ОАО КБ "Уссури"

Дата публикации: 24 февраля 2009, 10:00

 РЕШЕНИЕ

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося  в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках  при  досрочном снятии  средств,  

в присутствии представителей  ОАО  КБ  «Уссури»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО  Коммерческий Банк «Уссури», распространяемая  на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение», в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Новое предложение от банка «Уссури» - вклад «Уссури  - Партнер».      Во - первых, высокая доходность. Во-вторых, 100% надежность и дополнительный плюс – гибкие условия и высокая ставка при досрочном снятии средств. Банк «Уссури – Ваш надежный партнер».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Вклад «Уссури  - Партнер»

1.                                  На денежные средства, размещенные во вклад Банк, производит начисление процентов в размере 14, 5% годовых. С капитализацией процентов 17, 24% годовых.

2.                                  Вклад застрахован в порядке, размерах и на условиях, установленных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации.

3.                                  При досрочном снятии средств вкладчику выплачиваются следующие проценты, в зависимости от сроков хранения средств:

До  6 мес.- 9%, от 6  мес.  До 1 года – 11%, от 1 года до 1, 5 года – 11, 5%, от 1, 5 лет до 2 лет -12%».

Банк «Уссури». Наш Хабаровский Банк. Вклад «Уссури  - Партнер». Телефон единой справочной (4212) 450 – 700».

мелким  шрифтом (в течение  3, 5 секунд):

«Условия по вкладу «Уссури  - Партнер».  Срок вклада  3 года. Ставка 14% годовых. Минимальная сумма вклада 1000 рублей. Минимальная сумма пополнения 1000 рублей. Капитализация процентов ежемесячно. Автоматическая пролонгация договоров по вкладу. Ставка досрочного отзыва плавающая, в зависимости от срока хранения. При  сроке от 1 дня до 6 мес. – ставка  2%, от 6 мес. До 1 года  - 9%, от 1 года до 1года 6 мес. – 11%, от 1 года 6 мес. До 2 лет  - 11, 6%, от  2 лет до 3 лет – 12%».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и   на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         Проверкой официального сайта ОАО  Коммерческий Банк «Уссури» в Интернете установлено, что Банк предлагает физическим лицам вклад «Уссури - Партнер»   с процентной ставкой 14, 5 % годовых при минимальной сумме вклада 1000 рублей, сроке хранения 3 года, минимальной сумме пополнения 1000 рублей, ежемесячной капитализацией и возможностью пролонгации.

В данной рекламе  КБ «Уссури»   указывает такие условия договора, как процентная ставка по вкладу – 14, 5 % годовых, капитализацию и процентные ставки при досрочном расторжении договора вклада.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов (срок вклада, минимальная сумма вклада, минимальная сумма пополнения, информация о пролонгации договора по вкладу). Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Кроме того, при сопоставлении рекламы, распространяемой крупным и мелким шрифтом,  с информацией, размещенной на сайте Банка, установлено несоответствие  в данных сведениях, а именно:

- в процентной ставке:

крупным шрифтом – ставка 14, 5% годовых;

мелким шрифтом – 14% годовых;

на сайте – 14, 5 % годовых;

- в досрочном снятии средств:

 

 

крупный шрифт

мелкий шрифт

сайт

 

До 6 месяцев

 

9%

 

2%

 

6%

 

До 1 года

 

 

11%

 

9%

 

9%

 

До 1, 5 лет

 

11, 5%

 

11%

 

11%

 

 

До 2-х лет

 

 

12%

 

11, 6%

 

11, 5%

 

До 3-х  лет

 

 

-

 

12%

 

12%

 

Таким образом, реклама содержит несоответствующие действительности сведения и  является недостоверной, нарушающей требования  пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой  недостоверной признается реклама о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

На основании изложенного следует, что реклама вклада ОАО Коммерческий Банк «Уссури», распространявшаяся  13, 14 декабря   2008 года  на телеканале «СТС», с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 4 части 3  статьи 5,   пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО Коммерческий Банк «Уссури», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» от 03.12.2008 года № 199, ООО «ДеМидов и К» от 31.12.2008 года.

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО КБ   «Уссури»  нарушение не признали,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе соблюдены требования ФЗ «О рекламе».

 Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение 3,5 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  КБ  «Уссури», распространяемую на телевизионном канале «СТС»  13, 14 декабря  2008 года, на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с  01 по 11 января 2009 года и с 19 по 23 января 2009 года,  в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках при досрочном снятии  средств, чем нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  КБ «Уссури» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря    2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 24 февраля    2009 года по  делу № 4-05/20 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО КБ «Уссури» (вклад «Уссури  - Партнер»), распространяемой на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО КБ «Уссури» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  -  размещать в рекламе  соответствующие действительности  сведения о процентных ставках при досрочном снятии средств;

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО КБ «Уссури» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 марта  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

         

stdClass Object ( [vid] => 6699 [uid] => 1 [title] => ОАО КБ "Уссури" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6699 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235422800 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося  в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках  при  досрочном снятии  средств,  

в присутствии представителей  ОАО  КБ  «Уссури»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО  Коммерческий Банк «Уссури», распространяемая  на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение», в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Новое предложение от банка «Уссури» - вклад «Уссури  - Партнер».      Во - первых, высокая доходность. Во-вторых, 100% надежность и дополнительный плюс – гибкие условия и высокая ставка при досрочном снятии средств. Банк «Уссури – Ваш надежный партнер».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Вклад «Уссури  - Партнер»

1.                                  На денежные средства, размещенные во вклад Банк, производит начисление процентов в размере 14, 5% годовых. С капитализацией процентов 17, 24% годовых.

2.                                  Вклад застрахован в порядке, размерах и на условиях, установленных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации.

3.                                  При досрочном снятии средств вкладчику выплачиваются следующие проценты, в зависимости от сроков хранения средств:

До  6 мес.- 9%, от 6  мес.  До 1 года – 11%, от 1 года до 1, 5 года – 11, 5%, от 1, 5 лет до 2 лет -12%».

Банк «Уссури». Наш Хабаровский Банк. Вклад «Уссури  - Партнер». Телефон единой справочной (4212) 450 – 700».

мелким  шрифтом (в течение  3, 5 секунд):

«Условия по вкладу «Уссури  - Партнер».  Срок вклада  3 года. Ставка 14% годовых. Минимальная сумма вклада 1000 рублей. Минимальная сумма пополнения 1000 рублей. Капитализация процентов ежемесячно. Автоматическая пролонгация договоров по вкладу. Ставка досрочного отзыва плавающая, в зависимости от срока хранения. При  сроке от 1 дня до 6 мес. – ставка  2%, от 6 мес. До 1 года  - 9%, от 1 года до 1года 6 мес. – 11%, от 1 года 6 мес. До 2 лет  - 11, 6%, от  2 лет до 3 лет – 12%».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и   на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         Проверкой официального сайта ОАО  Коммерческий Банк «Уссури» в Интернете установлено, что Банк предлагает физическим лицам вклад «Уссури - Партнер»   с процентной ставкой 14, 5 % годовых при минимальной сумме вклада 1000 рублей, сроке хранения 3 года, минимальной сумме пополнения 1000 рублей, ежемесячной капитализацией и возможностью пролонгации.

В данной рекламе  КБ «Уссури»   указывает такие условия договора, как процентная ставка по вкладу – 14, 5 % годовых, капитализацию и процентные ставки при досрочном расторжении договора вклада.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов (срок вклада, минимальная сумма вклада, минимальная сумма пополнения, информация о пролонгации договора по вкладу). Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Кроме того, при сопоставлении рекламы, распространяемой крупным и мелким шрифтом,  с информацией, размещенной на сайте Банка, установлено несоответствие  в данных сведениях, а именно:

- в процентной ставке:

крупным шрифтом – ставка 14, 5% годовых;

мелким шрифтом – 14% годовых;

на сайте – 14, 5 % годовых;

- в досрочном снятии средств:

 

 

крупный шрифт

мелкий шрифт

сайт

 

До 6 месяцев

 

9%

 

2%

 

6%

 

До 1 года

 

 

11%

 

9%

 

9%

 

До 1, 5 лет

 

11, 5%

 

11%

 

11%

 

 

До 2-х лет

 

 

12%

 

11, 6%

 

11, 5%

 

До 3-х  лет

 

 

-

 

12%

 

12%

 

Таким образом, реклама содержит несоответствующие действительности сведения и  является недостоверной, нарушающей требования  пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой  недостоверной признается реклама о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

На основании изложенного следует, что реклама вклада ОАО Коммерческий Банк «Уссури», распространявшаяся  13, 14 декабря   2008 года  на телеканале «СТС», с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 4 части 3  статьи 5,   пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО Коммерческий Банк «Уссури», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» от 03.12.2008 года № 199, ООО «ДеМидов и К» от 31.12.2008 года.

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО КБ   «Уссури»  нарушение не признали,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе соблюдены требования ФЗ «О рекламе».

 Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение 3,5 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  КБ  «Уссури», распространяемую на телевизионном канале «СТС»  13, 14 декабря  2008 года, на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с  01 по 11 января 2009 года и с 19 по 23 января 2009 года,  в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках при досрочном снятии  средств, чем нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  КБ «Уссури» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря    2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 24 февраля    2009 года по  делу № 4-05/20 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО КБ «Уссури» (вклад «Уссури  - Партнер»), распространяемой на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО КБ «Уссури» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  -  размещать в рекламе  соответствующие действительности  сведения о процентных ставках при досрочном снятии средств;

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО КБ «Уссури» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 марта  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

         

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе», выразившегося  в отсутствии в рекламе информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках  при  досрочном снятии  средств,  

в присутствии представителей  ОАО  КБ  «Уссури»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО  Коммерческий Банк «Уссури», распространяемая  на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение», в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Новое предложение от банка «Уссури» - вклад «Уссури  - Партнер».      Во - первых, высокая доходность. Во-вторых, 100% надежность и дополнительный плюс – гибкие условия и высокая ставка при досрочном снятии средств. Банк «Уссури – Ваш надежный партнер».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Вклад «Уссури  - Партнер»

1.                                  На денежные средства, размещенные во вклад Банк, производит начисление процентов в размере 14, 5% годовых. С капитализацией процентов 17, 24% годовых.

2.                                  Вклад застрахован в порядке, размерах и на условиях, установленных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации.

3.                                  При досрочном снятии средств вкладчику выплачиваются следующие проценты, в зависимости от сроков хранения средств:

До  6 мес.- 9%, от 6  мес.  До 1 года – 11%, от 1 года до 1, 5 года – 11, 5%, от 1, 5 лет до 2 лет -12%».

Банк «Уссури». Наш Хабаровский Банк. Вклад «Уссури  - Партнер». Телефон единой справочной (4212) 450 – 700».

мелким  шрифтом (в течение  3, 5 секунд):

«Условия по вкладу «Уссури  - Партнер».  Срок вклада  3 года. Ставка 14% годовых. Минимальная сумма вклада 1000 рублей. Минимальная сумма пополнения 1000 рублей. Капитализация процентов ежемесячно. Автоматическая пролонгация договоров по вкладу. Ставка досрочного отзыва плавающая, в зависимости от срока хранения. При  сроке от 1 дня до 6 мес. – ставка  2%, от 6 мес. До 1 года  - 9%, от 1 года до 1года 6 мес. – 11%, от 1 года 6 мес. До 2 лет  - 11, 6%, от  2 лет до 3 лет – 12%».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и   на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

         Проверкой официального сайта ОАО  Коммерческий Банк «Уссури» в Интернете установлено, что Банк предлагает физическим лицам вклад «Уссури - Партнер»   с процентной ставкой 14, 5 % годовых при минимальной сумме вклада 1000 рублей, сроке хранения 3 года, минимальной сумме пополнения 1000 рублей, ежемесячной капитализацией и возможностью пролонгации.

