Арбитражный суд Хабаровского края поддержал позицию Хабаровского УФАС России, наложившего на ЗАО «Раффайзенбанк» административный штраф в размере 100 тысяч рублей за нарушение рекламного законодательства

21 сентября 2010 года Хабаровским УФАС России отслежена наружная  реклама ЗАО «Райффайзенбанк», распространяемая в городе Хабаровске на улице Пионерской, 58 (ТЦ «Выбор»), следующего содержания: «Кредиты наличными. Мы против дорогих кредитов. РайффайзенБанк. Разница в отношении.  8 800 700 91 00 ЗАО «Райффайзенбанк» (крупным шрифтом, указаны три процентные ставки – 24, 9%, 13, 5%, 19, 9%, две из которых перечеркнуты - 24, 9%,  19, 9%); «Потребительский кредит. Срок кредита  - от 1 до 5 лет. Для отделений типа «Б» срок кредита кратен 6 месяцев. Валюта кредита  - рубли РФ. Минимальная сумма кредита  - 30 000 рублей, максимальная сумма кредита  - 1500 000 рублей.  Возможная процентная ставка по данному кредиту – 13, 5%, 13,9%, , 14, 5%, 14,9%, 15,5%, 18, 5%, 18,9 %, 19, 9%, 30, 9% годовых; комиссия  за выдачу кредита  - 5 000 рублей; ежемесячный страховой платеж (если применимо) – 0, 19% от первоначальной суммы кредита ежемесячно. Комиссия за частичное досрочное погашение – 3 000 руб. Минимальная сумма частичного досрочного погашения - 10 000 руб.  Штраф за просрочку ежемесячного платежа  - 0,9 % в день от суммы просроченной задолженности. ЗАО «Райффайзенбанк». Генеральная лицензия Банка России № 3292. Информация  действительна по состоянию  на 12.07.2010 г.» (мелким шрифтом).

 

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов (расходов), которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама кредитных услуг содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Предписанная законом информация наличествует в рекламе, однако она нанесена на баннеры мелким нечитаемым шрифтом (2,5 см), что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, сроке кредита, процентных ставках, что вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно получение любой суммы кредита и на  любой  срок под ставку  13, 5% годовых.  Информация о  том, что данная процентная ставка предлагается только текущим клиентам банка в рекламе не представлена. Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика вводит в заблуждение относительно стоимости кредитного договора, что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».   

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение распространение рекламодателем ненадлежащей рекламы  влечет наложение административного штрафа. ЗАО «Раффайзенбанк» обжаловало постановление о наложении штрафа в Арбитражном суде Хабаровского края, но суд принял сторону антимонопольного органа.