ОАО "Роял Кредит Банк"

Дата публикации: 31 марта 2009, 18:58

РЕШЕНИЕ

 

  

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/32 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,  

в присутствии представителей  ОАО  «Роял Кредит Банк»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Роял Кредит Банк», распространяемая  на телевизионном канале «НТВ» с 23 февраля по 27 февраля 2009 года,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Вклад «Роял–Прогресс» в Роял Кредит Банке. Внимание! – сумма на экране – это проценты. «Роял-Прогресс» - То, что актуально именно сегодня! Деньги с процентами – по первому требованию. Роял Кредит Банк – наши вклады не боятся сравнения. Телефон: 22-11-16»

- визуальная информация:

крупным шрифтом: «Роял Кредит Банк. 17,77% вклад Роял-Прогресс. (4212) 22-11-16 www.royal-bank.ru ».

мелким  шрифтом (в течение  6  секунд):

«*при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации.

Вклад «Роял-Прогресс» на 1100 дней в рублях. Мин. сумма вклада и сумма довложений – 5 000 руб. Довложения – в первые 12 мес. действия договора. Выплата процентов по выбору вкладчика: по истечении каждого месячного/квартального периода с момента открытия вклада, а так же по окончании срока вклада - путем выплаты на другой счет/присоединения к сумме вклада. Проценты (указаны без капитализации) начисляются: 13,5% годовых – при сроке хранения вклада 1-365 дней; 14,5% годовых – при сроке 366-730 дней; 15,5 годовых – при сроке хранения 731-1100 дней, 17,77% - при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации. В случае досрочного расторжения договора проценты по вкладу за каждый полный месячный/квартальный период начисляются по аналогичной схеме, за неполный месячный/квартальный период до даты выдачи – по ставке «До востребования». ОАО «Роял Кредит Банк». Лицензия ЦБ РФ № 783 от 6.03.2007 г.».

            В процессе служебного расследования было установлено, что аналогичная реклама распространялась  на телеканале  «Первое краевое телевидение»  с 23 по 28 марта 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «до 17,77% годовых».

        Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада.

            В данной рекламе  ОАО «Роял Кредит Банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу – 17,77 % годовых и срок размещения вклада – три года.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и указанного мелким шрифтом, но все же читаемого благодаря длительному нахождению на экране условия о сроке размещения вклада на три года, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Роял Кредит Банк» в лице ДВ филиала,  определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается договором № 78/08 от 07.11.2008 г. между ООО «РА ДВ регион» и ОАО «Роял Кредит Банк» и платежным поручением № 312.

 В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Роял Кредит Банк» нарушение не признал,  пояснив,  что  вина ОАО «Роял  Кредит Банк» отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе формально соблюдены требования ФЗ «О рекламе».  В рекламном ролике крупным шрифтом выделены самые главные условия договора вклада  - процентная ставка и срок действия договора вклада. Площадь изображения указанных условий, составляет не более 8% площади телевизионного экрана, занятого рекламой.

Все остальные условия вклада в рекламе указаны подробно. При этом общая площадь, занимаемая изображением указанных условий, составляет около 14,5% площади телевизионного экрана и время размещения спорных условий договора вклада составляет 30% от общего времени ролика.

Кроме того,  пункт 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  предусматривает не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму дохода.  Банк не умалчивал об условиях  предоставления услуги и сообщил их в рекламе.

Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение шести секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

       Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Следовательно, ОАО «Роял Кредит Банк» умолчал об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, когда рекламе сообщалось одно из условий.

       Таким образом, реклама вкладов ОАО «Роял Кредит Банк», распространявшаяся с 23 по 27 февраля 2009 года  на телеканалах «НТВ», с 23 по 28 марта 2009 года «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемую на телевизионных каналах «НТВ» 23-27 февраля 2009 года,  «Первое краевое телевидение» 23-28 марта 2009 года в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  «Роял Кредит Банк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 31 марта  2009 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 31 марта 2009 года по  делу № 4-05/32 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемой на телевизионных каналах «НТВ» 23 по 27 февраля  2009 года,  «Первое краевое телевидение» с 23 по 28 марта 2009 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Роял Кредит Банк» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО «Роял Кредит Банк» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 апреля  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

stdClass Object ( [vid] => 6696 [uid] => 1 [title] => ОАО "Роял Кредит Банк" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6696 [type] => solution [language] => ru [created] => 1238471892 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

