Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законодательства при распространении рекламы кальян-бара и доставки блюд

Номер дела: 4-05/8
Дата публикации: 30 января 2014, 12:38

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4-05/8

 

24 января 2014 года                                                                 г.Хабаровск       

                                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  реклам кальян-бара и доставки блюд дистанционным способом продажи  с нарушением требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Бектяшкиной (по доверенности),  

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  в  журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) за период с 01 по 15 октября 2013 года на обложке  журнала отслежена следующая реклама: «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что  реклама – это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная  неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания  к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке. 

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Размещенная в журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) на последней странице журнала реклама клуба «Моцарт» является комплексной, содержит несколько объектов рекламирования, в том числе, его местонахождение и услуги, которые предлагаются в данном клубе потребителям.

Среди  перечисленных в рекламе  услуг значится кальян-бар.  Согласно ГОСТ Р52463-2005 кальян- устройство для курения, состоящее из соединенных  между собой емкостей для табака, сосуда  с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков.

Комплексный характер рекламы  (наличие  в ней нескольких объектов рекламирования)  не исключает соблюдение  нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебречь  теми или иными требованиями  Закона.

Федеральным законом от 21.10.2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях  РФ  и  Федеральный Закон «О рекламе», в связи с принятием ФЗ № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»,  статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила законную силу, а статья 7 ФЗ «О рекламе» дополнена пунктом 8, в соответствии с которым  не допускается реклама  табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

На момент выхода журнала   действовали нормы ФЗ «О рекламе», согласно которым реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться  на первой и последней  полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (пункт 3 часть 2 статья 23).

В ходе рассмотрения дела в журнале отслежены следующие рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, пасты. Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20».

Анализ  рекламных материалов  позволяет сделать вывод, что рекламы направлены на привлечение внимания потребителя к продаже товаров блюд китайской и итальянской кухни  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным  с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором. Указанные рекламы знакомят  покупателей  с описанием товаров  посредством журнала «Выбирай», исключая возможность  непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону  о намерении покупателя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемые рекламы не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

В процессе рассмотрения дела представитель ИП Бектяшкиной с выявленными нарушениями согласилась.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  за нарушения требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Установлено, что рекламораспространителем является ИП Бектяшкина.

 Данный факт подтверждается  издательским договором № 1ИВ/2012 от 01.01.2012 г., заключенным между  ООО «Издательская группа «Парамон» и ИП Бектяшкиной.  

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, паст Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20»;

- «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru»,

 распространенные  ИП Бектяшкиной  в журнале «Выбирай»  в № 17 (050) с 01 по 15 октября 2013 г., поскольку  в них  нарушены требования  статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Бектяшкиной  предписание   о прекращении нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

 3. Предписание   о прекращении нарушения требований пункта 3 части 2 статьи 23  ФЗ «О рекламе» ИП Бектяшкиной не выдавать в связи с тем, что указанная статья закона утратила силу.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

24 января  2014 года                                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24 января 2014 года по  делу № 4-05/8 о признании ненадлежащих реклам блюд при дистанционном способе их продажи,   и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Бектяшкиной  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение реклам блюд при дистанционном способе их продажи  без указания сведений о наименовании,  месте нахождении и основном государственном регистрационном номере  продавца.

2. ИП Бектяшкиной представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 04 февраля 2014 года .

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

stdClass Object ( [vid] => 9379 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законодательства при распространении рекламы кальян-бара и доставки блюд [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9379 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391046073 [changed] => 1391046187 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391046187 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4-05/8

 

24 января 2014 года                                                                 г.Хабаровск       

                                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  реклам кальян-бара и доставки блюд дистанционным способом продажи  с нарушением требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Бектяшкиной (по доверенности),  

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  в  журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) за период с 01 по 15 октября 2013 года на обложке  журнала отслежена следующая реклама: «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что  реклама – это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная  неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания  к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке. 

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Размещенная в журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) на последней странице журнала реклама клуба «Моцарт» является комплексной, содержит несколько объектов рекламирования, в том числе, его местонахождение и услуги, которые предлагаются в данном клубе потребителям.

Среди  перечисленных в рекламе  услуг значится кальян-бар.  Согласно ГОСТ Р52463-2005 кальян- устройство для курения, состоящее из соединенных  между собой емкостей для табака, сосуда  с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков.

Комплексный характер рекламы  (наличие  в ней нескольких объектов рекламирования)  не исключает соблюдение  нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебречь  теми или иными требованиями  Закона.

Федеральным законом от 21.10.2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях  РФ  и  Федеральный Закон «О рекламе», в связи с принятием ФЗ № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»,  статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила законную силу, а статья 7 ФЗ «О рекламе» дополнена пунктом 8, в соответствии с которым  не допускается реклама  табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

На момент выхода журнала   действовали нормы ФЗ «О рекламе», согласно которым реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться  на первой и последней  полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (пункт 3 часть 2 статья 23).

В ходе рассмотрения дела в журнале отслежены следующие рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, пасты. Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20».

Анализ  рекламных материалов  позволяет сделать вывод, что рекламы направлены на привлечение внимания потребителя к продаже товаров блюд китайской и итальянской кухни  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным  с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором. Указанные рекламы знакомят  покупателей  с описанием товаров  посредством журнала «Выбирай», исключая возможность  непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону  о намерении покупателя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемые рекламы не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

В процессе рассмотрения дела представитель ИП Бектяшкиной с выявленными нарушениями согласилась.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  за нарушения требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Установлено, что рекламораспространителем является ИП Бектяшкина.

 Данный факт подтверждается  издательским договором № 1ИВ/2012 от 01.01.2012 г., заключенным между  ООО «Издательская группа «Парамон» и ИП Бектяшкиной.  

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, паст Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20»;

- «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru»,

 распространенные  ИП Бектяшкиной  в журнале «Выбирай»  в № 17 (050) с 01 по 15 октября 2013 г., поскольку  в них  нарушены требования  статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Бектяшкиной  предписание   о прекращении нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

 3. Предписание   о прекращении нарушения требований пункта 3 части 2 статьи 23  ФЗ «О рекламе» ИП Бектяшкиной не выдавать в связи с тем, что указанная статья закона утратила силу.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

24 января  2014 года                                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24 января 2014 года по  делу № 4-05/8 о признании ненадлежащих реклам блюд при дистанционном способе их продажи,   и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Бектяшкиной  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение реклам блюд при дистанционном способе их продажи  без указания сведений о наименовании,  месте нахождении и основном государственном регистрационном номере  продавца.

2. ИП Бектяшкиной представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 04 февраля 2014 года .

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 4-05/8

 

24 января 2014 года                                                                 г.Хабаровск       

                                                                                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  реклам кальян-бара и доставки блюд дистанционным способом продажи  с нарушением требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Бектяшкиной (по доверенности),  

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  в  журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) за период с 01 по 15 октября 2013 года на обложке  журнала отслежена следующая реклама: «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что  реклама – это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная  неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания  к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке. 

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Размещенная в журнале «Выбирай»  в  № 17 (050) на последней странице журнала реклама клуба «Моцарт» является комплексной, содержит несколько объектов рекламирования, в том числе, его местонахождение и услуги, которые предлагаются в данном клубе потребителям.

Среди  перечисленных в рекламе  услуг значится кальян-бар.  Согласно ГОСТ Р52463-2005 кальян- устройство для курения, состоящее из соединенных  между собой емкостей для табака, сосуда  с жидкостью для фильтрации дыма и одного или нескольких мундштуков.

Комплексный характер рекламы  (наличие  в ней нескольких объектов рекламирования)  не исключает соблюдение  нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебречь  теми или иными требованиями  Закона.

Федеральным законом от 21.10.2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях  РФ  и  Федеральный Закон «О рекламе», в связи с принятием ФЗ № 15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»,  статья 23 ФЗ «О рекламе» утратила законную силу, а статья 7 ФЗ «О рекламе» дополнена пунктом 8, в соответствии с которым  не допускается реклама  табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

На момент выхода журнала   действовали нормы ФЗ «О рекламе», согласно которым реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться  на первой и последней  полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов (пункт 3 часть 2 статья 23).

В ходе рассмотрения дела в журнале отслежены следующие рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, пасты. Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20».

Анализ  рекламных материалов  позволяет сделать вывод, что рекламы направлены на привлечение внимания потребителя к продаже товаров блюд китайской и итальянской кухни  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным  с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором. Указанные рекламы знакомят  покупателей  с описанием товаров  посредством журнала «Выбирай», исключая возможность  непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону  о намерении покупателя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако в нарушение требований ст. 8 распространяемые рекламы не содержит сведений  о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном  номере записи о создании  юридического лица, либо сведений  о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

В процессе рассмотрения дела представитель ИП Бектяшкиной с выявленными нарушениями согласилась.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность  за нарушения требований статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Установлено, что рекламораспространителем является ИП Бектяшкина.

 Данный факт подтверждается  издательским договором № 1ИВ/2012 от 01.01.2012 г., заключенным между  ООО «Издательская группа «Парамон» и ИП Бектяшкиной.  

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащими рекламы:

- «…Ресторан китайской кухни «Пекин»…  Ну очень удобно и комфортно! 5 видов меню: от ВИП до эконом, 3 вида банкетных залов. Доставка блюд: т. 69-20-22»;

- «L”Italiano (литальяно). Доставка 24-01-02. Пицца, салаты, коктейли, смузи, паст Полное меню можно посмотреть на сайте www.pizza27.com. Ждем Вас ежедневно с 09.00 до 22.00. ул. Карла Маркса, 41¸тел. (4212) 31-46-20»;

- «Mozart club. Арабская, европейская, японская кухня. Бильярд-холл для рыцарей кия и сукна (русский бильярд, американский пул). Музыка Востока, чарующий звук скрипки, живая музыка, Приват-танцы, караоке, кальян- бар... ул. Промышленная, 12е, тел. 27-27-07, 27-25-00, Mozart-club.khv@mail.ru»,

 распространенные  ИП Бектяшкиной  в журнале «Выбирай»  в № 17 (050) с 01 по 15 октября 2013 г., поскольку  в них  нарушены требования  статьи 8, пункта 3 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Бектяшкиной  предписание   о прекращении нарушения требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».

 3. Предписание   о прекращении нарушения требований пункта 3 части 2 статьи 23  ФЗ «О рекламе» ИП Бектяшкиной не выдавать в связи с тем, что указанная статья закона утратила силу.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

24 января  2014 года                                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 24 января 2014 года по  делу № 4-05/8 о признании ненадлежащих реклам блюд при дистанционном способе их продажи,   и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Бектяшкиной  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно:  распространение реклам блюд при дистанционном способе их продажи  без указания сведений о наименовании,  месте нахождении и основном государственном регистрационном номере  продавца.

2. ИП Бектяшкиной представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 04 февраля 2014 года .

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/8 [format] => [safe_value] => 4-05/8 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-30 01:38:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-24 01:38:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391046073 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )