РЕШЕНИЕ № 106
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/166 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Порядок), утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Порядок принимался в 2009 году, подписан прежним главой поселения. Порядок на соответствие антимонопольному законодательству не проверялся, и в ближайшее время будет пересмотрен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 26.05.2009 № 15, которым утвержден Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха».
В соответствии с Порядком каждое захоронение регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 2). Время и место погребения устанавливаются специализированной службой по согласованию с заказчиком (п. 3 ст. 2). Захоронения в семейную (родовую) могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы и оформляется соответствующей записью в книге учета захоронений (п. 7 ст. 2). Установленные надгробные сооружения регистрируются специализированной службой в книге регистрации памятников (п. 9 ст. 2).
Пунктом 3 статьи 3 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом.
Специализированная служба также обязана осуществлять содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, санитарную уборку (вывоз мусора, металлолома с территории кладбища), уборку туалетов и благоустройство кладбища, озеленение кладбищ и уход за зелеными насаждениями, своевременный ремонт сооружений кладбищ (ст. 4).
Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласования со специализированной службой (п. 1 ст. 5).
Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).
Специализированная служба органами местного самоуправления сельского поселения «Село Бычиха» не создана.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.
Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Поскольку пунктами 2, 3, 7, 9 статьи 2, пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 4, подпунктами 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 04.07.2014 № 105 пункты 1, 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункты 2, 3, 7, 9 статьи 2 в части слов «специализированной службой», пункт 3 статьи 3 в части слов «требует их исправления», «специализированной службой создается», пункт 1 статьи 4 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», подпункты 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка деятельности муниципального общественного кладбища и правил содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 65
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 106 по делу № 8-01/166 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» в срок до 01.09.2014 изменить Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части исключения:
- из пунктов 2, 3, 7, 9 статьи 2 слов «специализированной службой»,
- из пункта 3 статьи 3 слов «требует их исправления», «специализированной службой создается»,
- из пункта 1 статьи 4 слов «содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать»,
- подпунктов 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункта 2 статьи 4 полностью.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
stdClass Object
(
[vid] => 10028
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание в отношении Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10028
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1405051360
[changed] => 1405051379
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1405051379
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 106
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/166 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Порядок), утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Порядок принимался в 2009 году, подписан прежним главой поселения. Порядок на соответствие антимонопольному законодательству не проверялся, и в ближайшее время будет пересмотрен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 26.05.2009 № 15, которым утвержден Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха».
В соответствии с Порядком каждое захоронение регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 2). Время и место погребения устанавливаются специализированной службой по согласованию с заказчиком (п. 3 ст. 2). Захоронения в семейную (родовую) могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы и оформляется соответствующей записью в книге учета захоронений (п. 7 ст. 2). Установленные надгробные сооружения регистрируются специализированной службой в книге регистрации памятников (п. 9 ст. 2).
Пунктом 3 статьи 3 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом.
Специализированная служба также обязана осуществлять содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, санитарную уборку (вывоз мусора, металлолома с территории кладбища), уборку туалетов и благоустройство кладбища, озеленение кладбищ и уход за зелеными насаждениями, своевременный ремонт сооружений кладбищ (ст. 4).
Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласования со специализированной службой (п. 1 ст. 5).
Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).
Специализированная служба органами местного самоуправления сельского поселения «Село Бычиха» не создана.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.
Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Поскольку пунктами 2, 3, 7, 9 статьи 2, пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 4, подпунктами 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 04.07.2014 № 105 пункты 1, 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункты 2, 3, 7, 9 статьи 2 в части слов «специализированной службой», пункт 3 статьи 3 в части слов «требует их исправления», «специализированной службой создается», пункт 1 статьи 4 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», подпункты 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка деятельности муниципального общественного кладбища и правил содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 65
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 106 по делу № 8-01/166 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» в срок до 01.09.2014 изменить Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части исключения:
- из пунктов 2, 3, 7, 9 статьи 2 слов «специализированной службой»,
- из пункта 3 статьи 3 слов «требует их исправления», «специализированной службой создается»,
- из пункта 1 статьи 4 слов «содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать»,
- подпунктов 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункта 2 статьи 4 полностью.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 106
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/166 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Порядок), утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Порядок принимался в 2009 году, подписан прежним главой поселения. Порядок на соответствие антимонопольному законодательству не проверялся, и в ближайшее время будет пересмотрен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 26.05.2009 № 15, которым утвержден Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха».
В соответствии с Порядком каждое захоронение регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 2). Время и место погребения устанавливаются специализированной службой по согласованию с заказчиком (п. 3 ст. 2). Захоронения в семейную (родовую) могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы и оформляется соответствующей записью в книге учета захоронений (п. 7 ст. 2). Установленные надгробные сооружения регистрируются специализированной службой в книге регистрации памятников (п. 9 ст. 2).
Пунктом 3 статьи 3 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом.
Специализированная служба также обязана осуществлять содержание кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, санитарную уборку (вывоз мусора, металлолома с территории кладбища), уборку туалетов и благоустройство кладбища, озеленение кладбищ и уход за зелеными насаждениями, своевременный ремонт сооружений кладбищ (ст. 4).
Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласования со специализированной службой (п. 1 ст. 5).
Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).
Специализированная служба органами местного самоуправления сельского поселения «Село Бычиха» не создана.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.
Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Поскольку пунктами 2, 3, 7, 9 статьи 2, пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 4, подпунктами 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 04.07.2014 № 105 пункты 1, 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела на территории сельского поселения «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункты 2, 3, 7, 9 статьи 2 в части слов «специализированной службой», пункт 3 статьи 3 в части слов «требует их исправления», «специализированной службой создается», пункт 1 статьи 4 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», подпункты 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункт 2 статьи 4 Порядка деятельности муниципального общественного кладбища и правил содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 65
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 106 по делу № 8-01/166 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов сельского поселения «Село Бычиха» в срок до 01.09.2014 изменить Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, в части исключения:
- из пунктов 2, 3, 7, 9 статьи 2 слов «специализированной службой»,
- из пункта 3 статьи 3 слов «требует их исправления», «специализированной службой создается»,
- из пункта 1 статьи 4 слов «содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать»,
- подпунктов 2, 5, 6, 7 пункта 1, пункта 2 статьи 4 полностью.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 8-01/166
[format] =>
[safe_value] => 8-01/166
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-11 04:01:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-10 04:01:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1405051360
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)