ООО "Ламинария"

Номер дела: 4-05/44
Дата публикации: 8 апреля 2009, 11:00

              РЕШЕНИЕ

 

         Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии   представителя ООО «Ламинария»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства  отслежена  реклама  продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».

Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах  продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:

«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».

Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие. 

На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также  органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

            Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.

Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом  для диетического (лечебного и профилактического) питания.

В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.

Таким образом «Ламифарэн»  лекарственным средством не является,  что исключает возможность указания в рекламе этого продукта  на его лечебные и профилактические свойства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 

Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.

Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе,  является недостоверной и не допускается.

Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то    продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.

Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.

На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным  обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».

В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».

На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.

Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.

Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим  указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и  сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна»  представил методические рекомендации «Использование  пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний»  и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».

Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно,  лекарственным средством не является.

Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».

Необходимость данного  документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.

Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащую  указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека,  распространенную  ООО «Ламинария»   6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

        2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме      08 апреля     2009 г. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

     «08»  апреля  2009 г.                                                                      

      г. Хабаровск       

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  

на основании своего решения от 08 апреля  2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ламинария»  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания  прекратить  распространение   рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

 

           2. ООО «Ламинария»  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до  20 марта    2009 г. 

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

stdClass Object ( [vid] => 6675 [uid] => 1 [title] => ООО "Ламинария" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6675 [type] => solution [language] => ru [created] => 1239134400 [changed] => 1391128271 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391128271 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

              РЕШЕНИЕ

 

         Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии   представителя ООО «Ламинария»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства  отслежена  реклама  продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».

Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах  продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:

«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».

Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие. 

На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также  органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

            Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.

Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом  для диетического (лечебного и профилактического) питания.

В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.

Таким образом «Ламифарэн»  лекарственным средством не является,  что исключает возможность указания в рекламе этого продукта  на его лечебные и профилактические свойства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 

Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.

Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе,  является недостоверной и не допускается.

Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то    продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.

Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.

На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным  обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».

В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».

На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.

Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.

Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим  указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и  сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна»  представил методические рекомендации «Использование  пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний»  и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».

Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно,  лекарственным средством не является.

Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».

Необходимость данного  документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.

Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащую  указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека,  распространенную  ООО «Ламинария»   6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

        2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме      08 апреля     2009 г. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

     «08»  апреля  2009 г.                                                                      

      г. Хабаровск       

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  

на основании своего решения от 08 апреля  2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ламинария»  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания  прекратить  распространение   рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

 

           2. ООО «Ламинария»  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до  20 марта    2009 г. 

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

              РЕШЕНИЕ

 

         Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии   представителя ООО «Ламинария»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства  отслежена  реклама  продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».

Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах  продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:

«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».

Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие. 

На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также  органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

            Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.

            Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.

Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.

Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом  для диетического (лечебного и профилактического) питания.

В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.

Таким образом «Ламифарэн»  лекарственным средством не является,  что исключает возможность указания в рекламе этого продукта  на его лечебные и профилактические свойства.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 

Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.

Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе,  является недостоверной и не допускается.

Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то    продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.

Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.

На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным  обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».

В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».

На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.

Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.

Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим  указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и  сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна»  представил методические рекомендации «Использование  пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний»  и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».

Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно,  лекарственным средством не является.

Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».

Необходимость данного  документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.

Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн»,  содержащую  указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека,  распространенную  ООО «Ламинария»   6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

        2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме      08 апреля     2009 г. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

 

     «08»  апреля  2009 г.                                                                      

      г. Хабаровск       

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,  

на основании своего решения от 08 апреля  2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования   пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Ламинария»  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания  прекратить  распространение   рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и  сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.

 

           2. ООО «Ламинария»  представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до  20 марта    2009 г. 

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей. 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/44 [format] => [safe_value] => 4-05/44 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (указание в рекламе на лечебные свойства объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством; недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5,  пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (указание в рекламе на лечебные свойства объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством; недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-08 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-08 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )