Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законодательства ИП Николаенко

Номер дела: 4-05/84
Дата публикации: 28 августа 2013, 11:41

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4/05-84

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/84 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  рекламы стимулирующей лотереи без наличия  специального разрешения и рекламы доставки воды дистанционным способом продажи с нарушением требований  пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе», в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела; лицо, в действиях которого  содержатся признаки   нарушения законодательства РФ о рекламе,  ИП Николаенко М.М. не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили  заявления гражданина *** (вх.№ 5/6605 от 05.08.2013г. и №  5/6680 от 07.08.2013г.) о наличии признаков  нарушения рекламного законодательства  при распространении в газете «Для Вас» рекламных объявлений следующего содержания:

 - в № 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5 «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- в № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11 «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее».

Реклама по доставке воды направлена на привлечение внимания потребителя к продаже природной питьевой воды «Родниковая»  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама знакомит  покупателя  с описанием товара  посредством газеты «Для Вас», исключая возможность  непосредственного ознакомления с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону о намерении потребителя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемая реклама не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламный материал на 11 стр. газеты «Для Вас» в №  29(137) от 05.08.2013г. содержит предложение принять  участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее.

В результате представленных  документов об условиях проведения беспроигрышной  Slim-Лотереи установлено следующее.

Рекламируемая акция о проведении беспроигрышной  Slim-Лотереи,  главным условием участия в которой является приобретение абонементов на два и более месяца  в «Slim-клубе»,  проводимая  в целях стимулирования продажи абонементов и  привлечение клиентов за счет их участия в данной акции, является стимулирующей лотереей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лотереях» (№ 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г.) лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.         

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

На основании части 3 статьи 3 названного закона лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей.

В конкретном случае право на участие в розыгрыше не связано с внесением платы и обусловлено  совершением ее участниками  определенных действий, предусмотренных  условиями лотереи (приобретение абонементов в клуб на два и более  месяца). Заявленный призовой фонд в получении различных видов услуг, оказываемых клубом и  абонементов для занятий в данном клубе, в том числе получение бесплатных бонусных занятий, сформирован  за счет организатора лотереи.

По совокупности нормативных требований, изложенных в статье 7 ФЗ «О лотереях», право на организацию и проведение стимулирующей лотереи наступает после обязательного соблюдения  документальной процедуры, включающей в себя  подачу уведомления об  условиях стимулирующей лотереи,  внесение ее в реестр лотерей и присвоение регистрационного номера.

Таким образом, правомерность проведения стимулирующей лотереи наступает только после получения разрешения уполномоченного органа.

Установлено, что распространение рекламы «Беспроигрышной «Slim-Лотерее»,  осуществлено без наличия соответствующего разрешения.

На основании пункта 7 статьи 7  Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама услуг, на реализацию которых требуется получение специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона названного закона ответственность за данные нарушения несет рекламораспространитель.

 Установлено, что рекламораспространителем указанных реклам является учредитель рекламного еженедельника «Для Вас» ИП Николаенко.

Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации серии ПИ №  27-00147 от 17.09.2010г. 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее», распространяемые  ИП Николанко в рекламном еженедельнике «Для Вас» (№ 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5  и  № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11)  , поскольку в них нарушены требования пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Николаенко предписание   о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  на основании своего решения от 22 августа 2013 года по  делу № 4-05/84 о признании ненадлежащими  реклам стимулирующей лотереи и доставки воды дистанционном способе продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Николаенко в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение в рекламном еженедельнике «Для Вас»:

- рекламы стимулирующей лотереи без наличия специального разрешения с нарушением требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;

- рекламы доставки воды при дистанционном способе продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. ИП Николаенко представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02 сентября 2013 года.

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

stdClass Object ( [vid] => 8972 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законодательства ИП Николаенко [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8972 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378255465 [changed] => 1378255465 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378255465 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4/05-84

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/84 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  рекламы стимулирующей лотереи без наличия  специального разрешения и рекламы доставки воды дистанционным способом продажи с нарушением требований  пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе», в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела; лицо, в действиях которого  содержатся признаки   нарушения законодательства РФ о рекламе,  ИП Николаенко М.М. не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили  заявления гражданина *** (вх.№ 5/6605 от 05.08.2013г. и №  5/6680 от 07.08.2013г.) о наличии признаков  нарушения рекламного законодательства  при распространении в газете «Для Вас» рекламных объявлений следующего содержания:

 - в № 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5 «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- в № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11 «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее».

Реклама по доставке воды направлена на привлечение внимания потребителя к продаже природной питьевой воды «Родниковая»  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама знакомит  покупателя  с описанием товара  посредством газеты «Для Вас», исключая возможность  непосредственного ознакомления с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону о намерении потребителя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемая реклама не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламный материал на 11 стр. газеты «Для Вас» в №  29(137) от 05.08.2013г. содержит предложение принять  участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее.

В результате представленных  документов об условиях проведения беспроигрышной  Slim-Лотереи установлено следующее.

Рекламируемая акция о проведении беспроигрышной  Slim-Лотереи,  главным условием участия в которой является приобретение абонементов на два и более месяца  в «Slim-клубе»,  проводимая  в целях стимулирования продажи абонементов и  привлечение клиентов за счет их участия в данной акции, является стимулирующей лотереей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лотереях» (№ 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г.) лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.         

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

На основании части 3 статьи 3 названного закона лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей.

В конкретном случае право на участие в розыгрыше не связано с внесением платы и обусловлено  совершением ее участниками  определенных действий, предусмотренных  условиями лотереи (приобретение абонементов в клуб на два и более  месяца). Заявленный призовой фонд в получении различных видов услуг, оказываемых клубом и  абонементов для занятий в данном клубе, в том числе получение бесплатных бонусных занятий, сформирован  за счет организатора лотереи.

По совокупности нормативных требований, изложенных в статье 7 ФЗ «О лотереях», право на организацию и проведение стимулирующей лотереи наступает после обязательного соблюдения  документальной процедуры, включающей в себя  подачу уведомления об  условиях стимулирующей лотереи,  внесение ее в реестр лотерей и присвоение регистрационного номера.

Таким образом, правомерность проведения стимулирующей лотереи наступает только после получения разрешения уполномоченного органа.

Установлено, что распространение рекламы «Беспроигрышной «Slim-Лотерее»,  осуществлено без наличия соответствующего разрешения.

На основании пункта 7 статьи 7  Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама услуг, на реализацию которых требуется получение специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона названного закона ответственность за данные нарушения несет рекламораспространитель.

 Установлено, что рекламораспространителем указанных реклам является учредитель рекламного еженедельника «Для Вас» ИП Николаенко.

Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации серии ПИ №  27-00147 от 17.09.2010г. 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее», распространяемые  ИП Николанко в рекламном еженедельнике «Для Вас» (№ 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5  и  № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11)  , поскольку в них нарушены требования пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Николаенко предписание   о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  на основании своего решения от 22 августа 2013 года по  делу № 4-05/84 о признании ненадлежащими  реклам стимулирующей лотереи и доставки воды дистанционном способе продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Николаенко в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение в рекламном еженедельнике «Для Вас»:

- рекламы стимулирующей лотереи без наличия специального разрешения с нарушением требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;

- рекламы доставки воды при дистанционном способе продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. ИП Николаенко представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02 сентября 2013 года.

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4/05-84

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/84 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  рекламы стимулирующей лотереи без наличия  специального разрешения и рекламы доставки воды дистанционным способом продажи с нарушением требований  пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе», в отсутствие представителей заявителя, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела; лицо, в действиях которого  содержатся признаки   нарушения законодательства РФ о рекламе,  ИП Николаенко М.М. не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили  заявления гражданина *** (вх.№ 5/6605 от 05.08.2013г. и №  5/6680 от 07.08.2013г.) о наличии признаков  нарушения рекламного законодательства  при распространении в газете «Для Вас» рекламных объявлений следующего содержания:

 - в № 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5 «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- в № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11 «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее».

Реклама по доставке воды направлена на привлечение внимания потребителя к продаже природной питьевой воды «Родниковая»  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама знакомит  покупателя  с описанием товара  посредством газеты «Для Вас», исключая возможность  непосредственного ознакомления с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону о намерении потребителя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемая реклама не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламный материал на 11 стр. газеты «Для Вас» в №  29(137) от 05.08.2013г. содержит предложение принять  участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее.

В результате представленных  документов об условиях проведения беспроигрышной  Slim-Лотереи установлено следующее.

Рекламируемая акция о проведении беспроигрышной  Slim-Лотереи,  главным условием участия в которой является приобретение абонементов на два и более месяца  в «Slim-клубе»,  проводимая  в целях стимулирования продажи абонементов и  привлечение клиентов за счет их участия в данной акции, является стимулирующей лотереей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О лотереях» (№ 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г.) лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.         

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

На основании части 3 статьи 3 названного закона лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей.

В конкретном случае право на участие в розыгрыше не связано с внесением платы и обусловлено  совершением ее участниками  определенных действий, предусмотренных  условиями лотереи (приобретение абонементов в клуб на два и более  месяца). Заявленный призовой фонд в получении различных видов услуг, оказываемых клубом и  абонементов для занятий в данном клубе, в том числе получение бесплатных бонусных занятий, сформирован  за счет организатора лотереи.

По совокупности нормативных требований, изложенных в статье 7 ФЗ «О лотереях», право на организацию и проведение стимулирующей лотереи наступает после обязательного соблюдения  документальной процедуры, включающей в себя  подачу уведомления об  условиях стимулирующей лотереи,  внесение ее в реестр лотерей и присвоение регистрационного номера.

Таким образом, правомерность проведения стимулирующей лотереи наступает только после получения разрешения уполномоченного органа.

Установлено, что распространение рекламы «Беспроигрышной «Slim-Лотерее»,  осуществлено без наличия соответствующего разрешения.

На основании пункта 7 статьи 7  Федерального закона «О рекламе»  не допускается реклама услуг, на реализацию которых требуется получение специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона названного закона ответственность за данные нарушения несет рекламораспространитель.

 Установлено, что рекламораспространителем указанных реклам является учредитель рекламного еженедельника «Для Вас» ИП Николаенко.

Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации средства массовой информации серии ПИ №  27-00147 от 17.09.2010г. 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «Вода для всех. Доставка  природной питьевой воды. 51-14-55, 54-37-37. Комсомольск-на-Амуре,  ул.Кирова, 67. Родниковая Дальневосточная»;

- «Slim club международная сеть wellness-студий для женщин. Идеальное тело  без диет и усилий! Пр. Ленина, 28, тел.8-914-423-23-47, www.slimclub.ru. С 1.08 по 17.08 приглашаем принять участие в беспроигрышной  Slim-Лотерее», распространяемые  ИП Николанко в рекламном еженедельнике «Для Вас» (№ 28(136) от 29.07.2013г., стр.  5  и  № 29(137) от 05.08.2013г. стр. 11)  , поскольку в них нарушены требования пункта 7 статьи 7, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Николаенко предписание   о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22 августа 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  на основании своего решения от 22 августа 2013 года по  делу № 4-05/84 о признании ненадлежащими  реклам стимулирующей лотереи и доставки воды дистанционном способе продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Николаенко в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение в рекламном еженедельнике «Для Вас»:

- рекламы стимулирующей лотереи без наличия специального разрешения с нарушением требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе»;

- рекламы доставки воды при дистанционном способе продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. ИП Николаенко представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02 сентября 2013 года.

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/84 [format] => [safe_value] => 4-05/84 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-28 00:41:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-21 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378255465 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )