Решение ипредписание по делу о нарушении ООО "РН-Востокнефтепродукт" антимонопольного законодательства

Номер дела: 3-1/263
Дата публикации: 11 июня 2013, 14:56

РЕШЕНИЕ № 10

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.

Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.

Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.

При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.

В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.

По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:

– по составу покупателей или продавцов товара;

– условиям обращения товара;

– условиям доступа на товарный рынок.

В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:

ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.

Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.

Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.

Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).

Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).

Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.

Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.

Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:

1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>

2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>

3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>

4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>

5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>

6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>

Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>

Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.

<…>

Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.

<…>

Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:

1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>

2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>

3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>

4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>

5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>

Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.

Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.

В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.

В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:

 

 

Наименование нефтепродукта

Плотность нефтепродуктов (г/см³)

зима

(1 января)

весна

(1 апреля)

лето

(1 июля)

осень

(1 октября)

Бензин автомобильный А-80

0,7615

0,7477

0,7409

0,7425

Бензин автомобильный Аи-92

0,7747

0,7510

0,7560

0,7617

Бензин автомобильный Аи-95

0,7722

0,7650

0,7584

0,7679

Бензин автомобильный Аи-98

0,7782

0,7757

0,7615

0,7637

Дизельное топливо

0,8407

0,8505

0,8365

0,8352

 

Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.

Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.

Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).

Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.

Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.

Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).

Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.

2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.

3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.

2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.

stdClass Object ( [vid] => 8758 [uid] => 5 [title] => Решение ипредписание по делу о нарушении ООО "РН-Востокнефтепродукт" антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8758 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371441597 [changed] => 1371441597 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371441597 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 10

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.

Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.

Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.

При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.

В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.

По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:

– по составу покупателей или продавцов товара;

– условиям обращения товара;

– условиям доступа на товарный рынок.

В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:

ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.

Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.

Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.

Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).

Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).

Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.

Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.

Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:

1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>

2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>

3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>

4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>

5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>

6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>

Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>

Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.

<…>

Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.

<…>

Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:

1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>

2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>

3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>

4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>

5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>

Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.

Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.

В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.

В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:

 

 

Наименование нефтепродукта

Плотность нефтепродуктов (г/см³)

зима

(1 января)

весна

(1 апреля)

лето

(1 июля)

осень

(1 октября)

Бензин автомобильный А-80

0,7615

0,7477

0,7409

0,7425

Бензин автомобильный Аи-92

0,7747

0,7510

0,7560

0,7617

Бензин автомобильный Аи-95

0,7722

0,7650

0,7584

0,7679

Бензин автомобильный Аи-98

0,7782

0,7757

0,7615

0,7637

Дизельное топливо

0,8407

0,8505

0,8365

0,8352

 

Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.

Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.

Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).

Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.

Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.

Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).

Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.

2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.

3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.

2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 10

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.

Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.

Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.

Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.

При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).

Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.

В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.

По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:

– по составу покупателей или продавцов товара;

– условиям обращения товара;

– условиям доступа на товарный рынок.

В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Как установлено частью 1 статьи 6  Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:

ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.

Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.

Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.

Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».

Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).

Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).

Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.

Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.

Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:

1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>

2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>

3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>

4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>

5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>

6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>

Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.

Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>

Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.

<…>

Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.

<…>

Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:

1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>

2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>

3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>

4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>

5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>

Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.

Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.

В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.

В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).

По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:

 

 

Наименование нефтепродукта

Плотность нефтепродуктов (г/см³)

зима

(1 января)

весна

(1 апреля)

лето

(1 июля)

осень

(1 октября)

Бензин автомобильный А-80

0,7615

0,7477

0,7409

0,7425

Бензин автомобильный Аи-92

0,7747

0,7510

0,7560

0,7617

Бензин автомобильный Аи-95

0,7722

0,7650

0,7584

0,7679

Бензин автомобильный Аи-98

0,7782

0,7757

0,7615

0,7637

Дизельное топливо

0,8407

0,8505

0,8365

0,8352

 

Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.

Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.

Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).

Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.

Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.

Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.

Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).

Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.

2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.

3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.

2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3-1/263 [format] => [safe_value] => 3-1/263 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 43 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 43 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] =>
[format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 81 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 81 [vid] => 1 [name] => ограничение конкуренции [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 78 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 78 [vid] => 1 [name] => элоупотребление доминированием [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-11 03:56:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-05 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371441597 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )