Сбербанк отбирает участников торгов вне закона

Теги: торги

Хабаровское УФАС России уличило ОАО «Сбербанк России» в необоснованном установлении к участникам закупки требований, нарушающих антимонопольное  законодательство.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю выявило в действиях ОАО «Сбербанк России» нарушение антимонопольного законодательства при проведении открытого запроса предложений для выбора организации по оказанию услуг по охране с помощью технических средств объектов Находкинского отделения Приморского отделения ОАО «Сбербанк России».  

Банком неправомерно были установлены требования о наличии продолжительного опыта работы на рынке охранных услуг не менее 5 лет, наличии  опыта успешной реализации аналогичных проектов (техническая охрана  банковских и финансовых структур в России и за рубежом) не менее 5.

Статьей 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Проведенная заказчиком процедура отбора организаций для заключения договора на пультовую охрану объектов ОАО «Сбербанк России» подпадает под признаки торгов в форме конкурса, в связи с чем в организатор закупки обязан соблюдать при ее проведении требования, установленные ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Доводы Банка о неприменении к указанной закупке ст. 17 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что банк не является монополистом на рынке потребления услуг по охране объектов подразделений банка с помощью технических средств, подлежал Комиссией Хабаровского УФАС России отклонению, поскольку из данной статьи закона не следует, что установленные в ней запреты распространяются только на лиц, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке. Напротив, нормативный запрет этой статьи носит общий характер и не обусловлен статусом лица, проводящего публичные процедуры, основанием их проведения. Приведенный в ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции перечень действий, запрещенных при проведении торгов, не является исчерпывающим.

Учитывая, что в сентябре 2013 года Сбербанку Хабаровским УФАС России предписано исключить случаи предъявления к участникам дальнейших закупок незаконных требований, необходимость выдачи аналогичного предписания по данному делу отсутствует.