  

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/32 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,  

в присутствии представителей  ОАО  «Роял Кредит Банк»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Роял Кредит Банк», распространяемая  на телевизионном канале «НТВ» с 23 февраля по 27 февраля 2009 года,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Вклад «Роял–Прогресс» в Роял Кредит Банке. Внимание! – сумма на экране – это проценты. «Роял-Прогресс» - То, что актуально именно сегодня! Деньги с процентами – по первому требованию. Роял Кредит Банк – наши вклады не боятся сравнения. Телефон: 22-11-16»

- визуальная информация:

крупным шрифтом: «Роял Кредит Банк. 17,77% вклад Роял-Прогресс. (4212) 22-11-16 www.royal-bank.ru ».

мелким  шрифтом (в течение  6  секунд):

«*при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации.

Вклад «Роял-Прогресс» на 1100 дней в рублях. Мин. сумма вклада и сумма довложений – 5 000 руб. Довложения – в первые 12 мес. действия договора. Выплата процентов по выбору вкладчика: по истечении каждого месячного/квартального периода с момента открытия вклада, а так же по окончании срока вклада - путем выплаты на другой счет/присоединения к сумме вклада. Проценты (указаны без капитализации) начисляются: 13,5% годовых – при сроке хранения вклада 1-365 дней; 14,5% годовых – при сроке 366-730 дней; 15,5 годовых – при сроке хранения 731-1100 дней, 17,77% - при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации. В случае досрочного расторжения договора проценты по вкладу за каждый полный месячный/квартальный период начисляются по аналогичной схеме, за неполный месячный/квартальный период до даты выдачи – по ставке «До востребования». ОАО «Роял Кредит Банк». Лицензия ЦБ РФ № 783 от 6.03.2007 г.».

            В процессе служебного расследования было установлено, что аналогичная реклама распространялась  на телеканале  «Первое краевое телевидение»  с 23 по 28 марта 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «до 17,77% годовых».

        Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада.

            В данной рекламе  ОАО «Роял Кредит Банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу – 17,77 % годовых и срок размещения вклада – три года.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и указанного мелким шрифтом, но все же читаемого благодаря длительному нахождению на экране условия о сроке размещения вклада на три года, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Роял Кредит Банк» в лице ДВ филиала,  определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается договором № 78/08 от 07.11.2008 г. между ООО «РА ДВ регион» и ОАО «Роял Кредит Банк» и платежным поручением № 312.

 В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Роял Кредит Банк» нарушение не признал,  пояснив,  что  вина ОАО «Роял  Кредит Банк» отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе формально соблюдены требования ФЗ «О рекламе».  В рекламном ролике крупным шрифтом выделены самые главные условия договора вклада  - процентная ставка и срок действия договора вклада. Площадь изображения указанных условий, составляет не более 8% площади телевизионного экрана, занятого рекламой.

Все остальные условия вклада в рекламе указаны подробно. При этом общая площадь, занимаемая изображением указанных условий, составляет около 14,5% площади телевизионного экрана и время размещения спорных условий договора вклада составляет 30% от общего времени ролика.

Кроме того,  пункт 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  предусматривает не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму дохода.  Банк не умалчивал об условиях  предоставления услуги и сообщил их в рекламе.

Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение шести секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

       Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Следовательно, ОАО «Роял Кредит Банк» умолчал об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, когда рекламе сообщалось одно из условий.

       Таким образом, реклама вкладов ОАО «Роял Кредит Банк», распространявшаяся с 23 по 27 февраля 2009 года  на телеканалах «НТВ», с 23 по 28 марта 2009 года «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемую на телевизионных каналах «НТВ» 23-27 февраля 2009 года,  «Первое краевое телевидение» 23-28 марта 2009 года в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  «Роял Кредит Банк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 31 марта  2009 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 31 марта 2009 года по  делу № 4-05/32 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемой на телевизионных каналах «НТВ» 23 по 27 февраля  2009 года,  «Первое краевое телевидение» с 23 по 28 марта 2009 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Роял Кредит Банк» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО «Роял Кредит Банк» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 апреля  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/32 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,  

в присутствии представителей  ОАО  «Роял Кредит Банк»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Роял Кредит Банк», распространяемая  на телевизионном канале «НТВ» с 23 февраля по 27 февраля 2009 года,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Вклад «Роял–Прогресс» в Роял Кредит Банке. Внимание! – сумма на экране – это проценты. «Роял-Прогресс» - То, что актуально именно сегодня! Деньги с процентами – по первому требованию. Роял Кредит Банк – наши вклады не боятся сравнения. Телефон: 22-11-16»

- визуальная информация:

крупным шрифтом: «Роял Кредит Банк. 17,77% вклад Роял-Прогресс. (4212) 22-11-16 www.royal-bank.ru ».

мелким  шрифтом (в течение  6  секунд):

«*при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации.

Вклад «Роял-Прогресс» на 1100 дней в рублях. Мин. сумма вклада и сумма довложений – 5 000 руб. Довложения – в первые 12 мес. действия договора. Выплата процентов по выбору вкладчика: по истечении каждого месячного/квартального периода с момента открытия вклада, а так же по окончании срока вклада - путем выплаты на другой счет/присоединения к сумме вклада. Проценты (указаны без капитализации) начисляются: 13,5% годовых – при сроке хранения вклада 1-365 дней; 14,5% годовых – при сроке 366-730 дней; 15,5 годовых – при сроке хранения 731-1100 дней, 17,77% - при условии размещения вклада на три года, с учетом капитализации. В случае досрочного расторжения договора проценты по вкладу за каждый полный месячный/квартальный период начисляются по аналогичной схеме, за неполный месячный/квартальный период до даты выдачи – по ставке «До востребования». ОАО «Роял Кредит Банк». Лицензия ЦБ РФ № 783 от 6.03.2007 г.».

            В процессе служебного расследования было установлено, что аналогичная реклама распространялась  на телеканале  «Первое краевое телевидение»  с 23 по 28 марта 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «до 17,77% годовых».

        Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада.

            В данной рекламе  ОАО «Роял Кредит Банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу – 17,77 % годовых и срок размещения вклада – три года.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и указанного мелким шрифтом, но все же читаемого благодаря длительному нахождению на экране условия о сроке размещения вклада на три года, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

  В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

          Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Роял Кредит Банк» в лице ДВ филиала,  определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается договором № 78/08 от 07.11.2008 г. между ООО «РА ДВ регион» и ОАО «Роял Кредит Банк» и платежным поручением № 312.

 В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Роял Кредит Банк» нарушение не признал,  пояснив,  что  вина ОАО «Роял  Кредит Банк» отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе формально соблюдены требования ФЗ «О рекламе».  В рекламном ролике крупным шрифтом выделены самые главные условия договора вклада  - процентная ставка и срок действия договора вклада. Площадь изображения указанных условий, составляет не более 8% площади телевизионного экрана, занятого рекламой.

Все остальные условия вклада в рекламе указаны подробно. При этом общая площадь, занимаемая изображением указанных условий, составляет около 14,5% площади телевизионного экрана и время размещения спорных условий договора вклада составляет 30% от общего времени ролика.

Кроме того,  пункт 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  предусматривает не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму дохода.  Банк не умалчивал об условиях  предоставления услуги и сообщил их в рекламе.

Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение шести секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

       Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и, следовательно, не может расцениваться как их наличие. Следовательно, ОАО «Роял Кредит Банк» умолчал об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, когда рекламе сообщалось одно из условий.

       Таким образом, реклама вкладов ОАО «Роял Кредит Банк», распространявшаяся с 23 по 27 февраля 2009 года  на телеканалах «НТВ», с 23 по 28 марта 2009 года «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемую на телевизионных каналах «НТВ» 23-27 февраля 2009 года,  «Первое краевое телевидение» 23-28 марта 2009 года в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  «Роял Кредит Банк» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 31 марта  2009 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 31 марта 2009 года по  делу № 4-05/32 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО  «Роял Кредит Банк», распространяемой на телевизионных каналах «НТВ» 23 по 27 февраля  2009 года,  «Первое краевое телевидение» с 23 по 28 марта 2009 года, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Роял Кредит Банк» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО «Роял Кредит Банк» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 апреля  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (реклама  финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при указании одного из условий.)

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (реклама  финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при указании одного из условий.

)

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-31 07:58:12 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-31 07:58:12 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )