ОАО "АЛЬФА-БАНК"

Дата публикации: 10 июля 2009, 21:15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  75

о наложении штрафа по делу №  4-05/78

 об административном правонарушении

 

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрела протокол от 16 июня 2009 года  и материалы дела  № 4-05/78 об административном правонарушении, в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.Дело рассмотрено в присутствии представителя  ОАО «Альфа-Банк»

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 06 мая 2009 года отслежена наружная реклама ОАО «Альфа-Банк» ОАО «Альфа Банк» (вклад «Победа»  -  18%),  распространяемая в районе остановки «Павленко» (призматрон), ул. Калинина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

крупным шрифтом:

«18%.  «Победа» - вклад высоких достижения. Альфа- Банк. 8 800  333-2-333».

мелким шрифтом (размером  0,8  см):

Ищете надежный и удобный банк? Все денежные средства, внесенные Клиентом в депозит, включая капитализированные проценты, застрахованы   в порядке, размерах и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Минимальная сумма первоначального взноса  -10 тысяч рублей, 500 дол. США, 500 НВРО. Депозит открывается в рублях, долларах США и  ЕВРО.  Сроки 92 дня, 184 дня, 276 дней, 1 год, 550 дней, 2 и 3 года. Процентная ставка зависит от срока и валюты депозита. 18% указана ставка с учетом капитализации процентов для суммы от 750 тыс. рублей на срок 3 года. С видами депозитов, условиями предоставления данных продуктов и тарифами можно ознакомиться на сайте  www.alfabank.ru или  в любом отделении ОАО «Альфа-Банка». ОАО «Альфа-Банк».  Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций от 29.01.1998. На правах рекламы».

            Кроме того, указанная наружная  реклама распространялась на рекламных конструкциях по адресам:

- пр-т 60 лет Октября – м-н «Стоп» (ост. «Южнопортовая»);

- пр-т 60 лет Октября  -Ж/д переезд;

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. К. Маркса);

- ул. Волочаевская – Уссурийский бульвар;

- Амурский бульвар – ул. Шеронова;

- ул. К. Маркса (торговый техникум)

- ул. Краснореченская – м-н «Город мастеров»;

- ул. Серышева (краевая типография);

- ул. Суворова  (Вторсырье);

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. Ленинградская).

            Срок размещения указанной рекламы с 01 мая по 31 мая 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада  на определенных рекламой условиях -  «18 % годовых».

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  депозитного договора, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

Доходность 18%  годовых  (с учетом капитализации) имеет рублевый  вклад «Победа», минимальная сумма по которому составляет семьсот  пятьдесят тысяч рублей при сроке хранения три года.

            В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, а также иные условия, если  они могут повлиять на сумму доходов.

В содержании рекламы вклада «Победа», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу «Победа».

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким нечитаемым шрифтом (0,8 см), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение определенной суммы, на  определенный срок под ставку 18% с учетом капитализации.

Кроме того, в рекламе отсутствует  условие о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада.

            Также, реклама не позволяет определить о какой  именно валюте  вклада  идет речь,   так как,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

          Таким образом, реклама вкладов ОАО «Альфа-Банк» противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела  представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением и   пояснила, что   в рекламе депозита «Победа» указана существенная информация. Условие о минимальной сумме пополнения депозита и размере процентной ставки при досрочном расторжении депозита не являются существенной информацией об условиях размещения депозита.  В рекламе депозита «Победа» банк указал, что в случае заинтересованности потребителя в получении и /или ознакомлении с видами депозитов, условиями предоставления и тарифами необходимо обратиться на сайт Банка.  Кроме того, работники Банка  всегда готовы проконсультировать всех желающих об условиях предоставления Банком различных видов депозитов. Кроме того, законодательством не установлен размер шрифта, а Банк считает информацию, нанесенную данным шрифтом читаемой.

Данные доводы не принимается по следующим основаниям.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы шрифтом 0,8  см, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию об условиях вклада «Победа». Возможность максимального приближения к ней потребителя исключена.

Условия о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада являются условиями, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Указанные в рекламе сведения о возможности ознакомления с  условиями депозита  на сайте  являются поясняющей к рекламе информацией, а не рекламой, требования содержания которой определены законом. Федеральный закон  «О рекламе»  закрепляет необходимость указания  непосредственно в рекламе всех условий, которые влияют  на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,  при этом не содержит каких- либо исключений   из данного правила.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Альфа-Банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается  письмом ООО «Стрит – Лайн» от 12.05.2009 года, договором  от 29.12.2008 года, заключенным между ООО «Стрит – Лайн» и филиалом ОАО «Альфа-Банк «Хабаровский», платежным поручением № 488, письмом ООО «Биг Борд» от 13.05. 2009 № 383/9,  письмом ООО «Автограф» от 13.05.2009 года.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «АЛЬФА-БАНК» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  42  от 06.05.2009 года по делу № 4-05/33 ОАО «АЛЬФА БАНК» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг по статье 14.3. КоАП РФ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ОАО «АЛЬФА-БАНК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «АЛЬФА-БАНК» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере  80 000  (восемьдесят  тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

          В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.


 

stdClass Object ( [vid] => 6916 [uid] => 1 [title] => ОАО "АЛЬФА-БАНК" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6916 [type] => solution [language] => ru [created] => 1247206559 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  75

о наложении штрафа по делу №  4-05/78

 об административном правонарушении

 

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрела протокол от 16 июня 2009 года  и материалы дела  № 4-05/78 об административном правонарушении, в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.Дело рассмотрено в присутствии представителя  ОАО «Альфа-Банк»

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 06 мая 2009 года отслежена наружная реклама ОАО «Альфа-Банк» ОАО «Альфа Банк» (вклад «Победа»  -  18%),  распространяемая в районе остановки «Павленко» (призматрон), ул. Калинина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

крупным шрифтом:

«18%.  «Победа» - вклад высоких достижения. Альфа- Банк. 8 800  333-2-333».

мелким шрифтом (размером  0,8  см):

Ищете надежный и удобный банк? Все денежные средства, внесенные Клиентом в депозит, включая капитализированные проценты, застрахованы   в порядке, размерах и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Минимальная сумма первоначального взноса  -10 тысяч рублей, 500 дол. США, 500 НВРО. Депозит открывается в рублях, долларах США и  ЕВРО.  Сроки 92 дня, 184 дня, 276 дней, 1 год, 550 дней, 2 и 3 года. Процентная ставка зависит от срока и валюты депозита. 18% указана ставка с учетом капитализации процентов для суммы от 750 тыс. рублей на срок 3 года. С видами депозитов, условиями предоставления данных продуктов и тарифами можно ознакомиться на сайте  www.alfabank.ru или  в любом отделении ОАО «Альфа-Банка». ОАО «Альфа-Банк».  Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций от 29.01.1998. На правах рекламы».

            Кроме того, указанная наружная  реклама распространялась на рекламных конструкциях по адресам:

- пр-т 60 лет Октября – м-н «Стоп» (ост. «Южнопортовая»);

- пр-т 60 лет Октября  -Ж/д переезд;

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. К. Маркса);

- ул. Волочаевская – Уссурийский бульвар;

- Амурский бульвар – ул. Шеронова;

- ул. К. Маркса (торговый техникум)

- ул. Краснореченская – м-н «Город мастеров»;

- ул. Серышева (краевая типография);

- ул. Суворова  (Вторсырье);

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. Ленинградская).

            Срок размещения указанной рекламы с 01 мая по 31 мая 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада  на определенных рекламой условиях -  «18 % годовых».

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  депозитного договора, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

Доходность 18%  годовых  (с учетом капитализации) имеет рублевый  вклад «Победа», минимальная сумма по которому составляет семьсот  пятьдесят тысяч рублей при сроке хранения три года.

            В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, а также иные условия, если  они могут повлиять на сумму доходов.

В содержании рекламы вклада «Победа», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу «Победа».

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким нечитаемым шрифтом (0,8 см), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение определенной суммы, на  определенный срок под ставку 18% с учетом капитализации.

Кроме того, в рекламе отсутствует  условие о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада.

            Также, реклама не позволяет определить о какой  именно валюте  вклада  идет речь,   так как,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

          Таким образом, реклама вкладов ОАО «Альфа-Банк» противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела  представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением и   пояснила, что   в рекламе депозита «Победа» указана существенная информация. Условие о минимальной сумме пополнения депозита и размере процентной ставки при досрочном расторжении депозита не являются существенной информацией об условиях размещения депозита.  В рекламе депозита «Победа» банк указал, что в случае заинтересованности потребителя в получении и /или ознакомлении с видами депозитов, условиями предоставления и тарифами необходимо обратиться на сайт Банка.  Кроме того, работники Банка  всегда готовы проконсультировать всех желающих об условиях предоставления Банком различных видов депозитов. Кроме того, законодательством не установлен размер шрифта, а Банк считает информацию, нанесенную данным шрифтом читаемой.

Данные доводы не принимается по следующим основаниям.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы шрифтом 0,8  см, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию об условиях вклада «Победа». Возможность максимального приближения к ней потребителя исключена.

Условия о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада являются условиями, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Указанные в рекламе сведения о возможности ознакомления с  условиями депозита  на сайте  являются поясняющей к рекламе информацией, а не рекламой, требования содержания которой определены законом. Федеральный закон  «О рекламе»  закрепляет необходимость указания  непосредственно в рекламе всех условий, которые влияют  на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,  при этом не содержит каких- либо исключений   из данного правила.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Альфа-Банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается  письмом ООО «Стрит – Лайн» от 12.05.2009 года, договором  от 29.12.2008 года, заключенным между ООО «Стрит – Лайн» и филиалом ОАО «Альфа-Банк «Хабаровский», платежным поручением № 488, письмом ООО «Биг Борд» от 13.05. 2009 № 383/9,  письмом ООО «Автограф» от 13.05.2009 года.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «АЛЬФА-БАНК» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  42  от 06.05.2009 года по делу № 4-05/33 ОАО «АЛЬФА БАНК» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг по статье 14.3. КоАП РФ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ОАО «АЛЬФА-БАНК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «АЛЬФА-БАНК» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере  80 000  (восемьдесят  тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

          В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.


 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  75

о наложении штрафа по делу №  4-05/78

 об административном правонарушении

 

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрела протокол от 16 июня 2009 года  и материалы дела  № 4-05/78 об административном правонарушении, в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.Дело рассмотрено в присутствии представителя  ОАО «Альфа-Банк»

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 06 мая 2009 года отслежена наружная реклама ОАО «Альфа-Банк» ОАО «Альфа Банк» (вклад «Победа»  -  18%),  распространяемая в районе остановки «Павленко» (призматрон), ул. Калинина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

крупным шрифтом:

«18%.  «Победа» - вклад высоких достижения. Альфа- Банк. 8 800  333-2-333».

мелким шрифтом (размером  0,8  см):

Ищете надежный и удобный банк? Все денежные средства, внесенные Клиентом в депозит, включая капитализированные проценты, застрахованы   в порядке, размерах и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Минимальная сумма первоначального взноса  -10 тысяч рублей, 500 дол. США, 500 НВРО. Депозит открывается в рублях, долларах США и  ЕВРО.  Сроки 92 дня, 184 дня, 276 дней, 1 год, 550 дней, 2 и 3 года. Процентная ставка зависит от срока и валюты депозита. 18% указана ставка с учетом капитализации процентов для суммы от 750 тыс. рублей на срок 3 года. С видами депозитов, условиями предоставления данных продуктов и тарифами можно ознакомиться на сайте  www.alfabank.ru или  в любом отделении ОАО «Альфа-Банка». ОАО «Альфа-Банк».  Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций от 29.01.1998. На правах рекламы».

            Кроме того, указанная наружная  реклама распространялась на рекламных конструкциях по адресам:

- пр-т 60 лет Октября – м-н «Стоп» (ост. «Южнопортовая»);

- пр-т 60 лет Октября  -Ж/д переезд;

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. К. Маркса);

- ул. Волочаевская – Уссурийский бульвар;

- Амурский бульвар – ул. Шеронова;

- ул. К. Маркса (торговый техникум)

- ул. Краснореченская – м-н «Город мастеров»;

- ул. Серышева (краевая типография);

- ул. Суворова  (Вторсырье);

- пр-т 60 лет Октября  (район развязки пр-т  60 лет Октября – ул. Ленинградская).

            Срок размещения указанной рекламы с 01 мая по 31 мая 2009 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада  на определенных рекламой условиях -  «18 % годовых».

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  депозитного договора, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

Доходность 18%  годовых  (с учетом капитализации) имеет рублевый  вклад «Победа», минимальная сумма по которому составляет семьсот  пятьдесят тысяч рублей при сроке хранения три года.

            В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, а также иные условия, если  они могут повлиять на сумму доходов.

В содержании рекламы вклада «Победа», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу «Победа».

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким нечитаемым шрифтом (0,8 см), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение определенной суммы, на  определенный срок под ставку 18% с учетом капитализации.

Кроме того, в рекламе отсутствует  условие о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада.

            Также, реклама не позволяет определить о какой  именно валюте  вклада  идет речь,   так как,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

          Таким образом, реклама вкладов ОАО «Альфа-Банк» противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела  представитель Банка не согласилась с выявленным нарушением и   пояснила, что   в рекламе депозита «Победа» указана существенная информация. Условие о минимальной сумме пополнения депозита и размере процентной ставки при досрочном расторжении депозита не являются существенной информацией об условиях размещения депозита.  В рекламе депозита «Победа» банк указал, что в случае заинтересованности потребителя в получении и /или ознакомлении с видами депозитов, условиями предоставления и тарифами необходимо обратиться на сайт Банка.  Кроме того, работники Банка  всегда готовы проконсультировать всех желающих об условиях предоставления Банком различных видов депозитов. Кроме того, законодательством не установлен размер шрифта, а Банк считает информацию, нанесенную данным шрифтом читаемой.

Данные доводы не принимается по следующим основаниям.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы шрифтом 0,8  см, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию об условиях вклада «Победа». Возможность максимального приближения к ней потребителя исключена.

Условия о  минимальной   сумме пополнения вклада, процентной ставке при досрочном  востребовании вклада являются условиями, влияющими на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Указанные в рекламе сведения о возможности ознакомления с  условиями депозита  на сайте  являются поясняющей к рекламе информацией, а не рекламой, требования содержания которой определены законом. Федеральный закон  «О рекламе»  закрепляет необходимость указания  непосредственно в рекламе всех условий, которые влияют  на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,  при этом не содержит каких- либо исключений   из данного правила.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Альфа-Банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается  письмом ООО «Стрит – Лайн» от 12.05.2009 года, договором  от 29.12.2008 года, заключенным между ООО «Стрит – Лайн» и филиалом ОАО «Альфа-Банк «Хабаровский», платежным поручением № 488, письмом ООО «Биг Борд» от 13.05. 2009 № 383/9,  письмом ООО «Автограф» от 13.05.2009 года.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «АЛЬФА-БАНК» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  42  от 06.05.2009 года по делу № 4-05/33 ОАО «АЛЬФА БАНК» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг по статье 14.3. КоАП РФ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать ОАО «АЛЬФА-БАНК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «АЛЬФА-БАНК» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере  80 000  (восемьдесят  тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

          В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-10 10:15:59 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-10 10:15:59 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )