Азиатско-Тихоокеанский банк оштрафован за ненадлежащую рекламу финансовых услуг

Номер дела: 4-05/111
Дата публикации: 22 января 2014, 14:28

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   1

о наложении штрафа по делу №  4-05/111

 об административном правонарушении

 

 16 января  2014 года                                                                                                   г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от  20  декабря 2013 года  и материалы дела № 4-05/111 об административном правонарушении, в отношении «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО) (ИНН  2801023444 , дата гос. регистрации – 22.08.2002 г., место нахождения: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии  представителя «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО)   (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 12 ноября   2013 года отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) «Азиатско- Тихоокеанский банк» (ОАО),  распространяемая  на телевизионном канале «СТС»,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«На Руси нынче праздник! Крепостную ипотеку отменили. Теперь ипотека родная. До 30 лет, с первым взносом  20% и всего под 12% годовых. АТБ – народный банк!».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Указ. Крепостную ипотеку отменить! Народная ипотека. До 30 лет, 20% взнос, от 12% годовых. АТБ. Азиатско – Тихоокеанский Банк». 8-800-100 -1-321 (звонок бесплатный). www.atb.su, атб.рф.

       мелким шрифтом (в течение 15 секунд):           

       «Кредит «АТБ – Ипотека». Сумма до  8 млн. руб. Срок 3-30 лет. Ставка 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%). Платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), пеня 1% от суммы платежа за каждый день просрочки, 700 руб. единовременно при образовании просрочки. Гашение кредита в терминале 50 руб. Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Ген. Лиц. ЦБ РФ   № 1810».

 

Срок распространения рекламы с  04 по 12 ноября 2013 года.

 Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  ипотечного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

 

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  ипотечный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

В рекламе крупно  указаны часть  условий ипотечного договора – срок, первоначальный взнос, процентная ставка. 

Остальные условия, такие как: сумма кредита, процентные ставки при разных  суммах первоначального взноса,   платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика, гашение кредита в терминале  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Таким образом, форма подачи информации в рекламе банковского продукта  направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц на информацию о сроке кредита, процентной ставке первоначального взноса и процентной годовой ставке.

А информация о том, что такая процентная ставка может быть получена  при сумме до  8 млн. рублей, сроке 3-30 лет,  ставке 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%), платеже за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), гашении кредита в терминале 50 рублей изложена только в виде визуальной информации более мелким шрифтом черного цвета в тексте большого содержания, короткое время.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта и время трансляции  рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта и время трансляции  может быть любым, поскольку это противоречит положениям ст. 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

   Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

            Такие условия как:   оплата  услуг страхования; необходимость нотариального заверения документов, выезд сотрудника  на оценку имущества и иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа в рекламе вообще не указаны.

                В процессе подписания протокола в присутствии представителя  банка  (по доверенности)  сделан звонок  по номеру 8-800-100 -1-321 кредитному эксперту «Азиатско - Тихоокеанский банк»  (ОАО),  который подтвердил  обязательность расходов      по оплате  услуг страхования; необходимости нотариального заверения  документов, выезда сотрудника  на оценку имущества. 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  по ипотечному договору, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях ипотеки, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, указав, что в рекламе необходимые надписи читаемы, а условия, отсутствующие в рекламе, не являются обязательными.

Данные доводы не принимаются по вышеизложенным основаниям.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Отсутствием в рекламе информации об условиях договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита, Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО) вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (договора кредита), что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части  2, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

            В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  статьи 5, статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  «Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния»  от 18.11.2013 года № 5/10166, ООО «РА «ДВ Регион» от 20.11.2013 № 5/10257.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  7 от 12.02.2013 года по делу № 4-05/ 7 «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) подвергалось административному штрафу в размере 300 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг, распространяемую в электронных СМИ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 400 000   (четыреста  тысяч)  рублей.

 

stdClass Object ( [vid] => 9366 [uid] => 5 [title] => Азиатско-Тихоокеанский банк оштрафован за ненадлежащую рекламу финансовых услуг [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9366 [type] => solution [language] => ru [created] => 1390361497 [changed] => 1390361497 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1390361497 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   1

о наложении штрафа по делу №  4-05/111

 об административном правонарушении

 

 16 января  2014 года                                                                                                   г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от  20  декабря 2013 года  и материалы дела № 4-05/111 об административном правонарушении, в отношении «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО) (ИНН  2801023444 , дата гос. регистрации – 22.08.2002 г., место нахождения: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии  представителя «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО)   (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 12 ноября   2013 года отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) «Азиатско- Тихоокеанский банк» (ОАО),  распространяемая  на телевизионном канале «СТС»,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«На Руси нынче праздник! Крепостную ипотеку отменили. Теперь ипотека родная. До 30 лет, с первым взносом  20% и всего под 12% годовых. АТБ – народный банк!».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Указ. Крепостную ипотеку отменить! Народная ипотека. До 30 лет, 20% взнос, от 12% годовых. АТБ. Азиатско – Тихоокеанский Банк». 8-800-100 -1-321 (звонок бесплатный). www.atb.su, атб.рф.

       мелким шрифтом (в течение 15 секунд):           

       «Кредит «АТБ – Ипотека». Сумма до  8 млн. руб. Срок 3-30 лет. Ставка 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%). Платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), пеня 1% от суммы платежа за каждый день просрочки, 700 руб. единовременно при образовании просрочки. Гашение кредита в терминале 50 руб. Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Ген. Лиц. ЦБ РФ   № 1810».

 

Срок распространения рекламы с  04 по 12 ноября 2013 года.

 Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  ипотечного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

 

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  ипотечный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

В рекламе крупно  указаны часть  условий ипотечного договора – срок, первоначальный взнос, процентная ставка. 

Остальные условия, такие как: сумма кредита, процентные ставки при разных  суммах первоначального взноса,   платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика, гашение кредита в терминале  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Таким образом, форма подачи информации в рекламе банковского продукта  направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц на информацию о сроке кредита, процентной ставке первоначального взноса и процентной годовой ставке.

А информация о том, что такая процентная ставка может быть получена  при сумме до  8 млн. рублей, сроке 3-30 лет,  ставке 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%), платеже за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), гашении кредита в терминале 50 рублей изложена только в виде визуальной информации более мелким шрифтом черного цвета в тексте большого содержания, короткое время.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта и время трансляции  рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта и время трансляции  может быть любым, поскольку это противоречит положениям ст. 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

   Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

            Такие условия как:   оплата  услуг страхования; необходимость нотариального заверения документов, выезд сотрудника  на оценку имущества и иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа в рекламе вообще не указаны.

                В процессе подписания протокола в присутствии представителя  банка  (по доверенности)  сделан звонок  по номеру 8-800-100 -1-321 кредитному эксперту «Азиатско - Тихоокеанский банк»  (ОАО),  который подтвердил  обязательность расходов      по оплате  услуг страхования; необходимости нотариального заверения  документов, выезда сотрудника  на оценку имущества. 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  по ипотечному договору, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях ипотеки, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, указав, что в рекламе необходимые надписи читаемы, а условия, отсутствующие в рекламе, не являются обязательными.

Данные доводы не принимаются по вышеизложенным основаниям.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Отсутствием в рекламе информации об условиях договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита, Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО) вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (договора кредита), что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части  2, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

            В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  статьи 5, статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  «Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния»  от 18.11.2013 года № 5/10166, ООО «РА «ДВ Регион» от 20.11.2013 № 5/10257.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  7 от 12.02.2013 года по делу № 4-05/ 7 «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) подвергалось административному штрафу в размере 300 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг, распространяемую в электронных СМИ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 400 000   (четыреста  тысяч)  рублей.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   1

о наложении штрафа по делу №  4-05/111

 об административном правонарушении

 

 16 января  2014 года                                                                                                   г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от  20  декабря 2013 года  и материалы дела № 4-05/111 об административном правонарушении, в отношении «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО) (ИНН  2801023444 , дата гос. регистрации – 22.08.2002 г., место нахождения: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии  представителя «Азиатско - Тихоокеанский банк» (ОАО)   (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 12 ноября   2013 года отслежена реклама (хронометраж 15 секунд) «Азиатско- Тихоокеанский банк» (ОАО),  распространяемая  на телевизионном канале «СТС»,  в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«На Руси нынче праздник! Крепостную ипотеку отменили. Теперь ипотека родная. До 30 лет, с первым взносом  20% и всего под 12% годовых. АТБ – народный банк!».

- визуальная информация:

крупным шрифтом:

«Указ. Крепостную ипотеку отменить! Народная ипотека. До 30 лет, 20% взнос, от 12% годовых. АТБ. Азиатско – Тихоокеанский Банк». 8-800-100 -1-321 (звонок бесплатный). www.atb.su, атб.рф.

       мелким шрифтом (в течение 15 секунд):           

       «Кредит «АТБ – Ипотека». Сумма до  8 млн. руб. Срок 3-30 лет. Ставка 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%). Платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), пеня 1% от суммы платежа за каждый день просрочки, 700 руб. единовременно при образовании просрочки. Гашение кредита в терминале 50 руб. Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Ген. Лиц. ЦБ РФ   № 1810».

 

Срок распространения рекламы с  04 по 12 ноября 2013 года.

 Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  ипотечного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

 

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  ипотечный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

В рекламе крупно  указаны часть  условий ипотечного договора – срок, первоначальный взнос, процентная ставка. 

Остальные условия, такие как: сумма кредита, процентные ставки при разных  суммах первоначального взноса,   платеж за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика, гашение кредита в терминале  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Таким образом, форма подачи информации в рекламе банковского продукта  направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц на информацию о сроке кредита, процентной ставке первоначального взноса и процентной годовой ставке.

А информация о том, что такая процентная ставка может быть получена  при сумме до  8 млн. рублей, сроке 3-30 лет,  ставке 12% в год (при первонач. взносе от 20% до 70%), и 15% в год (при первонач. взносе от 10%  до 19%), платеже за выдачу наличных в кассе или за перечисление денег заемщика на счет продавца/застройщика -1, 5% от суммы кредита (единовременно), гашении кредита в терминале 50 рублей изложена только в виде визуальной информации более мелким шрифтом черного цвета в тексте большого содержания, короткое время.

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта и время трансляции  рекламных надписей, не свидетельствует о том, что размер шрифта и время трансляции  может быть любым, поскольку это противоречит положениям ст. 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

   Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

            Такие условия как:   оплата  услуг страхования; необходимость нотариального заверения документов, выезд сотрудника  на оценку имущества и иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа в рекламе вообще не указаны.

                В процессе подписания протокола в присутствии представителя  банка  (по доверенности)  сделан звонок  по номеру 8-800-100 -1-321 кредитному эксперту «Азиатско - Тихоокеанский банк»  (ОАО),  который подтвердил  обязательность расходов      по оплате  услуг страхования; необходимости нотариального заверения  документов, выезда сотрудника  на оценку имущества. 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  по ипотечному договору, влияющих на сумму расходов, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях ипотеки, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, указав, что в рекламе необходимые надписи читаемы, а условия, отсутствующие в рекламе, не являются обязательными.

Данные доводы не принимаются по вышеизложенным основаниям.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

            Отсутствием в рекламе информации об условиях договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита, Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО) вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара (договора кредита), что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части  2, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

            В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  статьи 5, статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  «Азиатско – Тихоокеанский Банк» (ОАО). Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния»  от 18.11.2013 года № 5/10166, ООО «РА «ДВ Регион» от 20.11.2013 № 5/10257.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  7 от 12.02.2013 года по делу № 4-05/ 7 «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) подвергалось административному штрафу в размере 300 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг, распространяемую в электронных СМИ.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к «Азиатско – Тихоокеанский банк» (ОАО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 400 000   (четыреста  тысяч)  рублей.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 1 [format] => [safe_value] => 1 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/111 [format] => [safe_value] => 4-05/111 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-22 03:28:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-16 03:28:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1390361497 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )