• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Идеология доступности

Общественно-консультативный совет (ОКС) при УФАС России по Хабаровскому краю рассмотрел ход реализации программы развития конкуренции на рынке образовательных услуг.

Об исполнении мероприятий в рамках программы рассказала заместитель начальника управления реализации государственной образовательной политики министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Зотова, подчеркнув позитивные моменты оказания государственной поддержки негосударственным учреждениям общего и дошкольного образования. С 1 июля их услуги могут финансироваться из регионального и муниципального бюджета. На сегодняшний день число частных детских садов достигло 18, а частных школ - четырех. Правда, муниципальный заказ в части поддержки учреждений по уходу и присмотру за детьми пока не сформирован из-за отсутствия нормативной базы. У министерства образования и науки края появились полномочия поддержать развитие предпринимательства в сфере образовательных услуг, в том числе путем оказания финансовой помощи. Члены ОКС попросили Юлию Зотову обозначить для обсуждения экспертным сообществом проблемы частного образования и задались вопросом - возможна ли конкуренция в условиях исполнения обязательных для всех государственных образовательных стандартов? Можно ли говорить о конкуренции, если муниципальные учреждения общего и дошкольного образования финансируются из бюджета, в частные - из кармана родителей учащихся?

По мнению Юлии Зотовой, итог развития конкуренции - возможность выбора родителями учреждений, которые качественнее выполняют образовательные стандарты, вводят дополнительные программы обучения, улучшают уровень организации питания детей. Однако с таким выводом согласились не все члены ОКС. Государственные стандарты в отдаленных поселениях часто не исполняются, а доступность дошкольного образования у родителей вызывает сложные чувства. Уровень дотаций родителям, кому не достались места в детсадах, не определен. Многие связывают надежды на улучшение положения с принятием нового федерального закона "Об образовании в РФ". Но такие ожидания не разделила член Общественной палаты РФ Нина Поличка.

- Каким образом достичь поставленных целей при существующем законопроекте, который хоронит те небольшие позитивные результаты, которые уже получены в процессе демонополизации системы образования? Представленный в Госдуму РФ документ противоречит Конституции РФ и федеральному закону "О защите конкуренции" – отметила Нина Поличка. -  Проект закона гарантирует доступность образования только в муниципальных учреждениях. Уровень образования детей привязывает к наполняемости муниципальных бюджетов, исключая частные инвестиции. Согласно проекту закона вводится лицензирование предпринимателей, предоставляющих услуги по уходу и присмотру за детьми в частном жилом фонде, хотя они не в состоянии выполнить требования Роспотребнадзора, пожарных и санитарных служб. Конкуренция базируется на признании равенства субъектов, осуществляющих образовательную деятельность. Об этом говорят и поправки в законопроект ФАС России, однако ни одна из них не принята к рассмотрению. Невозможно говорить о конкуренции в дошкольном образовании, пока существует дефицит мест в детских садах.

- В рекламной компании продолжается дискредитация системы частного образования - отмечает член ОКС Сергей Степанов. - Родителей завлекают в частные школы и детсады, не решая проблем их финансового и материального обеспечения. В результате все риски взаимоотношений с надзорными органами перекладываются на плечи родителей детей, вынужденных платить по 15 тысяч рублей в месяц за обучение.  Не проработаны базовые вещи, отсюда негатив, как со стороны заказчиков услуги, так и предпринимателей, оказавшихся в заложниках у муниципалитетов, которые оказались не готовы к удовлетворению спроса в образовании.

- Мы столкнулись с отсутствием понимания идеологии доступности образования - подчеркнул член ОКС Евгений Шулепов. - В проекте закона об образовании просматривается инквизиция экономических свобод посредством лицензирования и иных административных барьеров. В законе отсутствует определение - что такое дошкольное образование? Оно у нас начинается уже с трех лет. Многие же из родителей стремятся снять с себя детскую обузу, чтобы заработать на жизнь. В таком случае надо говорить не об образовании, а о доступности услуг по уходу и присмотру, хотя важнейшей задачей остается воспитание детей. Кто автор законопроекта? Очевидно, в нем заинтересованы структуры, занимающиеся распределением бюджетных средств.

ОКС при ФАС России по Хабаровскому краю призывает донести до правительства и депутатов Госдумы РФ позицию экспертного сообщества о необходимости пересмотреть документ и учесть поправки, инициированные Федеральной антимонопольной службой.

Виктор Скворцов