Разъяснения Хабаровского УФАС России о полномочиях антимонопольного органа в части ситуаций, связанных с действиями соответствующих лиц по начислению платежей за общедомовые нужды потребителям

 

В связи с участившимися обращениями граждан по поводу начислений, производимых ОАО «ДЭК» в лице филиала – «Хабаровскэнергосбыт» (далее по тексту – ОАО «ДЭК») за объемы потребленной гражданами электрической энергии в местах общего пользования (так называемые общедомовые нужды – ОДН). Хабаровское УФАС России считает необходимым разъяснить полномочия антимонопольного органа в части ситуаций, связанных  с действиями соответствующих лиц по начислению платежей за общедомовые нужды потребителям.  

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Правовой основой в отношениях между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающей их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту – Постановление № 307).

 

Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу электроснабжения:

при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Постановлению № 307).

при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к Постановлению № 307);

при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

 

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. По вышеизложенным обстоятельствам, вышеуказанными нормативными положениями установлен порядок ценообразования на коммунальную услугу электроснабжения и основания требования финансовых средств с потребителей соответствующих услуг.

 

В соответствии с пунктом 3, 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в частности запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

-нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

По результатам анализа поступивших в 2010 году в адрес Хабаровского УФАС России заявлений от граждан на действия ОАО «ДЭК» в части производимых начислений за потребленную электроэнергию внутриквартирно, а также на общедомовые нужды установлено, что расчеты производились в соответствии с требованиями Постановления № 307 по соответствующим расчетным формулам. Фактов необоснованного требования о передаче финансовых средств не установлено.

 

Как установлено Хабаровским УФАС России при расчете платы за коммунальную услугу основополагающим фактором, влияющим на увеличение размера платы за коммунальную услугу, является объем потребленного коммунального ресурса согласно показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Одной из основных причин большого расхода электрической энергии на общедомовые нужды может являться незаконное электропотребление, а именно бездоговорное электропотребление лицами, самовольно подключившимися к внутридомовым сетям жилого многоквартирного дома. Также причиной существенной доли потребления электрической энергии на общедомовые нужды может служить состояние внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

           

Вместе с тем, антимонопольный орган не наделен полномочиями, связанными с пресечением фактов бездоговорного потребления лицами, самовольно подключившимися к внутридомовым сетям жилого многоквартирного дома, либо с понуждением лиц, ответственных за содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к проведению восстановительных либо иных работ на соответствующих инженерных системах. Однако в правоприменительной практике Хабаровского УФАС России устанавливался факт нарушения ОАО «ДЭК» антимонопольного законодательства в данной сфере правоотношений.

 

В частности, в феврале 2009 года Хабаровским УФАС России было принято решение о признании ОАО «ДЭК» нарушившим часть 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» (исполнителя коммунальных услуг) за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов – общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 № 153-пр.

 

Суть нарушения заключалась в том, что ОАО «ДЭК» выставляло к оплате в адрес МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» объемы потребленной в местах общего пользования электрической энергии гражданами, проживающих в многоквартирных домах (общежитиях), несмотря на то, что граждане уже произвели оплату потребленной электрической энергии по нормативу, в состав которого уже включен расход в местах общего пользования.

       

По вышеизложенным обстоятельствам, Хабаровское УФАС России вправе применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством только в случае наличия фактов незаконного (не основанного на положениях Постановления № 307)  требования финансовых средств за коммунальную услугу электроснабжения, либо наличия факта расчета платы за коммунальную услугу электроснабжения, противоречащего порядку, установленному Постановлением № 307.