Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО КБ "Региональный кредит" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю №3 от 22.01.2009 г.

Дата публикации: 6 марта 2009, 10:00

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело № А73-1446/2009

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.02.2009г.  Полный текст решения изготовлен 06.02.2009г.

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев   в   открытом судебном   заседании   дело   по   заявлению   ОАО   КБ «Региональный кредит»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 № 3

при участии в судебном заседании представителей:

ОАО КБ «Региональный кредит» и административного органа

Сущность дела: Открытое акционерное обществе КБ «Региональный кредит» (далее ОАО КБ «Региональный кредит», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 22.01.2009 № 3, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представители административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 10 секунд) ОАО КБ «Региональный кредит», распространяемая на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Новогоднее предложение: вклад «Тропический» Делает зимний климат идеальным для выращивания денег в короткие сроки. Банк «Региональный кредит».

-визуальная информация:

крупным шрифтом: «Зима обещает быть жаркой. 15% Тропический вклад. Единый телефон (звонок бесплатный) 8-800-100-54-54. Банк региональный кредит. Г.Хабаровск, ул. Волочаевская, 153. тел.31-47-94».

мелким шрифтом (в течение трех секунд):

«Срок вклада-90 дней. Процентная ставка-15% годовых. Минимальная сумма вклада-10 000 рублей. Возможность пополнения - не менее 3 000 рублей в течении всего срока действия Договора. Выплата процентов об окончании срока действия Договора. Частичное снятие: снятие суммы денежных средств, до окончания срока действия Договора влечет расторжение Договора. При досрочном расторжении Договора сумма начисленных процентов пересчитывается по ставке 3% годовых за весь период действия Договора. Предложение действительно с 1 по 31 декабря 2008 года».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 22.01.2009.

22.01.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/122 22.01.2009 вынесено постановление № 3, которым ОАО КБ «Региональный кредит» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной ин-формации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Из материалов дела следует, что ОАО КБ «Региональный кредит», распространял на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года рекламу (хронометраж 10 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «15 % годовых по вкладу».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО КБ «Региональный кредит» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 15 % годовых.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть  воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, платежным поручением от 05.12.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 г. № 3, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований ОАО КБ «Региональный кредит» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 3 от 22.01.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.


stdClass Object ( [vid] => 6942 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО КБ "Региональный кредит" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю №3 от 22.01.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6942 [type] => solution [language] => ru [created] => 1236286800 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело № А73-1446/2009

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.02.2009г.  Полный текст решения изготовлен 06.02.2009г.

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев   в   открытом судебном   заседании   дело   по   заявлению   ОАО   КБ «Региональный кредит»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 № 3

при участии в судебном заседании представителей:

ОАО КБ «Региональный кредит» и административного органа

Сущность дела: Открытое акционерное обществе КБ «Региональный кредит» (далее ОАО КБ «Региональный кредит», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 22.01.2009 № 3, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представители административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 10 секунд) ОАО КБ «Региональный кредит», распространяемая на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Новогоднее предложение: вклад «Тропический» Делает зимний климат идеальным для выращивания денег в короткие сроки. Банк «Региональный кредит».

-визуальная информация:

крупным шрифтом: «Зима обещает быть жаркой. 15% Тропический вклад. Единый телефон (звонок бесплатный) 8-800-100-54-54. Банк региональный кредит. Г.Хабаровск, ул. Волочаевская, 153. тел.31-47-94».

мелким шрифтом (в течение трех секунд):

«Срок вклада-90 дней. Процентная ставка-15% годовых. Минимальная сумма вклада-10 000 рублей. Возможность пополнения - не менее 3 000 рублей в течении всего срока действия Договора. Выплата процентов об окончании срока действия Договора. Частичное снятие: снятие суммы денежных средств, до окончания срока действия Договора влечет расторжение Договора. При досрочном расторжении Договора сумма начисленных процентов пересчитывается по ставке 3% годовых за весь период действия Договора. Предложение действительно с 1 по 31 декабря 2008 года».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 22.01.2009.

22.01.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/122 22.01.2009 вынесено постановление № 3, которым ОАО КБ «Региональный кредит» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной ин-формации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Из материалов дела следует, что ОАО КБ «Региональный кредит», распространял на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года рекламу (хронометраж 10 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «15 % годовых по вкладу».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО КБ «Региональный кредит» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 15 % годовых.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть  воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, платежным поручением от 05.12.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 г. № 3, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований ОАО КБ «Региональный кредит» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 3 от 22.01.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.


[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело № А73-1446/2009

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.02.2009г.  Полный текст решения изготовлен 06.02.2009г.

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев   в   открытом судебном   заседании   дело   по   заявлению   ОАО   КБ «Региональный кредит»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 № 3

при участии в судебном заседании представителей:

ОАО КБ «Региональный кредит» и административного органа

Сущность дела: Открытое акционерное обществе КБ «Региональный кредит» (далее ОАО КБ «Региональный кредит», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 22.01.2009 № 3, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представители административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 10 секунд) ОАО КБ «Региональный кредит», распространяемая на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Новогоднее предложение: вклад «Тропический» Делает зимний климат идеальным для выращивания денег в короткие сроки. Банк «Региональный кредит».

-визуальная информация:

крупным шрифтом: «Зима обещает быть жаркой. 15% Тропический вклад. Единый телефон (звонок бесплатный) 8-800-100-54-54. Банк региональный кредит. Г.Хабаровск, ул. Волочаевская, 153. тел.31-47-94».

мелким шрифтом (в течение трех секунд):

«Срок вклада-90 дней. Процентная ставка-15% годовых. Минимальная сумма вклада-10 000 рублей. Возможность пополнения - не менее 3 000 рублей в течении всего срока действия Договора. Выплата процентов об окончании срока действия Договора. Частичное снятие: снятие суммы денежных средств, до окончания срока действия Договора влечет расторжение Договора. При досрочном расторжении Договора сумма начисленных процентов пересчитывается по ставке 3% годовых за весь период действия Договора. Предложение действительно с 1 по 31 декабря 2008 года».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 22.01.2009.

22.01.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/122 22.01.2009 вынесено постановление № 3, которым ОАО КБ «Региональный кредит» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной ин-формации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Из материалов дела следует, что ОАО КБ «Региональный кредит», распространял на телевизионном канале вещания «Первое краевое телевидение» с 03 по 09 декабря 2008 года рекламу (хронометраж 10 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «15 % годовых по вкладу».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО КБ «Региональный кредит» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 15 % годовых.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть  воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, платежным поручением от 05.12.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22.01.2009 г. № 3, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований ОАО КБ «Региональный кредит» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 3 от 22.01.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.



[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-06 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )