Постановление о наложении штрафа на ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк»

Номер дела: 4-05/19
Дата публикации: 7 апреля 2014, 10:46

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  №

о наложении штрафа по делу №  4-05/19

 об административном правонарушении

 

       04 апреля 2014 года                                                                                г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 12 марта  2014 года и материалы дела  № 4-05/19 об административном правонарушении, в отношении ОАО  СКБ Приморья «Примсоцбанк» (ИНН 2539013067, местонахождение: г. Владивосток, Партизанский пр-т, 44; место осуществления деятельности филиала: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13) в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» - ...  (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в 3, 5, 7, 9, 23, 25, 27, 29 января  2014 года  отслежена   видеореклама (15 секунд)   ОАО СКБ Приморья  «Примсоцбанк», распространяемая во время матчей  Чемпионата КХЛ  в коммерческих паузах  в основном зале  на центральном мультимедийном кубе  в  СЗК «Платинум Арена», следующего содержания:

звуковая информация:

«Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты бизнесу за 24 часа, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – быстрые деньги, быстрые решения. Телефон  41-52-52».

Визуальная информация:

Крупным шрифтом:

«Примсоцбанк.  Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты  малому бизнесу за 24 часа, Примсоцбанк. Кредит «Бизнес хит +» до 2 000 000 рублей без залога, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – нам выгоден Ваш успех».

Мелким шрифтом (2, 1 секунд):

«Кредит «Бизнес  хит +». Сумма от 100000 до 2 000 000 руб.,  срок- от 3 до 36 мес. Ставка 18,8 % с залогом не менее 50%, 19,5%  - без залога. Обеспечение для юр. лица – поручительство 2-х физ. лиц, для ИП – 1 физ.лицо. Кредит выдается без залога, либо под залог недвижимости или автотранспорта.

Крупным шрифтом:

«Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2733.

Примсоцбанк нам выгоден Ваш успех!

г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. Тел. (4212) 41-52-52».

 

Установлено, что срок распространения рекламы с 05.09.2013 по 10.03.2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор  услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

 

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно условиям, размещенным на сайте www. pskb.com. 07 февраля   2014 года,   кредит  «Бизнес хит +»  выдается на следующих условиях:

процентная ставка 18,5-19, 5% годовых, сумма кредита 50 000 – 2000 000  руб., срок кредита до 3 лет, комиссия за выдачу кредита 3%  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы; возможность досрочного погашения без ограничений и комиссий, 

В  рекламе  Банк  крупно указывает  максимальную сумму кредита.

При этом в рекламах дано  часть  условий, влияющих на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время (2, 1  секунды), что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о  максимальной  сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

Кроме того, такие   условия, как комиссия за выдачу кредита 3%,  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы  в рекламе отсутствуют.  

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Отсутствие в рекламе информации об условиях  кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5,  пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

           

 В процессе рассмотрения дела  представитель Банка  просил прекратить дело  в связи с малозначительностью правонарушения, а именно:

  1. распространение  рекламы  непродолжительный период времени (на протяжении 9 игр, на каждой игре ролик демонстрировался  не более 5 раз);
  2. банк совершил  правонарушение впервые в течение прошедшего календарного года;
  3.             представление в антимонопольный орган всех необходимых документов для полного, объективного и своевременного  рассмотрения дела;
  4.  отсутствие при распространении рекламы прямого умысла,

 

Данные доводы не принимаются по следующим  основаниям.

  1. В соответствии с договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»,  приложением № 1  к договору, дата начала и окончания периода  определяется первым и последним матчем, проведенным с участием хоккейной команды «Амур» в г. Хабаровске в СЗК «Платинум арена» в рамках чемпионата КХЛ сезона 2013- 2014 годов, но не менее, чем с 05.09.2913 года по 10.03.2014 года.

Хоккейная команда «Амур» в г. Хабаровске  сыграла  28 матчей (27 игр в рамках регулярного чемпионата КХЛ и 1 игра в розыгрыше  кубка «Надежды»).

Таким образом, банк распространял рекламу в течение 6 месяцев на протяжении 28 игр, что не является  непродолжительным периодом  времени.

  1. Постановлением  №  25 от 15.03.2013 года по делу № 4-05/ 18  ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»  подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Данное правонарушение  выявлено в январе 2014 года. Протокол об административном правонарушении составлен 12 марта 2014 года.  То есть, Банк в течение  года повторно совершил правонарушение.

  1. Представление документов по запросу антимонопольного органа является обязанностью  хозяйствующего субъекта, так как их непредставление в установленный срок влечет  административную ответственность.
  2. Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и транслируется короткое время, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту.

Использованные Банком в рекламном тексте время трансляции и  шрифт своим размером должны обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Банк, являясь рекламодателем, имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.

Данный факт подтверждается письмом НП «Хоккейный клуб «Амур» (вход. от 06.023.2014 №5/11131), договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в лице заместителя директора филиала в г. Хабаровске,  приложением № 1  к договору, актами выполненных работ, платежными поручениями.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» меру  ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее  шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9678 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа на ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9678 [type] => solution [language] => ru [created] => 1396828102 [changed] => 1396828102 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1396828102 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  №

о наложении штрафа по делу №  4-05/19

 об административном правонарушении

 

       04 апреля 2014 года                                                                                г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 12 марта  2014 года и материалы дела  № 4-05/19 об административном правонарушении, в отношении ОАО  СКБ Приморья «Примсоцбанк» (ИНН 2539013067, местонахождение: г. Владивосток, Партизанский пр-т, 44; место осуществления деятельности филиала: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13) в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» - ...  (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в 3, 5, 7, 9, 23, 25, 27, 29 января  2014 года  отслежена   видеореклама (15 секунд)   ОАО СКБ Приморья  «Примсоцбанк», распространяемая во время матчей  Чемпионата КХЛ  в коммерческих паузах  в основном зале  на центральном мультимедийном кубе  в  СЗК «Платинум Арена», следующего содержания:

звуковая информация:

«Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты бизнесу за 24 часа, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – быстрые деньги, быстрые решения. Телефон  41-52-52».

Визуальная информация:

Крупным шрифтом:

«Примсоцбанк.  Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты  малому бизнесу за 24 часа, Примсоцбанк. Кредит «Бизнес хит +» до 2 000 000 рублей без залога, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – нам выгоден Ваш успех».

Мелким шрифтом (2, 1 секунд):

«Кредит «Бизнес  хит +». Сумма от 100000 до 2 000 000 руб.,  срок- от 3 до 36 мес. Ставка 18,8 % с залогом не менее 50%, 19,5%  - без залога. Обеспечение для юр. лица – поручительство 2-х физ. лиц, для ИП – 1 физ.лицо. Кредит выдается без залога, либо под залог недвижимости или автотранспорта.

Крупным шрифтом:

«Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2733.

Примсоцбанк нам выгоден Ваш успех!

г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. Тел. (4212) 41-52-52».

 

Установлено, что срок распространения рекламы с 05.09.2013 по 10.03.2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор  услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

 

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно условиям, размещенным на сайте www. pskb.com. 07 февраля   2014 года,   кредит  «Бизнес хит +»  выдается на следующих условиях:

процентная ставка 18,5-19, 5% годовых, сумма кредита 50 000 – 2000 000  руб., срок кредита до 3 лет, комиссия за выдачу кредита 3%  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы; возможность досрочного погашения без ограничений и комиссий, 

В  рекламе  Банк  крупно указывает  максимальную сумму кредита.

При этом в рекламах дано  часть  условий, влияющих на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время (2, 1  секунды), что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о  максимальной  сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

Кроме того, такие   условия, как комиссия за выдачу кредита 3%,  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы  в рекламе отсутствуют.  

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Отсутствие в рекламе информации об условиях  кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5,  пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

           

 В процессе рассмотрения дела  представитель Банка  просил прекратить дело  в связи с малозначительностью правонарушения, а именно:

  1. распространение  рекламы  непродолжительный период времени (на протяжении 9 игр, на каждой игре ролик демонстрировался  не более 5 раз);
  2. банк совершил  правонарушение впервые в течение прошедшего календарного года;
  3.             представление в антимонопольный орган всех необходимых документов для полного, объективного и своевременного  рассмотрения дела;
  4.  отсутствие при распространении рекламы прямого умысла,

 

Данные доводы не принимаются по следующим  основаниям.

  1. В соответствии с договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»,  приложением № 1  к договору, дата начала и окончания периода  определяется первым и последним матчем, проведенным с участием хоккейной команды «Амур» в г. Хабаровске в СЗК «Платинум арена» в рамках чемпионата КХЛ сезона 2013- 2014 годов, но не менее, чем с 05.09.2913 года по 10.03.2014 года.

Хоккейная команда «Амур» в г. Хабаровске  сыграла  28 матчей (27 игр в рамках регулярного чемпионата КХЛ и 1 игра в розыгрыше  кубка «Надежды»).

Таким образом, банк распространял рекламу в течение 6 месяцев на протяжении 28 игр, что не является  непродолжительным периодом  времени.

  1. Постановлением  №  25 от 15.03.2013 года по делу № 4-05/ 18  ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»  подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Данное правонарушение  выявлено в январе 2014 года. Протокол об административном правонарушении составлен 12 марта 2014 года.  То есть, Банк в течение  года повторно совершил правонарушение.

  1. Представление документов по запросу антимонопольного органа является обязанностью  хозяйствующего субъекта, так как их непредставление в установленный срок влечет  административную ответственность.
  2. Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и транслируется короткое время, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту.

Использованные Банком в рекламном тексте время трансляции и  шрифт своим размером должны обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Банк, являясь рекламодателем, имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.

Данный факт подтверждается письмом НП «Хоккейный клуб «Амур» (вход. от 06.023.2014 №5/11131), договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в лице заместителя директора филиала в г. Хабаровске,  приложением № 1  к договору, актами выполненных работ, платежными поручениями.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» меру  ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее  шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  №

о наложении штрафа по делу №  4-05/19

 об административном правонарушении

 

       04 апреля 2014 года                                                                                г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от 12 марта  2014 года и материалы дела  № 4-05/19 об административном правонарушении, в отношении ОАО  СКБ Приморья «Примсоцбанк» (ИНН 2539013067, местонахождение: г. Владивосток, Партизанский пр-т, 44; место осуществления деятельности филиала: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13) в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» - ...  (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в 3, 5, 7, 9, 23, 25, 27, 29 января  2014 года  отслежена   видеореклама (15 секунд)   ОАО СКБ Приморья  «Примсоцбанк», распространяемая во время матчей  Чемпионата КХЛ  в коммерческих паузах  в основном зале  на центральном мультимедийном кубе  в  СЗК «Платинум Арена», следующего содержания:

звуковая информация:

«Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты бизнесу за 24 часа, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – быстрые деньги, быстрые решения. Телефон  41-52-52».

Визуальная информация:

Крупным шрифтом:

«Примсоцбанк.  Когда деньги нужны еще вчера, Кредиты  малому бизнесу за 24 часа, Примсоцбанк. Кредит «Бизнес хит +» до 2 000 000 рублей без залога, без финансовой отчетности. Примсоцбанк – нам выгоден Ваш успех».

Мелким шрифтом (2, 1 секунд):

«Кредит «Бизнес  хит +». Сумма от 100000 до 2 000 000 руб.,  срок- от 3 до 36 мес. Ставка 18,8 % с залогом не менее 50%, 19,5%  - без залога. Обеспечение для юр. лица – поручительство 2-х физ. лиц, для ИП – 1 физ.лицо. Кредит выдается без залога, либо под залог недвижимости или автотранспорта.

Крупным шрифтом:

«Генеральная лицензия ЦБ РФ № 2733.

Примсоцбанк нам выгоден Ваш успех!

г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. Тел. (4212) 41-52-52».

 

Установлено, что срок распространения рекламы с 05.09.2013 по 10.03.2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор  услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

 

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно условиям, размещенным на сайте www. pskb.com. 07 февраля   2014 года,   кредит  «Бизнес хит +»  выдается на следующих условиях:

процентная ставка 18,5-19, 5% годовых, сумма кредита 50 000 – 2000 000  руб., срок кредита до 3 лет, комиссия за выдачу кредита 3%  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы; возможность досрочного погашения без ограничений и комиссий, 

В  рекламе  Банк  крупно указывает  максимальную сумму кредита.

При этом в рекламах дано  часть  условий, влияющих на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения транслируются короткое время (2, 1  секунды), что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о  максимальной  сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

Кроме того, такие   условия, как комиссия за выдачу кредита 3%,  единовременная комиссия  при  выдаче кредита  в размере 1% от его суммы  в рекламе отсутствуют.  

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Отсутствие в рекламе информации об условиях  кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5,  пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

           

 В процессе рассмотрения дела  представитель Банка  просил прекратить дело  в связи с малозначительностью правонарушения, а именно:

  1. распространение  рекламы  непродолжительный период времени (на протяжении 9 игр, на каждой игре ролик демонстрировался  не более 5 раз);
  2. банк совершил  правонарушение впервые в течение прошедшего календарного года;
  3.             представление в антимонопольный орган всех необходимых документов для полного, объективного и своевременного  рассмотрения дела;
  4.  отсутствие при распространении рекламы прямого умысла,

 

Данные доводы не принимаются по следующим  основаниям.

  1. В соответствии с договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»,  приложением № 1  к договору, дата начала и окончания периода  определяется первым и последним матчем, проведенным с участием хоккейной команды «Амур» в г. Хабаровске в СЗК «Платинум арена» в рамках чемпионата КХЛ сезона 2013- 2014 годов, но не менее, чем с 05.09.2913 года по 10.03.2014 года.

Хоккейная команда «Амур» в г. Хабаровске  сыграла  28 матчей (27 игр в рамках регулярного чемпионата КХЛ и 1 игра в розыгрыше  кубка «Надежды»).

Таким образом, банк распространял рекламу в течение 6 месяцев на протяжении 28 игр, что не является  непродолжительным периодом  времени.

  1. Постановлением  №  25 от 15.03.2013 года по делу № 4-05/ 18  ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»  подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Данное правонарушение  выявлено в январе 2014 года. Протокол об административном правонарушении составлен 12 марта 2014 года.  То есть, Банк в течение  года повторно совершил правонарушение.

  1. Представление документов по запросу антимонопольного органа является обязанностью  хозяйствующего субъекта, так как их непредставление в установленный срок влечет  административную ответственность.
  2. Зная о требованиях рекламного законодательства, Банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и транслируется короткое время, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту.

Использованные Банком в рекламном тексте время трансляции и  шрифт своим размером должны обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Банк, являясь рекламодателем, имел возможность не допустить  нарушение Федерального закона «О рекламе», однако не предпринял для этого необходимых мер.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.

Данный факт подтверждается письмом НП «Хоккейный клуб «Амур» (вход. от 06.023.2014 №5/11131), договором возмездного оказания услуг № 14-13/л от 25 июля 2013 года, заключенным между ООО «Спорт Медиа» и ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в лице заместителя директора филиала в г. Хабаровске,  приложением № 1  к договору, актами выполненных работ, платежными поручениями.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО СКБ Приморье «Примсоцбанк» меру  ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее  шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/19 [format] => [safe_value] => 4-05/19 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-06 23:46:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-03 23:46:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1396828102 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )