Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Восточный экспресс банк" об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 105 от 18.12.2008 г.

Номер дела: А73-67/2009
Дата публикации: 19 февраля 2009, 18:07

                                  Арбитражный суд Хабаровского края

 

                           Именем Российской Федерации

              

                        РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск

Дело № А73-67/2009

 

 Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, при участии в судебном заседании представителей заявителя и административного органа,

 

Сущность дела:

          Открытое акционерное обществе «Восточный экспресс банк» (далее -ОАО КБ «Восточный экспресс банк», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 18.12.2008 № 105, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

 В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласилась, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя и отмены оспариваемого постановления.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОЛО «Восточный экспресс банк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Готовитесь к рождеству. Мы тоже. 4000 сотрудников приготовили для Вас подарки: рождественские проценты по вкладам и кредитам. 400 отделений ждутВас. Восточный экспресс банк. Телефон 8 800 100 7 100».

визуальная информация:

крупным шрифтом: «4000 сотрудников. 400 отделений. Рождественские проценты по вкладам и кредитам. Вклады 11,9% 1 % = 12,9 %. Кредиты от 2% в месяц».

мелким шрифтом (в течение трех секунд): «Вклады.

Предложение действует с 01.10.2008 года. Срок действия предложения не определен. Ежемесячная выплата процентов или их капитализация по выбору вкладчика. Предусмотрена возможность частичного (вклад «рантье Сберплан») или полного (вклад «Сберкнижка. Сберплан») досрочного отзыва вклада при сохранении ставки за полные периоды капитализации. При досрочном отзыве вклада по прочим видам вкладов или за неполные периоды капитализации проценты начисляются по ставке «До востребования». Причем если в период фактического хранения средств эта ставка изменялась, то для расчета применяется каждое значение ставки пропорционально сроку ее действия. * Условия приведены вкладу «Рантье Миллионер» в рублях на срок 5 месяцев. Минимальная сумма вклада 2 500 000 рублей. Процентная ставка 12,9% годовых в рублях, 9, 4 % годовых в долларах США и ЕВРО.

Кредиты.

Ставка 30% годовых. Сумма: от 25 000 до 150 000 рублей. Срок: от 3 до 18 месяцев. Снятие наличных - 8,9%. Страхование жизни заемщика - 0,6 % в год. Погашение кредита через кассу Банка (независимо от назначения платежа) - 90 руб. Срок действия предложения не определен. Условия по кредиту приведены на  10 ноября 2008 года. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без указания причин. В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом 04.12.2008 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 18.12.2008.

18.12.2008 по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/123 18.12.2008 вынесено постановление № 105, которым ОАО КБ «Восточный экспресс банк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В судебном заседании осуществлялся просмотр рекламного ролика.

Из материалов дела следует, что ОАО «Восточный экспресс банк», распространял на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года рекламу (хронометраж 20 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «12, 9 % годовых по вкладу и от 2% в месяц по кредиту». Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся; минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО «Восточный экспресс банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 12, 9 % годовых и процент по кредиту от 2%.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица. Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, письмом ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск» от 26.11.2008, договором № 5/1 от 01.10.2007 об оказании услуг по размещению рекламы, платежным поручением от 26.11.2008, счетом № 5272 от 12.11.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

При назначении административного наказания антимонопольным органом правомерно       учтено,       что       имеются       обстоятельства       отягчающие административную    ответственность,    а    именно    привлечение" заявителя    к административной   ответственности   за   ненадлежащую   рекламу   финансовых

услуг.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьями 14.3, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

                                                                                                         РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

stdClass Object ( [vid] => 6944 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Восточный экспресс банк" об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 105 от 18.12.2008 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6944 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235020077 [changed] => 1391120273 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391120273 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                  Арбитражный суд Хабаровского края

 

                           Именем Российской Федерации

              

                        РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск

Дело № А73-67/2009

 

 Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, при участии в судебном заседании представителей заявителя и административного органа,

 

Сущность дела:

          Открытое акционерное обществе «Восточный экспресс банк» (далее -ОАО КБ «Восточный экспресс банк», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 18.12.2008 № 105, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

 В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласилась, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя и отмены оспариваемого постановления.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОЛО «Восточный экспресс банк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Готовитесь к рождеству. Мы тоже. 4000 сотрудников приготовили для Вас подарки: рождественские проценты по вкладам и кредитам. 400 отделений ждутВас. Восточный экспресс банк. Телефон 8 800 100 7 100».

визуальная информация:

крупным шрифтом: «4000 сотрудников. 400 отделений. Рождественские проценты по вкладам и кредитам. Вклады 11,9% 1 % = 12,9 %. Кредиты от 2% в месяц».

мелким шрифтом (в течение трех секунд): «Вклады.

Предложение действует с 01.10.2008 года. Срок действия предложения не определен. Ежемесячная выплата процентов или их капитализация по выбору вкладчика. Предусмотрена возможность частичного (вклад «рантье Сберплан») или полного (вклад «Сберкнижка. Сберплан») досрочного отзыва вклада при сохранении ставки за полные периоды капитализации. При досрочном отзыве вклада по прочим видам вкладов или за неполные периоды капитализации проценты начисляются по ставке «До востребования». Причем если в период фактического хранения средств эта ставка изменялась, то для расчета применяется каждое значение ставки пропорционально сроку ее действия. * Условия приведены вкладу «Рантье Миллионер» в рублях на срок 5 месяцев. Минимальная сумма вклада 2 500 000 рублей. Процентная ставка 12,9% годовых в рублях, 9, 4 % годовых в долларах США и ЕВРО.

Кредиты.

Ставка 30% годовых. Сумма: от 25 000 до 150 000 рублей. Срок: от 3 до 18 месяцев. Снятие наличных - 8,9%. Страхование жизни заемщика - 0,6 % в год. Погашение кредита через кассу Банка (независимо от назначения платежа) - 90 руб. Срок действия предложения не определен. Условия по кредиту приведены на  10 ноября 2008 года. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без указания причин. В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом 04.12.2008 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 18.12.2008.

18.12.2008 по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/123 18.12.2008 вынесено постановление № 105, которым ОАО КБ «Восточный экспресс банк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В судебном заседании осуществлялся просмотр рекламного ролика.

Из материалов дела следует, что ОАО «Восточный экспресс банк», распространял на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года рекламу (хронометраж 20 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «12, 9 % годовых по вкладу и от 2% в месяц по кредиту». Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся; минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО «Восточный экспресс банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 12, 9 % годовых и процент по кредиту от 2%.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица. Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, письмом ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск» от 26.11.2008, договором № 5/1 от 01.10.2007 об оказании услуг по размещению рекламы, платежным поручением от 26.11.2008, счетом № 5272 от 12.11.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

При назначении административного наказания антимонопольным органом правомерно       учтено,       что       имеются       обстоятельства       отягчающие административную    ответственность,    а    именно    привлечение" заявителя    к административной   ответственности   за   ненадлежащую   рекламу   финансовых

услуг.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьями 14.3, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

                                                                                                         РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                  Арбитражный суд Хабаровского края

 

                           Именем Российской Федерации

              

                        РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск

Дело № А73-67/2009

 

 Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, при участии в судебном заседании представителей заявителя и административного органа,

 

Сущность дела:

          Открытое акционерное обществе «Восточный экспресс банк» (далее -ОАО КБ «Восточный экспресс банк», заявитель, банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 18.12.2008 № 105, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

 В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласилась, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя и отмены оспариваемого постановления.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОЛО «Восточный экспресс банк», распространяемая на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года, в которой содержалась:

звуковая информация:

«Готовитесь к рождеству. Мы тоже. 4000 сотрудников приготовили для Вас подарки: рождественские проценты по вкладам и кредитам. 400 отделений ждутВас. Восточный экспресс банк. Телефон 8 800 100 7 100».

визуальная информация:

крупным шрифтом: «4000 сотрудников. 400 отделений. Рождественские проценты по вкладам и кредитам. Вклады 11,9% 1 % = 12,9 %. Кредиты от 2% в месяц».

мелким шрифтом (в течение трех секунд): «Вклады.

Предложение действует с 01.10.2008 года. Срок действия предложения не определен. Ежемесячная выплата процентов или их капитализация по выбору вкладчика. Предусмотрена возможность частичного (вклад «рантье Сберплан») или полного (вклад «Сберкнижка. Сберплан») досрочного отзыва вклада при сохранении ставки за полные периоды капитализации. При досрочном отзыве вклада по прочим видам вкладов или за неполные периоды капитализации проценты начисляются по ставке «До востребования». Причем если в период фактического хранения средств эта ставка изменялась, то для расчета применяется каждое значение ставки пропорционально сроку ее действия. * Условия приведены вкладу «Рантье Миллионер» в рублях на срок 5 месяцев. Минимальная сумма вклада 2 500 000 рублей. Процентная ставка 12,9% годовых в рублях, 9, 4 % годовых в долларах США и ЕВРО.

Кредиты.

Ставка 30% годовых. Сумма: от 25 000 до 150 000 рублей. Срок: от 3 до 18 месяцев. Снятие наличных - 8,9%. Страхование жизни заемщика - 0,6 % в год. Погашение кредита через кассу Банка (независимо от назначения платежа) - 90 руб. Срок действия предложения не определен. Условия по кредиту приведены на  10 ноября 2008 года. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без указания причин. В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы».

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом 04.12.2008 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Составление протокола назначено на 18.12.2008.

18.12.2008 по вышеуказанному факту, в присутствии представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/123 18.12.2008 вынесено постановление № 105, которым ОАО КБ «Восточный экспресс банк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 7 статьи 5 Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В судебном заседании осуществлялся просмотр рекламного ролика.

Из материалов дела следует, что ОАО «Восточный экспресс банк», распространял на телевизионном канале вещания «Российское телевидение» с 24 по 30 ноября 2008 года рекламу (хронометраж 20 секунд) о рождественских процентах по вкладам и кредитам.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада либо кредита на определенных рекламой условиях - «12, 9 % годовых по вкладу и от 2% в месяц по кредиту». Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся; минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада. В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление кредита, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

В данной рекламе ОАО «Восточный экспресс банк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - 12, 9 % годовых и процент по кредиту от 2%.

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время (около трех секунд), что не позволяет потребителю воспринимать информацию и тем самым знакомиться с условиями вклада и кредита.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада и кредита, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада и кредита в рекламе отсутствуют.

Кроме того, антимонопольным органом правильно указано, что в рекламе отсутствует условие о минимальной сумме пополнения вклада, данное условие должно указываться наравне с другими условиями, влияющими на сумму доходов.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада и кредита, в то время как фактически отсутствовали условия, влияющие на сумму доходов и расходов, которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица. Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов и кредита может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: рекламным видеороликом, тарифами банка, протоколом об административном правонарушении, письмом ЗАО «Видео Интернешнл-Хабаровск» от 26.11.2008, договором № 5/1 от 01.10.2007 об оказании услуг по размещению рекламы, платежным поручением от 26.11.2008, счетом № 5272 от 12.11.2008, техническим заданием на рекламную кампанию, и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28 - 30, настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.

При назначении административного наказания антимонопольным органом правомерно       учтено,       что       имеются       обстоятельства       отягчающие административную    ответственность,    а    именно    привлечение" заявителя    к административной   ответственности   за   ненадлежащую   рекламу   финансовых

услуг.

В связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьями 14.3, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

                                                                                                         РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.12.2008 № 105 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А73-67/2009 [format] => [safe_value] => А73-67/2009 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-19 08:07:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-19 08:07:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )