Основные вопросы, которые задавали представители СМИ на пресс-конференции Хабаровского УФАС России 12.02.2014

 

Пресс-конференция Хабаровского УФАС России 12.02.2014 по итогам работы управления в 2013 г.

Основные вопросы, которые задавали представители средств массовой информации.

1. Хотелось бы узнать о ситуации на товарных рынках, что самое яркое и интересное?

Ситуация на рынке нефтепродуктов. Мониторинг этого рынка проводится по заданию ФАС России. Положение участников на данном товарном рынке практически стабильное. На территории Хабаровского края действует более 30 хозяйствующих субъектов и 196 автозаправочных станций, особое положение имеют ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ОАО "Хабаровскнефтепродукт». Информация об изменении цен на нефтепродукты ежеквартально размещается на сайте Хабаровского УФАС России.

Система еженедельного мониторинга позволяет держать нефтетрейдеров края в постоянном напряжении. И зная, что за ними идет постоянный контроль, они ведут себя очень сдержанно. По крайней мере, в 2013 г. не было резких скачков цен на нефтепродукты. Судя по статистике, у нас за прошлый год  цены максимально выросли на 4-5 %. Это сегодня ниже уровня инфляции. Мы спрашиваем за каждый процент повышения цены и требуем объяснить, какие обоснования есть у этого повышения. Если это повышение будет необоснованным, то будет проводиться расследование.

Параллельно анализируется информация на предмет картельных сговоров. К примеру, в 2013 году рассмотрено дело по Ульчскому району (с. Богородское). Там всего две заправочные станции (юридическое лицо и ИП). Одновременно на одни и те же величины происходило повышение цен на нефтепродукты. Мы провели расследование, возбудили дело, признали нарушение антимонопольного законодательства (картельный сговор). Однако Арбитражный суд наше решение не поддержал. Но мы будем отстаивать свою позицию дальше.

Рынок строительных материалов. Его мониторинг активно начат в связи со строительством объектов АТЭС во Владивостоке (2010-2012гг.) по поручению Правительства РФ. А сейчас, когда случилось наводнение в крае, тем более рынок отслеживается очень внимательно. Сначала ежедневно, а теперь еженедельно, мы требуем от местных производителей стройматериалов представлять информацию об изменениях цен. Резких повышений стоимости материалов не установлено. Здесь контроль достаточно жесткий. Этот рынок у нас в крае и в Дальневосточном федеральном округе достаточно конкурентный, поскольку в Реестре монополистов на рынке строительных материалов всего по Дальнему Востоку из 500 предприятий, которые занимаются производством строительных материалов, находятся всего 28 хозяйствующих субъектов. У нас в крае из этих 28 - всего одно предприятие. Это Корфорский каменный карьер. Он пытается постоянно у нас из этого Реестра выйти, пишет жалобы, пытается судиться, но мы доказываем, что его доля на рынке выше 35 %.  

2. Поясните ситуацию с завышением цен на топливо Хабаровским аэропортом и ценами на авиабилеты.

У нас было дело в отношении Хабаровского аэропорта, не утвердил цены на заправку самолетов авиатопливом в регулирующем органе. Признано нарушение антимонопольного законодательства, наложен штраф более 2 млн. рублей. Запрошены документы у авиакомпании «Сибирь» по себестоимости и тарифам, и сейчас готовится большой контрольный запрос в адрес этой компании, чтобы сопоставить данные на предмет достоверности. Очень сложно проверить авиакомпанию, которая располагается не в Хабаровске, а в Москве.

В отношении всех авиакомпаний, которые мы анализируем  в части формирования стоимости авиабилетов, - они нам представляют данные как ни странно о своей убыточности. Везде убытки по всем нашим направлениям, в том числе «Хабаровск-Москва». Мы эти материалы передали в центральный аппарат ФАС России, чтобы они помогли разобраться в достоверности этой информации.

У авиакомпаний своеобразная ценовая политика. Приказом Минтранса РФ и Воздушным кодексом РФ разрешено применять различные тарифы на одно и то же направление. И все эти тарифы зависят от разных составляющих. Чем раньше купил билет, тем он дешевле. В этом Минтранс ссылается на мировую практику. Везде в мире именно таким образом формируются цены на авиабилеты.

3. Поясните ситуацию с многочисленными жалобами на смс-рекламу.

