открытых аукционов; законодательно закрепить на уровне федеральных законов обязанность размещать на сайте «Торги.ру» информацию о реализации государственного имущества и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности; стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа и пр.

Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования в России, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации.