Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Востоккредитбанк" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю №69 от 23.06.2009 г.

Дата публикации: 22 июля 2009, 11:00

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск         

          

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2009 г. (16 час. 00 мин.), изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 22.07.2009 г. (17 час. 30 мин.).

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. ри участии в судебном заседании представителей заявителя  и административного органа.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Востоккредитбанк» (далее — ОАО «Востоккредитбанк», заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее — антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 23.06.2009 г. № 69, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО «Востоккредитбанк», распространяемая на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 17 мая 2009 года, в которой содержалась:

- звуковая информация: «Купить - не купить, копить - не копить. Хватить гадать, пора приумножать. Вклад «Хороший доход» от «Востоккредитбанка» Более 18% в год. «Востоккредитбанк» - забота, приносящая хороший доход. Телефон 7-999-55».

- визуальная информация: крупным шрифтом: «Хороший доход. Более 18%», мелким шрифтом (5 секунд): «При условии хранения вклада 2 года и ежемесячной капитализацией процентов. Пополнение без ограничений. Выплата процентов /капитализация ежемесячно. Минимальная сумма -10 ООО рублей. Срок размещения 2 года. Процентные ставки начисляются из расчета: 15,5% годовых за период с 1 по 360 день; 15,85% годовых за период с 361 по 730 день. Договор считается пролонгированным на условиях и на срок, предусмотренный Договором, процентная ставка устанавливается в размере ставки для данного вида вклада, действующей в банке на момент пролонгации, количество пролонгации Договором не ограничено. При досрочном расторжении Договора до 360 дней Банк выплачивает проценты по ставке процентов по вкладу «До востребования», в период с 361 до 730 дней Банк начисляет проценты за период с 1 по 360 день из расчета 15, 5% годовых и за период с 361 дня до дня расторжения Договора по ставке вклада «До востребования -1%.»

крупным шрифтом (5 секунд): «ОАО «Востоккредитбанк». Ул. Комсомольская, 102; 7 - 999 - 55; Хабаровск (4212). Адреса, лицензия».

Указанная реклама распространялась также в региональном эфире телека­нала «Российский информационный канал» с 11 по 31 мая 2009 года.

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем 25.05.2009 г. вынесено определение. Составление протокола назначено на 23.06.2009 г.

23.06.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии законного представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/79 23.06.2009 г. вынесено постановление № 69, которым ОАО «Востоккредитбанк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Определением от 13.07.2009 г. административным органом исправлена описка, допущенная при изготовлении постановления № 69 в части указания даты вынесения постановления 23.06.2008 г., надлежащей датой указана 23.06.2009 г.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, лари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 6 статьи 38 Закона содержится ответственность за нарушения требований статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг. влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Частью 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 года установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из материалов дела следует, что ОАО «Востоккредитбанк», распространяло на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 21 мая 2009 года и с 11 по 31 мая 2009 года рекламу (хронометраж 15 секунд) об условиях размещения вкладов.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях «более 18 % годовых».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада.

В данной рекламе ОАО «Востоккредитбанк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - «более 18 % годовых».

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада в рекламе отсутствуют.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для. потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: содержанием рекламного видеоролика, протоколом об административном правонарушении от 23.06.2009 г., актами об оказании услуг, платежными документами и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части. 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных статьями 5, 28 настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем, данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3, КоАП РФ. В связи с чем, отсутствуют основания  для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2009 г. № 69, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом наличия отягчающего обстоятельства, предусмотренного ст. 4.3 КоАП РФ - повторность совершения однородного административного правонарушения, при соблюдении положений ст. 4.6 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении требований ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

stdClass Object ( [vid] => 6955 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Востоккредитбанк" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю №69 от 23.06.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6955 [type] => solution [language] => ru [created] => 1248206400 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск         

          

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2009 г. (16 час. 00 мин.), изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 22.07.2009 г. (17 час. 30 мин.).

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. ри участии в судебном заседании представителей заявителя  и административного органа.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Востоккредитбанк» (далее — ОАО «Востоккредитбанк», заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее — антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 23.06.2009 г. № 69, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО «Востоккредитбанк», распространяемая на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 17 мая 2009 года, в которой содержалась:

- звуковая информация: «Купить - не купить, копить - не копить. Хватить гадать, пора приумножать. Вклад «Хороший доход» от «Востоккредитбанка» Более 18% в год. «Востоккредитбанк» - забота, приносящая хороший доход. Телефон 7-999-55».

- визуальная информация: крупным шрифтом: «Хороший доход. Более 18%», мелким шрифтом (5 секунд): «При условии хранения вклада 2 года и ежемесячной капитализацией процентов. Пополнение без ограничений. Выплата процентов /капитализация ежемесячно. Минимальная сумма -10 ООО рублей. Срок размещения 2 года. Процентные ставки начисляются из расчета: 15,5% годовых за период с 1 по 360 день; 15,85% годовых за период с 361 по 730 день. Договор считается пролонгированным на условиях и на срок, предусмотренный Договором, процентная ставка устанавливается в размере ставки для данного вида вклада, действующей в банке на момент пролонгации, количество пролонгации Договором не ограничено. При досрочном расторжении Договора до 360 дней Банк выплачивает проценты по ставке процентов по вкладу «До востребования», в период с 361 до 730 дней Банк начисляет проценты за период с 1 по 360 день из расчета 15, 5% годовых и за период с 361 дня до дня расторжения Договора по ставке вклада «До востребования -1%.»

крупным шрифтом (5 секунд): «ОАО «Востоккредитбанк». Ул. Комсомольская, 102; 7 - 999 - 55; Хабаровск (4212). Адреса, лицензия».

Указанная реклама распространялась также в региональном эфире телека­нала «Российский информационный канал» с 11 по 31 мая 2009 года.

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем 25.05.2009 г. вынесено определение. Составление протокола назначено на 23.06.2009 г.

23.06.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии законного представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/79 23.06.2009 г. вынесено постановление № 69, которым ОАО «Востоккредитбанк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Определением от 13.07.2009 г. административным органом исправлена описка, допущенная при изготовлении постановления № 69 в части указания даты вынесения постановления 23.06.2008 г., надлежащей датой указана 23.06.2009 г.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, лари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 6 статьи 38 Закона содержится ответственность за нарушения требований статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг. влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Частью 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 года установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из материалов дела следует, что ОАО «Востоккредитбанк», распространяло на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 21 мая 2009 года и с 11 по 31 мая 2009 года рекламу (хронометраж 15 секунд) об условиях размещения вкладов.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях «более 18 % годовых».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада.

В данной рекламе ОАО «Востоккредитбанк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - «более 18 % годовых».

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада в рекламе отсутствуют.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для. потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: содержанием рекламного видеоролика, протоколом об административном правонарушении от 23.06.2009 г., актами об оказании услуг, платежными документами и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части. 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных статьями 5, 28 настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем, данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3, КоАП РФ. В связи с чем, отсутствуют основания  для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2009 г. № 69, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом наличия отягчающего обстоятельства, предусмотренного ст. 4.3 КоАП РФ - повторность совершения однородного административного правонарушения, при соблюдении положений ст. 4.6 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении требований ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г. Хабаровск         

          

 

Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2009 г. (16 час. 00 мин.), изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 22.07.2009 г. (17 час. 30 мин.).

Арбитражный суд Хабаровского края, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. ри участии в судебном заседании представителей заявителя  и административного органа.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Востоккредитбанк» (далее — ОАО «Востоккредитбанк», заявитель, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее — антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 23.06.2009 г. № 69, которым банк привлечен к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 80 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях, изложенных в заявлении, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения банка к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.

Представитель административного органа в заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) ОАО «Востоккредитбанк», распространяемая на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 17 мая 2009 года, в которой содержалась:

- звуковая информация: «Купить - не купить, копить - не копить. Хватить гадать, пора приумножать. Вклад «Хороший доход» от «Востоккредитбанка» Более 18% в год. «Востоккредитбанк» - забота, приносящая хороший доход. Телефон 7-999-55».

- визуальная информация: крупным шрифтом: «Хороший доход. Более 18%», мелким шрифтом (5 секунд): «При условии хранения вклада 2 года и ежемесячной капитализацией процентов. Пополнение без ограничений. Выплата процентов /капитализация ежемесячно. Минимальная сумма -10 ООО рублей. Срок размещения 2 года. Процентные ставки начисляются из расчета: 15,5% годовых за период с 1 по 360 день; 15,85% годовых за период с 361 по 730 день. Договор считается пролонгированным на условиях и на срок, предусмотренный Договором, процентная ставка устанавливается в размере ставки для данного вида вклада, действующей в банке на момент пролонгации, количество пролонгации Договором не ограничено. При досрочном расторжении Договора до 360 дней Банк выплачивает проценты по ставке процентов по вкладу «До востребования», в период с 361 до 730 дней Банк начисляет проценты за период с 1 по 360 день из расчета 15, 5% годовых и за период с 361 дня до дня расторжения Договора по ставке вклада «До востребования -1%.»

крупным шрифтом (5 секунд): «ОАО «Востоккредитбанк». Ул. Комсомольская, 102; 7 - 999 - 55; Хабаровск (4212). Адреса, лицензия».

Указанная реклама распространялась также в региональном эфире телека­нала «Российский информационный канал» с 11 по 31 мая 2009 года.

Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Банком пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. за № 38-ФЗ.

По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем 25.05.2009 г. вынесено определение. Составление протокола назначено на 23.06.2009 г.

23.06.2009 г. по вышеуказанному факту, в присутствии законного представителя, в отношении банка по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/79 23.06.2009 г. вынесено постановление № 69, которым ОАО «Востоккредитбанк» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 80 000 рублей.

Определением от 13.07.2009 г. административным органом исправлена описка, допущенная при изготовлении постановления № 69 в части указания даты вынесения постановления 23.06.2008 г., надлежащей датой указана 23.06.2009 г.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»):

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, лари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

В части 6 статьи 38 Закона содержится ответственность за нарушения требований статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг. влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

Частью 7 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» № 38 от 13.03.2006 года установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из материалов дела следует, что ОАО «Востоккредитбанк», распространяло на телевизионном канале «Российское телевидение» с 10 по 21 мая 2009 года и с 11 по 31 мая 2009 года рекламу (хронометраж 15 секунд) об условиях размещения вкладов.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на условия выгодного накопления денежных средств путем депозитного вклада либо заключения кредитного договора с низкой процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях «более 18 % годовых».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению договоров, реклама стимулирует население для обращения в кредитную организацию заключения договора банковского вклада или кредита.

Антимонопольным органом в своем постановлении правильно указано, что к условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании вклада.

В данной рекламе ОАО «Востоккредитбанк» указывает такие условия договора, как максимальная процентная ставка по вкладу - «более 18 % годовых».

Формально условия, влияющие на сумму доходов и расходов, информация об указанных условиях в рекламе присутствует, однако данные сведения выполнены мелким шрифтом и транслируются короткое время, что не позволяет потребителю воспринимать информацию.

Из вышесказанного следует, что, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов и расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации о процентных ставках, информация представлена так, что она не может быть воспринята потребителем, то есть фактически сведения об иных условиях вклада в рекламе отсутствуют.

Таким образом, в размещенной рекламе Банком доступно, были указаны только привлекательные для. потенциальных потребителей рекламы условия банковского вклада.

Отсутствие указанной информации является существенным для потребителей рекламы, поскольку реклама в том виде, в котором она была размещена, способна обмануть сформированные ею ожидания потребителей рекламы. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях банковских вкладов может привести к искаженному представлению ими о полученных в будущем реальных доходах и расходах.

Факт вменяемого правонарушения и вина Банка подтверждаются имеющимися в материалах доказательствами: содержанием рекламного видеоролика, протоколом об административном правонарушении от 23.06.2009 г., актами об оказании услуг, платежными документами и иными документами.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части. 2 названной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Банка заключается в не принятии им всех возможным мер по исполнению требований законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Рекламодатель несет ответственность за нарушение, в частности требований, установленных статьями 5, 28 настоящего Федерального закона.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем, данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3, КоАП РФ. В связи с чем, отсутствуют основания  для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.06.2009 г. № 69, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в размещении ненадлежащей рекламы, вина банка доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом наличия отягчающего обстоятельства, предусмотренного ст. 4.3 КоАП РФ - повторность совершения однородного административного правонарушения, при соблюдении положений ст. 4.6 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении требований ОАО «Востоккредитбанк» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 69 от 23.06.2009 г. отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-22 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-22 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )