ОАО «Владивосток Авиа» нарушило антимонопольное законодательство, применив неправомерные топливные надбавки

Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Министерства транспорта  РФ от 25.09.2008 №155)  допускают выделение из пассажирского тарифа расходов на авиационные горюче-смазочные материалы в виде топливного сбора, что позволяет авиакомпаниям в случае частого и существенного изменения стоимости авиатоплива не изменять утверждённый пассажирский тариф, а варьированием размера топливного сбора регулировать цену авиаперевозки пропорционально изменению расходов на авиатопливо. Однако в течение 2010 года ОАО «Владивосток Авиа» применяло топливную надбавку при осуществлении перевозки пассажиров по маршрутам Хабаровск – Ниигата – Хабаровск и Хабаровск – Москва – Хабаровск, в то время как в пассажирский тариф уже были в полном объеме включены расходы на авиатопливо по ценам, действующим в аэропортах вылета на дату расчёта стоимости рейса. Кроме того, информация о цене авиатоплива в аэропортах Хабаровска и Москвы (Внуково), имеющаяся в распоряжении антимонопольного органа, свидетельствует о том, что большую часть 2010 года цена на авиатопливо практически не изменялась, однако топливная надбавка всё равно применялась ОАО «Владивосток Авиа», вследствие чего интересы авиапассажиров были ущемлены.

 

ОАО «Владивосток Авиа»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по перевозке пассажиров по маршруту Хабаровск – Ниигата – Хабаровск с долей 100%, а также совместно с двумя другими авиаперевозчиками доминирует на рынке услуг по перевозке пассажиров по маршруту Хабаровск-Москва-Хабаровск. ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрет на совершение действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (ч. 1 ст. 10).

 

«В действующих в настоящее время нормативных правовых актах и иных документах, регламентирующих использование воздушного пространства Российской Федерации, в том числе  осуществление регулярных пассажирских авиаперевозок, не предусмотрено обязательное введение топливной надбавки, взимаемой дополнительно сверх пассажирского тарифа, но, в то же время, являющейся составной частью провозной платы за перевозку авиапассажиров», - комментирует ситуацию заместитель руководителя Хабаровского УФАС России Николай Костромеев.