• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Вожжи потеряны: почему не происходит кардинальных перемен на несовершенном рынке пассажирских перевозок

Общественно-консультативный совет при  УФАС России по Хабаровскому краю обсудил вопросы развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Рынок пассажирских перевозок автотранспортом является одной из активно развивающихся сфер деятельности субъектов малого предпринимательства, особенно в межмуниципальном сообщении и на маршрутах города Хабаровска. На конкурс по организации перевозок межмуниципального значения в конце 2011 года на 19 групп маршрутов было подано 26 заявок от 23 претендентов, что говорит о высоком уровне развития конкуренции в этой сфере. При этом рынок остается высококонцентрированным и не обеспечивающим хорошее качество обслуживания пассажиров. Правовая неопределенность полномочий государственных и муниципальных органов власти субъектов РФ препятствует эффективному развитию рынка перевозок и полному удовлетворению потребности населения. Кроме того, местные органы власти часто напоминают об убыточности муниципальных предприятий. Вместе с тем, на рынке пассажирских перевозок остаются экономические и административные барьеры, а так же нелегальные перевозчики, пользующиеся несовершенством законодательства.

Как отметил на заседании ОКС заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Сергей Орлов, действия органов власти направлены на выявление законопослушных предпринимателей, обновляющих парк автобусов, не имеющих нареканий и вкладывающих средства в подготовку водителей. Тем не менее, недостатков в деятельности победителей конкурсов отмечается много. Возможностей же воздействовать на них со стороны контролирующих структур недостаточно. Необходимо усилить добросовестную составляющую конкуренции путем внесения поправок в Административный кодекс РФ для усиления ответственности за незаконное предпринимательство.

В чем состоит правовая неопределенность полномочий органов власти? - заострила обсуждение член Общественной палаты РФ Нина Поличка. По мнению членов ОКС, на рынке отсутствует механизм отсечения недобросовестных перевозчиков, в том числе и тех, кто проигнорировал конкурсные процедуры. Почти 10 лет продолжается борьба с перевозчиками на маршруте 333с в Хабаровске. Получив лицензию на пассажирские перевозки, они игнорируют предписания управления транспорта Хабаровска. Одна часть предпринимателей прикрывается туристической деятельностью, другая - додумалась организовать маршрут Хабаровск - Советская Гавань по несданной в эксплуатацию автодороге, где зафиксировано уже два дорожных происшествия с тяжелыми последствиями. Проверки ГИБДД приносят результаты в виде штрафов, кардинально же ситуацию не меняют. По маршруту 333с вынесены четыре судебных решения, но необходимых полномочий по регулированию маршрутной сети муниципалитеты так и не дождались. Федеральный закон об организации деятельности на пассажирском автотранспорте, принятый в первом чтении в 2007 году, до сих пор депутатами Госдумы РФ не принят. Так кто и за что отвечает на автобусных маршрутах? В чем тогда смысл в действиях управленцев на транспорте?

Начальник управления транспорта администрации Хабаровска Владимир Шкурин считает - речь идет не о торговле семечками, а о безопасности граждан. Стоимость проезда в больших автобусах и маленьких маршрутных такси устанавливается одинаковой по 15 рублей. Пассажиры пересаживаются в маленькие автобусы. Часть маршрутной сети приходится закрывать из-за низкой рентабельности, а в набитых людьми битком маленьких автобусах появляется угроза жизни и здоровью граждан. Муниципалитеты не могут повлиять ни на ценообразование, ни на формулы расчета тарифа по причине вакуума в нормативно-правовой базе. Упрекать чиновников в бездействии некорректно, так как кроме контрольных функций они разрабатывают новые маршруты для строящихся микрорайонов города, обосновывают численность автотранспорта, разбираются с жалобами пассажиров. В отсутствии федерального закона субъекты РФ вправе принимать свои нормативные акты, регулирующие порядок обслуживания на пассажирском транспорте. Нормативная база, разработанная в Законодательной Думе Хабаровска 10 лет назад, вошла в проект закона «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении в Хабаровском крае».

Законопроект направлен в прокуратуру Хабаровского края. Но она усмотрела в документе элементы коррупции, потому он отправлен на доработку - отметил Сергей Орлов. Высока вероятность, что он будет принят в 2013 году. Члены ОКС напомнили - подобные законы в ряде регионов приняты, но всех вопросов решить не смогли. Например, что делать с нерентабельными межмуниципальными маршрутами? Федеральным законом государственные дотации перевозчикам не предусматриваются. Что делать с нелегальными перевозчиками? Штраф даже в 300 тысяч рублей их не останавливает. После перерегистрации они вновь выходят на маршруты под другим названием. С разработкой законопроекта потеряно уже пять лет, а проблема не решается.

Член ОКС Евгений Шулепов подчеркнул, что причина задержки в разработке законопроекта - неверно расставленные приоритеты в оценке эффективности контролирующих пассажирский транспорт органов власти. Закон нужен не чиновникам, а пассажирам. Перевозчики на ставшем популярным в Хабаровске маршруте 333с лишь не вписались в нормативную базу. Но в течение 10 лет ни мэр города, ни надзорные органы, ни правительство края не смогли договориться о правилах игры на рынке пассажирских перевозок. Вожжи потеряны, вот “конь” и стоит. Показателем эффективности управленцев должно быть не количество проверок или сумма собранных штрафов, а объем поступивших от легальных перевозчиков в бюджет края и города налогов. Владелец многотонной фуры заплатил за девять месяцев 2012 года налог в размере 4000 рублей. Многие компании вообще ничего не платят, но зарплаты чиновников продолжают расти.

Председатель правления ДОПП Евгений Шулепов предложил включить в итоги обсуждения ОКС в качестве рекомендации - пересмотреть критерии оценок эффективности деятельности органов власти, может тогда сопротивление негативным факторам на пассажирском транспорте усилится. В противном случае рост конкуренции среди перевозчиков не станет фактором роста качества обслуживания и безопасности на маршрутах. Вопрос утверждения краевого закона об организации транспортного обслуживания члены ОКС предложили заложить в новую редакцию программы развития конкуренции в Хабаровском крае.

Андрей СМИРНОВ.