Решение по делу о нарушении закона о рекламе ООО "Сияние"

Теги: реклама

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/121 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения пункта 4 части 2, пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Сияние», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление  ООО «Айсберг» на действия ООО «Сияние», выразившееся:

- во введении потребителей в заблуждение, путем использования наружных реклам  «Скоро открытие. Аптека оптовых цен. 24 часа. Ленина, 43»,  распространяемых по адресам: г. Хабаровск, ул. Ленина, 43   и  ул. Ленина, 24. при осуществлении деятельности по розничной реализации лекарственных препаратов;

- в недобросовестной конкуренции. 

Требованиями действующего законодательства предусмотрено следующее.

  Статьей 4 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что:

фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;

организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» аптечные организации подразделяются:

1. Аптеки: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечные пункты.

3. Аптечные киоски.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Оптовая цена – это цена товара в условиях его оптовой продажи. При этом под оптовой продажей следует понимать продажу товара крупными партиями для целей, исключающих дальнейшее использование для личных, семейных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статьей 53 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»  и  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» установлено, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Организации оптовой торговли  могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке только:

организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;

аптечным организациям;

научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;

индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;

медицинским организациям.

Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами  (статья 54  ФЗ «Об обращении лекарственных средств»)

В ходе подготовки дела к рассмотрению Хабаровским УФАС России установлено следующее.

ООО «Сияние» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности  в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Таким образом,  ООО «Сияние» производителем лекарственных средств или же организацией оптовой торговли не является, и не имеет лицензию на фармацевтическую деятельность в сфере оптовой торговли лекарственными средствами.

На основании изложенного следует, что действия ООО «Сияние» в части осуществления розничной продажи лекарственных препаратов под вывесками           «Аптека оптовых цен»,   приводят к привлечению потребительского спроса. У потребителей к аптечному учреждению с указанной информацией  возникает отношение как к более доступному, дешевому аптечному учреждению. Таким образом, вышеуказанные действия направлены на получение преимуществ, занятию ООО «Сияние» более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к иным аптечным учреждениям.  Использование Обществом данных реклам способствует (могло способствовать) оттоку клиентов у конкурентов - иных аптечных учреждений, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке (в том числе потенциальных конкурентов). При этом отвлечение потребителей от конкурентов, ведущих добросовестную конкуренцию, приводит к тому, что у таких конкурентов создается потеря или уменьшение прибыли.

Реклама «Аптека оптовых цен» направлена на привлечение потребителей в аптеку, поскольку создает впечатление о том,  что в ней лекарственные препараты реализуются по оптовым ценам, то есть без розничных наценок.

Вместе с тем, цены ООО «Сияние» образуются путем прибавления розничной наценки к оптовой цене. Цены в аптеке устанавливаются согласно правилам  формирования розничных цен.

Продажа лекарственных средств по оптовой цене – цене продажи товара для его дальнейшей реализации,  прямо противоречит сути аптечного учреждения, то есть организации, осуществляющей розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств с такой торговой надбавкой, которая обеспечивала бы покрытие издержек и получение прибыли.

Учитывая то обстоятельство, что формулировка «Аптека оптовых цен» направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к рекламируемым товарам в части их цены, а также направлена на привлечение внимания к продавцу рекламируемого товара, то употребление в рекламе несоответствующей действительности фразы «Аптека оптовых цен» является нарушением п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ФЗ «О рекламе» реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.

Указание достоверной информации об уровне цен в аптеки, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Таким образом, информация, распространявшаяся в виде наружных реклам с текстом: «Аптека оптовых цен»  размещены с нарушением пункта 4 части 2, пункта 4 части 3  статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, данные рекламы являются актом недобросовестной конкуренции, а также в них содержатся недостоверные сведения о цене товара, условиях его приобретения.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Реклама в указанной части признается ненадлежащей.

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 2, пунктом 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Рекламодателем является ООО «Сияние».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать ненадлежащими наружные  рекламы «Скоро открытие. Аптека оптовых цен. 24 часа. Ленина, 43, распространявшиеся ООО «Сияние», по адресам: г. Хабаровск, ул. Ленина, 43 и ул. Ленина, 24, так как в них нарушены  требования, установленные пунктом 4 части 2, пунктом 4 части 3  статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушений законодательства о рекламе ООО «Сияние» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).