Постановление в отношении ОАО «Восточный экспресс банк»

Номер дела: 4-05/36
Дата публикации: 30 апреля 2014, 11:04

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  32

о наложении штрафа по делу №  4-05/36

 об административном правонарушении

 

       29 апреля   2014  года                                                                               Хабаровск

 

Руководитель   Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от  29 апреля 2014 года  и материалы дела   № 4-05/36  об административном правонарушении в отношении ОАО «Восточный экспресс банк» (ИНН 2801015394, место осуществления деятельности: г. Благовещенск, пер. Св. Иннокентия, 1) в связи с распространением  рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Восточный экспресс банк» ... (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора  за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 24 марта 2014 года  отслежена реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространяемая   на телевизионном  канале  «6 ТВ» (хронометраж 20 секунд), в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Планировали новый телевизор, соседка посоветовала кредит подешевле - специально для пенсионеров.

В Восточном экспресс банке платеж небольшой. Теплицу собрали!

А я кредит на путевку брала, прямо рядом с домом  и обслуживание понравилось!

Кредит для пенсионеров всего за тысячу семьсот сорок  пять рублей в месяц. Восточный экспресс банк».

 

- визуальная информация:

Меняющиеся картинки.

 

Мелким шрифтом (5 секунд):

«Информация по кредиту «Пенсионный КЭШ». Сумма 25000 - 200000 р.

срок 12-36  мес. при сумме дол 50000р. И 12-60 мес. при сумме 50001-200000 р. Ставка 34% в год. Возможно присоединение к программе страхования. Безналичное  перечисление со счета  4,9%, мин 135 руб. Мин. сумма»

 

Мелким шрифтом (9 секунд):

«частичного досрочного гашения – 100% от ежемесячного платежа, но не менее 5000 руб. Требования к Заявителю: мин. возраст 50 л. для женщин и 55 л. для мужчин. Макс. возраст 76 лет на момент окончания срока кредита, паспорт гражданина РФ. Банк вправе потребовать доп. документы, а также отказать в выдаче  кредита  без объяснения причин. ОАО КБ «Восточный».

 

Крупным шрифтом (3 секунды):

 «Кредит для пенсионеров платеж  1745 рублей в месяц.

и одновременно мелким шрифтом (3 секунды).

«расчет произведен для кредита «Пенсионный КЭШ», при сумме 50001 руб., сроке кредита 5 лет, при ставке 34%».

Крупным шрифтом (3 секунды):

«Восточный Экспресс Банк. 8 -800 -100-7-100. Звонок бесплатный по всей России».

 

Сроки распространения рекламы  на телеканале:

 «6ТВ» с 21  по 25 марта  2014 года;

«Первый канал»,  «Россия 1», «Петербург - 5 канал»  с 17 по 30 марта 2014 года.

           

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора и договора вклада с указанными в рекламе  процентными  ставками. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита  на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения  указанных договоров.

              

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

            В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

            В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

 

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В  рекламе  ОАО  «Восточный экспресс банк»  крупно указывает  только  сумму платежа в месяц. Однако данный платеж возможен только при определенных условиях, которые недоступны для восприятия потребителю.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако в рекламе данные сведения транслируются короткое время и мелким шрифтом, не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

 

Такие условия  как: сумма кредита,  процентная ставка,   срок кредита    платеж за выдачу наличных в кассе,  досрочное гашение кредита  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

           

Таким образом, реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространявшаяся   в эфире указанных  электронных СМИ,  противоречит части  7  статьи 5, пункту 2 части 2,  части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что законодательством РФ не определен размер шрифта и длительность размещения рекламных надписей, в связи с чем, рекламодателю дано право самостоятельно определять временной промежуток трансляции рекламных материалов.

 

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей время трансляции рекламных надписей и  четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Время трансляции ролика и использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должны обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Восточный экспресс банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» (вход.     № 5/3350 от 02.04.2014 года),  ОАО «Восточный экспресс Банк» (вход. № 5/3831 от 09.04.2014 года).

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Восточный экспресс Банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  52 от 27.06.2013 года по делу № 4-05/63 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Постановлением № 94 от 20.12.2013 года по делу № 4-05/113 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО «Восточный экспресс банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО «Восточный экспресс банк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 500 000 (пятьсот  тысяч) рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9755 [uid] => 5 [title] => Постановление в отношении ОАО «Восточный экспресс банк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9755 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398816368 [changed] => 1398816368 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398816368 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  32

о наложении штрафа по делу №  4-05/36

 об административном правонарушении

 

       29 апреля   2014  года                                                                               Хабаровск

 

Руководитель   Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от  29 апреля 2014 года  и материалы дела   № 4-05/36  об административном правонарушении в отношении ОАО «Восточный экспресс банк» (ИНН 2801015394, место осуществления деятельности: г. Благовещенск, пер. Св. Иннокентия, 1) в связи с распространением  рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Восточный экспресс банк» ... (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора  за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 24 марта 2014 года  отслежена реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространяемая   на телевизионном  канале  «6 ТВ» (хронометраж 20 секунд), в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Планировали новый телевизор, соседка посоветовала кредит подешевле - специально для пенсионеров.

В Восточном экспресс банке платеж небольшой. Теплицу собрали!

А я кредит на путевку брала, прямо рядом с домом  и обслуживание понравилось!

Кредит для пенсионеров всего за тысячу семьсот сорок  пять рублей в месяц. Восточный экспресс банк».

 

- визуальная информация:

Меняющиеся картинки.

 

Мелким шрифтом (5 секунд):

«Информация по кредиту «Пенсионный КЭШ». Сумма 25000 - 200000 р.

срок 12-36  мес. при сумме дол 50000р. И 12-60 мес. при сумме 50001-200000 р. Ставка 34% в год. Возможно присоединение к программе страхования. Безналичное  перечисление со счета  4,9%, мин 135 руб. Мин. сумма»

 

Мелким шрифтом (9 секунд):

«частичного досрочного гашения – 100% от ежемесячного платежа, но не менее 5000 руб. Требования к Заявителю: мин. возраст 50 л. для женщин и 55 л. для мужчин. Макс. возраст 76 лет на момент окончания срока кредита, паспорт гражданина РФ. Банк вправе потребовать доп. документы, а также отказать в выдаче  кредита  без объяснения причин. ОАО КБ «Восточный».

 

Крупным шрифтом (3 секунды):

 «Кредит для пенсионеров платеж  1745 рублей в месяц.

и одновременно мелким шрифтом (3 секунды).

«расчет произведен для кредита «Пенсионный КЭШ», при сумме 50001 руб., сроке кредита 5 лет, при ставке 34%».

Крупным шрифтом (3 секунды):

«Восточный Экспресс Банк. 8 -800 -100-7-100. Звонок бесплатный по всей России».

 

Сроки распространения рекламы  на телеканале:

 «6ТВ» с 21  по 25 марта  2014 года;

«Первый канал»,  «Россия 1», «Петербург - 5 канал»  с 17 по 30 марта 2014 года.

           

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора и договора вклада с указанными в рекламе  процентными  ставками. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита  на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения  указанных договоров.

              

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

            В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

            В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

 

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В  рекламе  ОАО  «Восточный экспресс банк»  крупно указывает  только  сумму платежа в месяц. Однако данный платеж возможен только при определенных условиях, которые недоступны для восприятия потребителю.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако в рекламе данные сведения транслируются короткое время и мелким шрифтом, не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

 

Такие условия  как: сумма кредита,  процентная ставка,   срок кредита    платеж за выдачу наличных в кассе,  досрочное гашение кредита  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

           

Таким образом, реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространявшаяся   в эфире указанных  электронных СМИ,  противоречит части  7  статьи 5, пункту 2 части 2,  части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что законодательством РФ не определен размер шрифта и длительность размещения рекламных надписей, в связи с чем, рекламодателю дано право самостоятельно определять временной промежуток трансляции рекламных материалов.

 

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей время трансляции рекламных надписей и  четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Время трансляции ролика и использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должны обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Восточный экспресс банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» (вход.     № 5/3350 от 02.04.2014 года),  ОАО «Восточный экспресс Банк» (вход. № 5/3831 от 09.04.2014 года).

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Восточный экспресс Банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  52 от 27.06.2013 года по делу № 4-05/63 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Постановлением № 94 от 20.12.2013 года по делу № 4-05/113 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО «Восточный экспресс банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО «Восточный экспресс банк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 500 000 (пятьсот  тысяч) рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  32

о наложении штрафа по делу №  4-05/36

 об административном правонарушении

 

       29 апреля   2014  года                                                                               Хабаровск

 

Руководитель   Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю рассмотрел протокол об административном правонарушении от  29 апреля 2014 года  и материалы дела   № 4-05/36  об административном правонарушении в отношении ОАО «Восточный экспресс банк» (ИНН 2801015394, место осуществления деятельности: г. Благовещенск, пер. Св. Иннокентия, 1) в связи с распространением  рекламы  финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Восточный экспресс банк» ... (по доверенности).

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора  за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 24 марта 2014 года  отслежена реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространяемая   на телевизионном  канале  «6 ТВ» (хронометраж 20 секунд), в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Планировали новый телевизор, соседка посоветовала кредит подешевле - специально для пенсионеров.

В Восточном экспресс банке платеж небольшой. Теплицу собрали!

А я кредит на путевку брала, прямо рядом с домом  и обслуживание понравилось!

Кредит для пенсионеров всего за тысячу семьсот сорок  пять рублей в месяц. Восточный экспресс банк».

 

- визуальная информация:

Меняющиеся картинки.

 

Мелким шрифтом (5 секунд):

«Информация по кредиту «Пенсионный КЭШ». Сумма 25000 - 200000 р.

срок 12-36  мес. при сумме дол 50000р. И 12-60 мес. при сумме 50001-200000 р. Ставка 34% в год. Возможно присоединение к программе страхования. Безналичное  перечисление со счета  4,9%, мин 135 руб. Мин. сумма»

 

Мелким шрифтом (9 секунд):

«частичного досрочного гашения – 100% от ежемесячного платежа, но не менее 5000 руб. Требования к Заявителю: мин. возраст 50 л. для женщин и 55 л. для мужчин. Макс. возраст 76 лет на момент окончания срока кредита, паспорт гражданина РФ. Банк вправе потребовать доп. документы, а также отказать в выдаче  кредита  без объяснения причин. ОАО КБ «Восточный».

 

Крупным шрифтом (3 секунды):

 «Кредит для пенсионеров платеж  1745 рублей в месяц.

и одновременно мелким шрифтом (3 секунды).

«расчет произведен для кредита «Пенсионный КЭШ», при сумме 50001 руб., сроке кредита 5 лет, при ставке 34%».

Крупным шрифтом (3 секунды):

«Восточный Экспресс Банк. 8 -800 -100-7-100. Звонок бесплатный по всей России».

 

Сроки распространения рекламы  на телеканале:

 «6ТВ» с 21  по 25 марта  2014 года;

«Первый канал»,  «Россия 1», «Петербург - 5 канал»  с 17 по 30 марта 2014 года.

           

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора и договора вклада с указанными в рекламе  процентными  ставками. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита  на определенных рекламой условиях.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения  указанных договоров.

              

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

            В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

            В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

 

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В  рекламе  ОАО  «Восточный экспресс банк»  крупно указывает  только  сумму платежа в месяц. Однако данный платеж возможен только при определенных условиях, которые недоступны для восприятия потребителю.

При этом в рекламе даны  условия, влияющие на сумму расходов. Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако в рекламе данные сведения транслируются короткое время и мелким шрифтом, не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

 

Такие условия  как: сумма кредита,  процентная ставка,   срок кредита    платеж за выдачу наличных в кассе,  досрочное гашение кредита  не доступны, так как выполнены  мелким шрифтом, транслируются короткое время, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводит потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Кроме  того, форма подачи информации трудна для восприятия, так как:  визуальная информация сопровождается звуковой информацией, что затрудняет восприятие визуальной текстовой  информации, на фоне которой, кроме того, происходит мелькание других предметов. 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о процентной ставке и сумме кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

           

Таким образом, реклама ОАО «Восточный экспресс банк», распространявшаяся   в эфире указанных  электронных СМИ,  противоречит части  7  статьи 5, пункту 2 части 2,  части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

 

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что законодательством РФ не определен размер шрифта и длительность размещения рекламных надписей, в связи с чем, рекламодателю дано право самостоятельно определять временной промежуток трансляции рекламных материалов.

 

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Отсутствие в Законе нормы, определяющей время трансляции рекламных надписей и  четкого указания на размер шрифта рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Время трансляции ролика и использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должны обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламных надписей.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, банк умолчал  об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов и расходов, когда в  рекламе сообщалось  одно из условий.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей,

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО «Восточный экспресс банк», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.  Данный факт подтверждается письмами ООО ИТА «Губерния» (вход.     № 5/3350 от 02.04.2014 года),  ОАО «Восточный экспресс Банк» (вход. № 5/3831 от 09.04.2014 года).

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Восточный экспресс Банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  52 от 27.06.2013 года по делу № 4-05/63 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Постановлением № 94 от 20.12.2013 года по делу № 4-05/113 ОАО «Восточный экспресс банк» подвергалось административному штрафу в размере 500 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

            1. Признать ОАО «Восточный экспресс банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО «Восточный экспресс банк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 500 000 (пятьсот  тысяч) рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО  08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/36 [format] => [safe_value] => 4-05/36 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-30 00:04:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-29 00:04:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398816368 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )