РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии представителя ООО «Ламинария»,
УСТАНОВИЛА:
В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства отслежена реклама продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».
Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:
«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».
Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие.
На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.
Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.
Таким образом «Ламифарэн» лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.
Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, является недостоверной и не допускается.
Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.
Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.
На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе» ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».
В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».
На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.
Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.
Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна» представил методические рекомендации «Использование пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний» и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».
Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно, лекарственным средством не является.
Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».
Необходимость данного документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.
Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн», содержащую указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенную ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2009 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«08» апреля 2009 г.
г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,
на основании своего решения от 08 апреля 2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ламинария» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
2. ООО «Ламинария» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 марта 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
stdClass Object
(
[vid] => 6675
[uid] => 1
[title] => ООО "Ламинария"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6675
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1239134400
[changed] => 1391128271
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1391128271
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии представителя ООО «Ламинария»,
УСТАНОВИЛА:
В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства отслежена реклама продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».
Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:
«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».
Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие.
На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.
Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.
Таким образом «Ламифарэн» лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.
Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, является недостоверной и не допускается.
Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.
Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.
На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе» ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».
В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».
На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.
Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.
Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна» представил методические рекомендации «Использование пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний» и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».
Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно, лекарственным средством не является.
Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».
Необходимость данного документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.
Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн», содержащую указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенную ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2009 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«08» апреля 2009 г.
г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,
на основании своего решения от 08 апреля 2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ламинария» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
2. ООО «Ламинария» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 марта 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, в присутствии представителя ООО «Ламинария»,
УСТАНОВИЛА:
В порядке контроля за соблюдением рекламного законодательства отслежена реклама продукта «Ламифарэн», распространенная 6 марта 2009 г. в эфире Хабаровского радио в утреннем рекламном блоке передачи «Вести Хабаровск».
Реклама, акцентирующая внимание потребителей на потребительских свойствах продукта «Ламифарэн», содержит следующую информацию:
«Ламифарэн» соответствует плазме крови человека. Для профилактики и лечения онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, желудочно-кишечного тракта, укрепления иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Приобретайте «Ламифарэн» в сети «Новая аптека», «Фармацея», НК Сити, «Три толстяка». Телефон 22-10-70».
Данная информация свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание покупателей к рекламируемому товару как к средству, оказывающему лечебно-профилактическое воздействие.
На основании статьи 4 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социальному развитию по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Установлено, что как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован.
Согласно сертификату соответствия (№ РОСС RU АЮ46.Н00702 от 16.03.2009 г.) «Ламифарэн» является продуктом для диетического (лечебного и профилактического) питания.
В соответствии с гигиенической характеристикой продукции, являющейся неотъемлемой частью санитарно-эпидемиологического заключения (№ 77.99.13.008.Д 000383.01.09 от 26.01.2009 г.), выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, областью применения пищевого продукта «Ламифарэн» является его использование в пищевой промышленности при производстве хлебо-булочных изделий, нипитков, специализированных и функциональных пищевых продуктов.
Таким образом «Ламифарэн» лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Следовательно, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», содержащая информацию о лечебных и профилактических свойствах объекта рекламирования, является нарушением указанных требований.
Кроме того, на основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, является недостоверной и не допускается.
Однако в спорной рекламе сообщается о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
Из заключения главного врача ГУЗ «Станция переливания крови» Министерства здравоохранения Хабаровского края следует, что поскольку кровь – это биологическая ткань человека с присущими только человеку свойствами, то продукт «Ламифарэн», произведенный из морских водорослей, абсолютно не может соответствовать плазме крови человека ни по химическому составу, ни физико-химическим, биологическим и другим свойствам.
Таким образом, реклама пищевого продукта «Ламифарэн», как аналоге плазмы крови человека, не соответствует действительности.
На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе» ответственность за нарушение требований рекламного законодательства в части распространения недостоверной рекламы о природе и лечебных свойствах объекта рекламирования, несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Установлено, что лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», является ООО «Ламинария», что подтверждается договором (№ 10 Р от 29.12.2008 г.) о проведении рекламной кампании рекламного проекта «Ламинария», заключенным названным обществом с ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск».
В соответствии с названным договором областью распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн» хронометражом 25 секунд на территории Хабаровского края является региональный эфир канала радиовещания «Радио России».
На основании медиаплана (приложение № 2 к договору № 10 от 29.12.2008 г.) спорный рекламный ролик был распространен в передаче «Вести Хабаровского радио» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в 7 час. 45 мин.
Оплата рекламных услуг подтверждается копией платежного поручения № 37 от 25.02.2009 г.
Таким образом, по вине рекламодателя - ООО «Ламинария» произошло распространение рекламного ролика пищевого продукта «Ламифарэн» содержащим указание на лечебные свойства объекта рекламирования, и сообщающем о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама,
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Ламинария» для подтверждения правомерности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна» представил методические рекомендации «Использование пищевого продукта «Ламифарэн» для диетического (лечебного и профилактического) питания в восстановительной медицине и комплексной терапии заболеваний» и пособие для врачей «Использование геля «Ламифарэн» в качестве диетического и лечебно-профилактического питания при соматических заболеваниях, интоксикации свинцом, иммунодефицитных состояниях».
Несмотря на то, что оба документа изданы Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития России, они не приняты Комиссией в качестве доказательства законности указания в рекламе на лечебные свойства «Ламифарэна», поскольку данный товар, получаемый из бурых водорослей, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу, следовательно, лекарственным средством не является.
Дополнительно директором ООО «Ламинария» в обоснование своей позиции представлено распоряжение Губернатора Хабаровского края от 27.11.2007 г. № 668-р «О мероприятиях по реализации государственной политики в области здорового питания жителей Хабаровского края на 2008-2012 годы».
Необходимость данного документа Комиссией не оспаривалась, однако он не отменяет требования Федерального закона «О рекламе», запрещающего необоснованно указывать в рекламе на лечебный эффект объекта рекламирования.
Документальные доказательства либо заключения специалистов о соответствии пищевого продукта «Ламифарэн» плазме крови человека представителем ООО «Ламинария» не представлены в силу отсутствия таковых по определению.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу пищевого продукта «Ламифарэн», содержащую указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающую о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенную ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Ламинария» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2009 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
«08» апреля 2009 г.
г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пищевого продукта «Ламифарэн»,
на основании своего решения от 08 апреля 2009 г. по делу № 4-05/44 о признании ненадлежащей рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека, распространенной ООО «Ламинария» 6, 11, 16 и 25 марта 2009 г. в эфире передачи «Вести Хабаровского радио» радиоканала «Радио России», поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Ламинария» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы пищевого продукта «Ламифарэн», содержащей указание на лечебные свойства объекта рекламирования и сообщающей о том, что «Ламифарэн» соответствует плазме крови человека.
2. ООО «Ламинария» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 марта 2009 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 4-05/44
[format] =>
[safe_value] => 4-05/44
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (указание в рекламе на лечебные свойства объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством; недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара).
[format] => full_html
[safe_value] =>
Нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (указание в рекламе на лечебные свойства объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством; недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара).
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 32
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 32
[vid] => 1
[name] => реклама
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-04-08 00:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-04-08 00:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321553489
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)