Когда к нам поступает заявление по смс-рекламе, на рассмотрение дается месяц, и еще на месяц мы можем продлить. Было бы все просто, если бы ответственность нес оператор связи. Но он предоставляет только свои номерные емкости. А ответственность несет рекламораспространитель. Из поступивших 90 жалоб, мы смогли возбудить только 5 дел. Потому что, те два месяца срока, которые установлены регламентом, не хватает, чтобы установить конечного рекламораспространителя по одной смс-рассылке. Все смс-центры находятся в Москве, Уфе, Самаре. Пока идет пересылка нашего запроса, как раз проходят эти два месяца, хотя мы стараемся посылать эти запросы сразу же по электронной почте в день поступления заявления. Бывает случаи, когда мы два месяца потратили на расследование, а оказалось, что заявитель когда-то заказывал бытовую технику через интернет-магазин, автоматически подписавшись на договор, который висит у них на сайте. Этот договор автоматически подписывает клиента на рекламно-информационную рассылку. В возбуждении дела было естественно отказано. Оказалось, что два месяца работы ушли в пустую.

Получателям смс-сообщений необходимо различать рекламу и коммерческое предложение. Реклама – это продвижение какого-либо товара для неопределенного круга лиц, а когда идет обращение лично к Вам, это считается коммерческим предложением.

По 5 делам, которые были возбуждены, вынесены решения и выданы предписания. Но эти предписания выдаются на запрет рассылки рекламы именно на конкретный номер. На остальные номера рассылать рекламу мы запретить не можем.

4. Прокомментируйте запрет на рекламу медицинских услуг.

С 1 января 2014 г. вся реклама медицинских услуг запрещена, как бы это ни было тяжело для потребителя, которому будет затруднительно узнать, где какие делают анализы, процедуры, узи и т.д. Но законом не запрещено рекламировать медицинскую деятельность, то есть то, что поименовано в лицензии. Например, ультразвуковая диагностика – это деятельность, а конкретное узи какого-либо органа – уже услуга. Или стоматология – это деятельность, а протезирование – услуга.

5. Хабаровское УФАС России проводило опрос по рекламе магазина детской одежды «Индиго». Каковы результаты этого опроса?

К нам поступило заявление уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае Жуковой С.Л. о рекламе магазина детской одежды «Индиго». В заявлении указано, что данная реклама отрицает семейные ценности и пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения. Якобы это заявление составлено по многочисленным жалобам граждан. Мы запросили эти жалобы, но они представлены не были.

Для компетентного решения был размещен опрос на сайте управления, где были заданы те вопросы, которые были поставлены в заявлении. Мы отказали в возбуждении дела, так как абсолютное большинство наших респондентов ответили, что в этой рекламе они не видят ничего предосудительного.

По неэтичным рекламам всегда проводятся опросы, потому что здесь восприятие у всех разное.

6. Расскажите подробнее о ситуации с Хабаровсккрайгазом и установкой счетчиков.

В управление обратился один из установщиков приборов учета, который указал, что Хабаровсккрайгаз взимает плату за регистрацию приборов. Мы выяснили, что эта плата связана с введением в эксплуатацию этих приборов учета. Целый ряд обстоятельств был выяснен, в итоге признан факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях Хабаровсккрайгаза. Выдано предписание, возбуждено дело, но размер штрафа пока не определен. Хабаровсккрайгаз наше решение будет обжаловать в суде.

Какая будет польза населению от этого?

На основании нашего решения, если оно останется в силе, граждане, с которых взята плата, могут обращаться в суд.

7. Насколько известно, ряд небольших программ, которые выходили в эфир по телевидению были закрыты за нарушение закона о рекламе.

Да, в деятельности некоторых СМИ усматривались нарушения. Это касается объема рекламы в течение часа. СМИ считает, что это информационный сюжет, а мы считаем, что это реклама. Например, программа «Решительный домострой». По законодательству объем рекламы в час не более 9 минут. А в этой программе объем рекламы был сильно превышен: то такси рекламирует, то краску,  какой марки, где можно купить и т.д. А ответственность за превышение объема вещания рекламы несут телеканалы. В расчет берется также и строчная и блочная рекламы.

Мониторинг объема рекламы ведется постоянно, а не только по обращениям.

8. Является ли количество хозяйствующих субъектов в Реестре монополистов каким-либо показателем?

5-7 лет назад в Реестре находилось около 200 субъектов, а сейчас 110. Много хозяйствующих субъектов мы исключили из Реестра в связи с тем, что они прекратили свою деятельность, обанкротились. Это показатель состояния экономики и конкуренции. Для примера, посмотрим на рынок хлеба и хлебобулочных изделий. В Реестре находилось несколько десятков предприятий, занимающих доминирующее положение в населенных пунктах, сейчас же таких предприятий всего 7. Рынок хлебобулочных изделий стал более конкурентным.

Данные о Реестре размещены на сайте управления, где с ними можно ознакомиться.