Заказы в поле зрения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В УФАС России по Хабаровскому краю подведены итоги проверок в 2011 - 2012 году  исполнения закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В 2011 году Хабаровским УФАС России проведено 345 проверок, в том числе одна плановая, что на четыре процента больше, чем в 2010 году. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок проверено 447 процедур размещения заказов, из которых в 212 процедурах выявлены нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам проведения проверок выдано 121 предписание об устранении нарушений. За девять месяцев 2012 года, УФАС России по Хабаровскому краю проведено 408 проверок. Проверено 489 заказов. В 259 случаях выявлены нарушения. По результатам проведения проверок выдано 100 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

В целях защиты прав и интересов участников размещения заказов УФАС России по Хабаровскому краю осуществляется рассмотрение жалоб сторон. В 2011 году поступило 396 жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 162 поданы при размещении заказов для федеральных нужд, 120 - при размещении заказов для нужд субъектов РФ, 114 - при размещении заказов муниципальными организациями.  Не все жалобы приняты к рассмотрению. Причинами их возврата являлись: невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований закона о размещении заказов, невыполнение участниками требования в части подачи жалобы на положение документации о торгах или извещения о проведении запроса котировок после окончания срока подачи заявок на участие в торгах. По существу в 2011 году обоснованными признаны 149 жалоб, что составляет 49,5 процента от общего количества рассмотренных жалоб, что выше, чем в среднем по стране. По результатам рассмотрения жалоб в 2011 году выдано 107 решений об устранении выявленных нарушений закона о размещении заказов, при этом исполнено 104, что составляет 97 процентов от общего количества предписаний.

Предприниматели стали чаще прибегать к административной процедуре обжалования. Увеличение количества жалоб связано с вводом с 1 января 2011 года единого официального сайта, на котором публикуется информация о заказах, размещаемых на территории России, что позволяет заинтересованным лицам находить интересующие их заказы и в случае выявления в них нарушений эффективно защищать свои права и интересы. Часто встречаемыми нарушениями являются несоответствия положений аукционной документации требованиям законодательства о размещении заказов: ненадлежащее обоснование цены, отсутствие требования СРО, желание заказчика видеть в заявках непредусмотренные законом о размещении заказов документы и сведения.

Согласование размещения заказов путем проведения закрытого конкурса, аукциона, а также у единственного поставщика осуществляется ФАС России в соответствии с приказом Минэкономразвития России. При рассмотрении поступающих от заказчиков обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком, осуществляется проверка соблюдения заказчиками требований законодательства о размещении заказов при проведении процедур в форме торгов и запросов котировок, признанными несостоявшимися и ставшими основанием для обращений. По итогам 2011 года рассмотрено 510 обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком. В 96 процентах случаев возможность заключения контракта с единственным поставщиком согласована. Решение об отказе в согласовании возможности заключения контрактов с единственным поставщиком принималось по причинам: несоответствие конкурсной документации закону о размещении заказов, установление в конкурсной документации неправомерных требований к участникам, несоответствие единственного поставщика нормативным актам.

В 2011 году по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 117 постановлений о наложении административных штрафов за нарушение законодательства о размещении заказов на общую сумму 2 278 000 рублей. За девять месяцев 2012 года 36 должностных лиц привлечено к административной ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 450 тысяч рублей.

Осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с постановлением правительства РФ "Об утверждении положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков". В 2011 году рассмотрено 103 обращения о включении сведений об участниках размещения заказов в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках, с которыми расторгнуты контракты, в реестр включены сведения о 46 недобросовестных поставщиках, что составляет 45 процентов от общего количества обращений. За девять месяцев 2012 года рассмотрено 66 обращений о включении сведений об участниках размещения заказов в реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений в реестр включены сведения о 34 недобросовестных поставщиках, что составляет 51 процент от общего количества обращений. Основной причиной включения в реестр недобросовестных поставщиков является уклонение участника размещения заказа от заключения контракта. Всего в реестр УФАС России по Хабаровскому краю включены сведения о 78 поставщиках.

В 2011 году обжаловано в арбитражных судах 4,8 процента принятых предписаний Хабаровского УФАС, а в судах общей юрисдикции 28,2 процента постановлений о назначении административного наказания. При этом в 2011 году требования заявителей при обжаловании предписаний удовлетворены в 47,1 процента от обжалованных и 2,3 процента от принятых решений. В 2012 году обжаловано в арбитражных судах принятых предписаний 6,5 процента от их количества, а в судах общей юрисдикции - 48,3 процента постановлений о назначении административного наказания. При этом в 2012 году при обжаловании решений  удовлетворено заявлений 25 процента от числа направленных в суд или 1,6 процента от принятых решений. Доля выигранных органами ФАС России дел за 2011 год составила 86 процентов от общего количества обжалованных предписаний  и 71 процент от общего количества обжалованных постановлений о назначении административного наказания. Следует подчеркнуть, что законом установлены короткие сроки рассмотрения жалоб - не более пяти рабочих дней. С учетом времени на истребование необходимых документов при принятии решений время ограничено, потому данные ведомственной статистики свидетельствуют о достаточно высокой эффективности контроля в сфере размещения заказов.

     Подготовил Андрей СМИРНОВ.