В данной рекламе  КБ «Уссури»   указывает такие условия договора, как процентная ставка по вкладу – 14, 5 % годовых, капитализацию и процентные ставки при досрочном расторжении договора вклада.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму доходов (срок вклада, минимальная сумма вклада, минимальная сумма пополнения, информация о пролонгации договора по вкладу). Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Кроме того, при сопоставлении рекламы, распространяемой крупным и мелким шрифтом,  с информацией, размещенной на сайте Банка, установлено несоответствие  в данных сведениях, а именно:

- в процентной ставке:

крупным шрифтом – ставка 14, 5% годовых;

мелким шрифтом – 14% годовых;

на сайте – 14, 5 % годовых;

- в досрочном снятии средств:

 

 

крупный шрифт

мелкий шрифт

сайт

 

До 6 месяцев

 

9%

 

2%

 

6%

 

До 1 года

 

 

11%

 

9%

 

9%

 

До 1, 5 лет

 

11, 5%

 

11%

 

11%

 

 

До 2-х лет

 

 

12%

 

11, 6%

 

11, 5%

 

До 3-х  лет

 

 

-

 

12%

 

12%

 

Таким образом, реклама содержит несоответствующие действительности сведения и  является недостоверной, нарушающей требования  пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой  недостоверной признается реклама о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 

На основании изложенного следует, что реклама вклада ОАО Коммерческий Банк «Уссури», распространявшаяся  13, 14 декабря   2008 года  на телеканале «СТС», с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение»,  противоречит пункту 4 части 3  статьи 5,   пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО Коммерческий Банк «Уссури», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» от 03.12.2008 года № 199, ООО «ДеМидов и К» от 31.12.2008 года.

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО КБ   «Уссури»  нарушение не признали,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе соблюдены требования ФЗ «О рекламе».

 Данные доводы отклоняются по следующим  основаниям.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

В спорном ролике  вся необходимая информация демонстрируется в течение 3,5 секунд. За данный отрезок времени потребитель с нормальным зрением и средней  скоростью  чтения не может ее воспринять.

       Для того, чтобы ролик соответствовал требованиям законодательства необходимо либо не указывать условия банковского   договора вклада, либо увеличивать хронометраж видеоролика, так как  совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО  КБ  «Уссури», распространяемую на телевизионном канале «СТС»  13, 14 декабря  2008 года, на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с  01 по 11 января 2009 года и с 19 по 23 января 2009 года,  в  связи с   отсутствием в ней информации об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица,  при сообщении в рекламе  одного из  условий,   поскольку отсутствие данной информации нарушает требования пункта 2 части 2  статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и содержащей несоответствующие действительности сведения о процентных ставках при досрочном снятии  средств, чем нарушает пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.      Выдать ОАО  КБ «Уссури» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3.      Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря    2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе на основании своего решения от 24 февраля    2009 года по  делу № 4-05/20 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО КБ «Уссури» (вклад «Уссури  - Партнер»), распространяемой на телевизионном канале «СТС» 13, 14 декабря  2008 года, на  телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 01 по 11 января 2009 года и  с 19 по 23 января 2009 года,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                                                    

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО КБ «Уссури» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение   любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

  -  размещать в рекламе  соответствующие действительности  сведения о процентных ставках при досрочном снятии средств;

  - не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

2. ОАО КБ «Уссури» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 марта  2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

         

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (реклама  финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при указании одного из условий).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (реклама  финансовых услуг, в которой умалчивается об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при указании одного из условий).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-24 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-24 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )